Конспект урока по окружающему миру по теме: «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениями и человеком;
  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

Личностные:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         22.10.2019

Школа: №148

Класс: 3 «Е»

Кабинет: 205

Урок: 3

ФИО учителя: Морозова Ольга Александровна

ФИ студента: Саттарова Э.Х., 42 группа

ФИО методиста: Горячёва Светлана Леонидовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениями и человеком;
  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

Личностные:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Учебник: «Школа России» Окружающий мир 3 кл. 1 ч А.А. Плешаков, Рабочая тетрадь: «Школа России» Окружающий мир 3 кл. 1 ч А.А. Плешаков, презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа

15  сек.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Эльвина Хайдаровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Отвечая правильно на вопросы, я буду раздавать вам жетоны. В конце урока мы проверим, сколько у вас жетонов и ребятам с большим количеством жетонов поставим отметки.

Приветствуют учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: самостоятельная работа

7 мин.

- Прежде чем начать урок давайте повторим то, что вы изучали на прошлом уроке. На столах у вас лежат небольшие листочки, вам необходимо подписать свою ФИ и вариант: 1 или 2, и написать ответ на вопросы. Потом мы соберём их, и Ольга Александровна потом выставит оценки.

Вопросы:        

Вариант 1:

1. Как называется наука о растениях?

2. Прочитайте описание одной из групп растений и назовите его:

Жители воды, одни из них так малы, что можно рассмотреть только в микроскопе. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи похожие на длинные бурые ленты.

3. К какой группе растений относятся: ель, сосна, пихта, можжевельник и лиственница?

4. Прочитайте описание одной из групп растений и назовите его:

Их легко узнать по красивым листьям, похожи на большие перья. Кроме листьев они имеют корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

5: Назовите растения группы цветковых растений.

Вариант 2:

1. На какие группы делят ученые-ботаники царство растений?

2. Прочитайте описание одной из групп растений и назовите его:        

Растут во влажных местах, имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3. К какой группе растений относятся: пион, роза, астра, василек, мимоза и ромашка?

4. Прочитайте описание одной из групп растений и назовите его:

Растения, у которых не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых развиваются семена.

5. Назовите растения группы хвойных растений.

- Если вы все выполнили, то поменяйтесь листочками с соседом по парте. Сейчас у вас очень важное задание. Вы должны проверить работы своих одноклассников, опираясь на образец на экране, и потом поставить отметку. Если нет ошибок – отметка 5, если 1 ошибка – отметка 4, если 2 ошибки – отметка 3, если 3 и более ошибок – отметка 2. Теперь передавайте листочки с работами вперед на 1 парту.

Ответы:

Вариант 1:

1. Ботаника;

2. Водоросли;

3. Хвойные растения;

4. Папоротники;

5. роза, ромашка, пион, астра, мимоза, василёк и т.д.

2 вариант:

1. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

2. Мхи;

3. Цветковые растения;

4. Хвойные растения;

5. ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница и т.д.

Взаимопроверка и оценивание.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Р: контроль, коррекция, оценка

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа учителя с учениками

5 мин.

- Подумайте, без чего не могут обходиться растения?

- Чтобы узнать тему урока расположите буквы слов в правильном порядке: «ЛНСЦОЕ, ТСЕНАРИЯ И ЫМ С АМИВ»

- Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Подумайте и попробуйте сформулировать цель на сегодняшний урок.

- Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы?

- Какие признаки живой природы вы знаете?

- Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

солнце, свет, почва, вода

«Солнце, растения и мы с вами»

Познакомится с питанием и дыханием растений.

Объекты живой и неживой природы.

Дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником.

10-12

мин.

Дыхание растений

- Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений?

- Посмотрите схему на с. 75 и попробуйте объяснить, как дышат растения.

Питание растений

- Откуда растения получают питательные вещества и воду?

- А что содержится в почве, необходимое для жизни растений?

- Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал?

- Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем, что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

- Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Прочитайте рассказ ученого-ботаника «Тайна растений» по цепочке. И после ответьте на вопрос: Откуда берутся в растениях сахар и крахмал?

