Технологическая карта урока литератерного чтения. Тема: Ненецкая сказка "Кукушка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Светлана Михайловна Деева

УМК "Перспектива". 2 класс. Урок по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Ненецкая сказка «Кукушка»

               1. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.

             2.  Задачи:

                - образовательные:

               формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;

 закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки;

              - развивающие:

               развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;

развивать умение  сравнивать сказки; работать со словарём;

развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа;

развивать речь, наблюдательность, память;

             - воспитательные:

способствовать осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;

воспитывать  чувство сопереживания;

формировать осознание нравственного долга перед родителями.

3. Тип урока: «открытие» нового знания.

4. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

5. Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

6. Паспорт урока

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: познакомить учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Задачи:

формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;

закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать выразительно, осознанно, без ошибок;
  • описывать героев, их действия, поступки;
  • работать с толковым словарём.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Личностные:

проявлять:

  • интерес к народной сказке и её героям;
  • позитивное отношение к чтению;
  • интерес к созданию творческой работы по теме.

Метапредметные связи: окружающий мир.

УМК: «Перспектива»

Ресурсы урока:

1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова. Литературное чтение в 2-х частях. 2 класс  М.: Просвещение- 2014.

2. Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

3. Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в группе.

4. Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

7. Технологическая карта урока

Этапы урока (мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организаци-онный момент

(1 мин.)

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работу начинаем.

Мотивация на настрой урока

Слушают, настраиваются на  работу.

Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

II. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Домашнее задание выполняли по выбору. Первая группа подготовила пересказ сказки «Айога». Вторая группа подбирала пословицы, объясняющие главную мысль сказки «Айога».

Организует проверку домашнего задания.

Представляют домаш-нее задание, дополняют отвечающих, помогают объяснить смысл пословиц

Коммуникативные:

Включаются в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з

III.Актуализация знаний (4 мин.)

1. Беседа:

- Кто автор сказки «Айога»?

- Что вы узнали о нанайцах?

- Какова главная мысль сказки?

2. Работа с пословицей. Слайд № 1

- Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери, друга.

Организует деятельность обучающихся.

Вывешивает табличку с пословицей на доску.

1.Отвечают на вопросы:

- Автор сказки- нанайцы. Это северный народ.

2. Составляют из слов пословицу. Проверка (Слайд № 2)

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Речевая разминка (раздаточный материал):

Она всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.

-Прочитайте медленно, потом  ускоряя темп.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

-Как связаны пословица и стихотворение?

Организует деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.

Создаёт проблемную ситуацию:

- Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?... Отгадайте загадку.

Отрабатывают выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по рядам).

Отвечают на вопросы.

Личностные:

Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.

Коммуникативные:

Включаются в диа-лог со сверстниками.

4. Работа с загадкой.

Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

5. Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»

-Отгадайте загадку.

-Расскажите, что вы знаете об этой птице.

-Почему птицу так назвали?

Отгадывают загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.

Слайд № 3.

Познавательные:

Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

6. Работа со скороговоркой.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

-Работа в парах: чтение скороговорки.

Читают скороговорку, убыстряя темп. Слайд № 4.

Коммуникативные:

Воспринимают текст с учётом поставленной задачи.

IV. Постановка целей урока

(2 мин.)

Самоопределение к деятельности.

Беседа:

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Попробуйте определить цели урока.

- Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: ср. 82)

- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?

- Кто автор?

- Что вы знаете о нанайцах?

Предлагает озвучить тему и цель урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: узнать ещё об одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта сказка. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают предположение о содержании.

Регулятивные:

Планирование, целеполагание. Познавательные:

Высказывают предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают проблемные вопросы.

V. Организация познавательной деятельности

(12 мин.)

 

1. Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».

Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

-Каковы условия жизни нанайского народа?

-Почему рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек?

Воспринимают информацию, обсуждают увиденное.

Слайды № 5, 6.

Познавательные:

Выявляют особенности объектов в процессе рассматривания.

Личностные:

Выдвигают гипотезы и их обоснование.

Воспринимать речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.

2. Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.

Организует деятельность обучающихся.

Следят за двигающимися фигурками на экране.

Личностные:

Формирование личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью

3. Знакомство со сказкой. (Чтение текста хорошо читающими учениками)

4. Словарная работа: малица, чум.  (Работа со словарём с опорой на фото презентации)

Слайд № 8.

5. Первичное закрепление.

Анализ содержания сказки.

- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).

- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

- Назовите персонажей сказки.

- Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?

-Охарактеризуйте детей.

-Почему сказка так называется?

- Какие чувства испытала больная мать?

- Какова главная мысль этой сказки?

- Чему учит сказка?