- Итак, листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

- Также какое открытие сделали ученые? Что образуется вместе с питательными веществами в «Зеленой» кухне?

- Почему мы должны бережно относится ко всем растениям?

- Посмотрите 2 схему на с. 75. Опишите процесс питания растений.

- Хорошо, теперь встаем на разминку. (видео)

Из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

Из почвы.

Вода, воздух, перегной, минеральные соли.

Нет.

Читают по цепочке.

Ответы детей.

В зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.

Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев. А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа в группах

4-5

мин.

- Сейчас вы разделитесь на группы по 4-5 человек и попробуйте составить схему «Что дают растения животным и человеку». Но сначала повторим правила работы в группе.

- Хорошо. Теперь можете приступить к заданию. Вам необходимо составить схему на тему «Что дают растения животным и человеку». У вас 5 минут.

- Время вышло! Проверяем, что у вас вышло. Пожалуйста 1 группа выйдите и покажите, что вы сделали. У других групп так же или есть отличия? Какие?

Для человека:

1) Пища (фрукты, овощи, грибы, ягоды, трава).

2) Лекарства.

3) Для красоты (дизайн, домашние цветы).

4) Поддерживает жизнедеятельность организма (сбор углекислого газа и выработка кислорода).

5) Лен и хлопок делается из растений, а значит благодаря растениям человек одевается.

6) Используется для строительства.

Для животных растения служат пищей, лекарствами, убежищем (домом), обеспечивают кислородом.

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа.

7 мин.

- Теперь все учебники закройте и уберите на край стола. Вам сейчас будет нужна только ручка. У вас на столах лежат листочки, вам необходимо написать ответы на вопросы. Не забудьте их подписать.

Вариант 1:

А1. Укажи, в какой части растений «готовится» пища.

1) в корне

2) в листе

3) в семенах

4) в цветке

А2. Вспомни, что необходимо для работы любого организма.

1) пища

2) энергия

3) вода

4) воздух

А3. Отметь, откуда человек получает питательные вещества.

1) от животных

2) вырабатывает сам

3) от растений

4) от неживой природы

А4. Обозначь газ, который выделяют растения в процессе дыхания.

1) углекислый газ

2) азот

3) кислород

4) озон

В1. Найди неверное высказывание.

1) Растения вырабатывают кислород.

2) Сахар и крахмал образуются только на свету.

3) Животные сами вырабатывают питательные вещества.

4) К растениям надо относиться бережно.

В2. Подумай, кто не пользуется питательными веществами.

1) люди

2) птицы

3) звери

4) неживая природа

С1. Обозначь, что необходимо для приготовления пищи растениями.

1) свет

2) кислород

3) углекислый газ

4) вода

2 вариант:

А1. Докажи, что растения – живые существа.

1. они двигаются

2. они разумны

3. они дышат

4. они слышат

А2. Что растения получают из почвы?

1. воду

2. сахар

3. крахмал

4. углекислый газ

А3. Какая часть растений «готовит» пищу?

1. корень

2. листья

3. цветы

4. стебель

А4. Что даёт свет для питания растений?

1. кислород

2. крахмал

3. воду

4. энергию

В1. Какое утверждение верно?

1. Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

3. Корни поглощают воду и выделяют углекислый газ.

4. Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

В2. Растения называют лёгкими планеты, так как они:

1. поглощают кислород

2. дышат

3. выделяют кислород

4. очищают воздух

С1. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

1.кислород

2. вода

3. свет

4. углекислый газ

- Теперь поменяйтесь с соседом по парте своими работами и проверьте их по образцу на слайде.

- Если вы все проверили, то поставьте оценку своему товарищу. Если нет ошибок – отметка 5, если 1-2 ошибки – отметка 4, если 3 ошибки – отметка 3, если 4 и более ошибок – 2. Теперь передавайте работы на 1 парту вашего ряда.

Работают самостоятельно. 

Ответы:

1 ВАРИАНТ:

А1-2

А2-2

А3-3

А4-1

В1-3

В2-4

С1-134

2 ВАРИАНТ:

А1-3

А2-1

А3-2

А4-4

В1-1

В2-3

С1-2,3,4

Взаимопроверка и оценивание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с рабочей тетрадью

1

мин.

- Хорошо, теперь откройте рабочие тетради на с. 43 и выполните задание №2.

- Если вы выполнили, то сделайте самопроверку по образцу на экране.

        

- Найдите в Р.Т. на с. 43 задание №3 и выполните его.

- Какие названия веществ у вас получились?

- Какова была цель нашего урока?

- Сумели ли мы решить поставленные задачи?

- Что интересного узнали на уроке?

При дыхании растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

Крахмал, сахар.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа учителя с учениками

2 мин.

- Наш урок подходит к концу. Сейчас у вас на партах лежат листочки, вам необходимо продолжить фразу.

«Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

- Спасибо за урок, до свидания.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Вариант 1: 1. Ботаника; 2. Водоросли; 3. Хвойные растения; 4. Папоротники; 5. роза, ромашка, пион, астра, мимоза, василёк и т.д. Вариант 2: 1. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; 2. Мхи; 3. Цветковые растения; 4. Хвойные растения; 5. ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница и т.д. Ответы:

Слайд 3

Вариант 1: 1. Ботаника; 2. Водоросли; 3. Хвойные растения; 4. Папоротники; 5. роза, ромашка, пион, астра, мимоза, василёк и т.д. Вариант 2: 1. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; 2. Мхи; 3. Цветковые растения; 4. Хвойные растения; 5. ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница и т.д. Ответы: Если нет ошибок – отметка 5, если 1 ошибка – отметка 4, если 2 ошибки – отметка 3, если 3 и более ошибок – отметка 2.

Слайд 4

«ЛНСЦОЕ, ТСЕНАРИЯ И ЫМ С АМИВ» Т ема урока:

Слайд 5

«СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ» Т ема урока:

Слайд 6

«СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ» Т ема урока: Цель урока:

Слайд 7

«СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ» Т ема урока: Цель урока: Познакомится с питанием и дыханием растений

Слайд 8

Солнце, растение, человек

Слайд 9

Объекты живой природы Объекты неживой природы Растение Человек Солнце

Слайд 10

П ризнаки живой природы

Слайд 11

П ризнаки живой природы Дышат Питаются Растут Развиваются Размножаются Умирают

Слайд 13

Откуда берутся в растениях сахар и крахмал?

Слайд 15

С оставьте схему «Что дают растения животным и человеку»

Слайд 16

Правила работы в группе: В группе должен быть ответственный; Работать должен каждый на общий результат; Один говорит, другие слушают; Свое несогласие высказывай вежливо; Если не понял, переспроси.

Слайд 17

С оставьте схему «Что дают растения животным и человеку»

Слайд 18

Вариант 1: А1-2 А2-2 А3-3 А4-1 В1-3 В2-4 С1-1,3,4 Ответы: Вариант 2: А1-3 А2-1 А3-2 А4-4 В1-1 В2-3 С1-2,3,4

Слайд 19

Вариант 1: А1-2 А2-2 А3-3 А4-1 В1-3 В2-4 С1-1,3,4 Ответы: Вариант 2: А1-3 А2-1 А3-2 А4-4 В1-1 В2-3 С1-2,3,4 Если нет ошибок – отметка 5, если 1-2 ошибки – отметка 4, если 3 ошибки – отметка 3, если 4 и более ошибок – 2.

Слайд 20

Р.Т. с. 43 №2

Слайд 21

При дыхании растение поглощает кислород , а выделяет углекислый газ . При питании растение поглощает углекислый газ , а выделяет кислород . Р.Т. с. 43 №2

Слайд 22

Р.Т. с. 43 №3

Слайд 23

Р.Т. с. 43 №3 Крахмал, сахар

Слайд 24

«Продолжите фразу»: • Мне было интересно… • Мы сегодня разобрались… • Я сегодня понял, что… • Мне было трудно… • Завтра я хочу на уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока по окружающему миру по теме: Мир растений.

Материал содержит конспект урока и презентацию. Проведён в 3 классе. УМК " Перспектива"....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения."

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения." (Условия, необходимые для развития растений.)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об охране растительного мира.Планируемые результатыПредметные:- знать виды редких растений, почему растения необходимо охранять, и причины их ис...