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Что вас особенно тронуло в сказке?

-Все ли слова вам понятны?

Предлагает вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный настрой сказки

Отвечают на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.

Читают в словаре толкование незнакомых слов.

Отвечают на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки.

Личностные:

Эмоциональное осознание окружающего мира.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.

Регулятивные:

Учатся находить и объяснять непонятные слова.

Коммуникативные:

Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.

6. Работа над выразительным чтением.

а) Подготовительный этап (работа над трудными для чтения словами). Слайд № 9.

На-щат-та  (натащат)

Ло-пе-сох-ре (пересохло)

Рну-обе-лась (обернулась)

Ли-из-ра-ни (изранили)

Все-на-гда (навсегда)

б) Работа над интонацией.

в) Чтение по ролям.

Предлагает составить из слогов слова.

- С какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?

-Как распределить роли в сказке?

Составляют из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10

Объясняют, с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям.

Коммуникативные:

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.

Личностные:

Проявляют позитивное отношение.

Предметные:

Формирование умения читать по ролям.

VI. Физминутка (2 мин.)

   «Без мамы мы скучаем».

   Слайд № 11.

Организует деятельность обучающихся.

Выполняют упражнения, танцуют в парах.

Личностные:

формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений

(14 мин.)

1. Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»

2. Проверка выполнения теста.

3. Работа в группах. На партах таблички с названиями групп: «Театр», «Географы», «Аналитики», «Литераторы».

Задания для групп

Задание для группы «Аналитики»: какие признаки сказки есть в ненецкой сказке «Кукушка», каких признаков нет?

Задание для группы «Географы»: выпишите всё, что узнали о жизни и быте ненцев из сказки «Кукушка».

Задание для группы «Театр»: инсценировать сказку «Кукушка».

Задание для группы «Литераторы»: придумайте продолжение сказки так, чтобы конец сказки был счастливым.

4. Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.

-Посмотрим, внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста в трёх вариантах.

Предлагает поработать в группах. Помогает группам выполнять задания. Организовывает обсуждение выступления каждой группы.

Выполняют тест, проверяют по образцу. Слайды № 12, 13, 14.

Работают в группах: ведущий распределяет задания и назначает ответственных. Группы готовят выступления и презентуют классу. Обсуждают выступления групп, дополняют, корректируют по необходимости.

Коммуникативные:

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.

Познавательные:

Анализировать содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.

Регулятивные:

Осуществлять самопроверку.

Оценивать результаты своей и чужой деятельности.

VIII. Подведение итогов

(2 мин.)

- Что вас удивило сегодня больше всего?

- Что понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- О чём пришлось задуматься?

-Возвратимся к началу урока, добились ли мы поставленных целей?

Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.

Регулятивные:

Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.

IX. Рефлексия «Букет для мамы»

(2 мин.)

- Оцените работу класса.

Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было не интересно или тяжело.

Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно рефлексии «Букет для мамы»

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

Слайд № 15.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

X. Домашнее задание (2 мин.)

- Каким может быть домашнее задание?

Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять.

Предлагает домашнее задание выбрать по желанию.

Слушают учителя, задают вопросы для уточнения.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИЯ

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

1.  Группа  подчиняется  ведущему.

2.  Задание  читает  ведущий.

3.  Обсуждение или выполнение задания проводится шёпотом.

4.  В  группе  заслушиваются  мнения  всех  -   по  очереди.

5.  Обсуждение  в  группах  заканчивается  по  команде  учителя.

6.  Ведущий назначает презентующего или презентует задание сам.

7.  Все ученики заслушивают презентации других групп.

8.  После  выступления  каждой группы  класс  обсуждает правильность решения.

Приложение № 2

Тесты

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Сравни сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу.

Напиши, из каких сказок эти предложения.

1. «Не один, не два раза просила мать».

    _________________

2. «Вот однажды говорит ей мать».

    _________________

3. «И рыбу мать сама на реке ловила».

    _________________

4. «Я в воду упаду».

    _________________

5. «И вдруг малица перьями покрылась».

    _________________

6. «Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила»,

     ________________

Обведи правильный ответ.

1. Нанайцы и ненцы живут-

    а) на юге,

    б) на востоке,

    в) на севере.

2. В сказках говорится -

    а) о мамах и их детях,

    б) о животных,

    в) о животных и детях.

3. Окончание сказок «Айога» и «Кукушка»

    а) весёлое,

    б) грустное

    в) не знаю.

План сравнения

«Айога»

«Кукушка»

Жанр

Название народа

Тема сказки

Герои

Поступки героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературное чтение Тема " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "

Разработка урока для 2 класса по теме "  Лирические стихотворения Ф.Тютчева  "...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний.        Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения  Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...