Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Селезнева Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока литературного чтения

 

 

Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_selezneva_n.yu_._bogradskaya_sosh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальный  конкурс «Звездный урок учителя - 2018» 

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Автор: Селезнева Наталья Юрьевна

учитель начальных классов,

МБОУ «Боградская СОШ»

2021г.

Пояснительная записка

Учитель: Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Боградская СОШ»

Урок литературного чтения

Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда».

Место урока в учебном курсе: на изучение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» отводится 3 часа.

Тип урока: систематизации знаний.

Характеристика класса: 3 «В» класс. 16 учащихся: 9 девочек и 7 мальчиков. 12 учеников класса проявляют активный интерес к чтению, 4 ученика занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Все учащиеся ведут дневник дополнительного чтения. Большую активность в классе проявляют 5 учеников, 2 ученика бывают вспыльчивы, несдержанны, 8 ученикам свойственна усидчивость, продуктивность деятельности. Учащиеся любят работать в группе, легко распределяют обязанности и справляются с поставленными перед группой задачами.

Программа: «Школа 21 века».

Авторы программы: Н.Ф. Виноградова

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Раздел: Чтение: работа с информацией.

Количество часов: 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, фотографии из классного архива, повесть А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда»

Цель урока

учить детей анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.

Задачи урока

1. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.

  1.  Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
  2.  Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Технологии

Личностно-деятельностный  подход, интерактивная групповая технология, технология   оценивания  учебных  успехов (правило  самооценивания)

Планируемый  результат

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному  

2. Формирование восприятия.

Метапредметные  умения

 Регулятивные УУД: 

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной речи.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при  работе  в группе, корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные  умения

  1. 1. Понимать  и формулировать  своё отношение к авторской  манере письма.
  2. 2. Соотносить  автора , его  произведения  со  временем  их  создания.
  3. 3. Самостоятельно  давать характеристику  герою.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. 1.Организационный момент.
  2. (3 мин)

Столы в кабинете расставлены для групповой работы (2 группы по 5 человек и 1 группа — 6 человек).

- Обратите внимание на фотографии, размещенные на доске (коллективные фото самих детей со школьных мероприятий). Что на них изображено? Вы сфотографированы одни?

-Как ещё можно назвать ваших одноклассников?

-Кто может сказать о чём сегодня на уроке мы будем рассуждать?

- С каким произведением о настоящей дружбе детей мы познакомились на прошлом занятии по литературному чтению?

- Совершенно верно. Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Учащиеся рассаживаются за столы.

Дети отвечают, что изображены на фото они сами с друзьями.

- Нет, с одноклассниками, с друзьями.

- Друзья.

- О дружбе.

- С произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

- Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

-Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда».

- Определить главную мысль повести.

- Сформулировать собственное отношение к  повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

  1. 2. Актуализация знаний

(7 мин)

Перед вами лежат таблицы. Заполните их самостоятельно по произведению А.П. Гайдара «Тимур и его команда». На выполнение задания у вас 2 минуты.

 «+»

«-»

«интересно»

- Какие моменты вы записали в плюсы?

- Что вы отнесли к минусам?

- Какие эпизоды показались самыми интересными?

Для того, чтобы лучше понять поступки наших героев мы составим ментальные карты главных героев повести. 1 группа, используя подготовленные отрывки из повести и видеофрагмент составляет ментальную карту Жени, 2 группа — Тимура, 3 группа — Миши Квакина. Перед работой в группе вспомним правила.

Один представитель от группа будет презентовать ментальную карту. Ограничение по времени 3 минуты на одну презентацию.

На выполнение задания у вас 15 минут.

Ученики в столбец «+» записывают положительные момента произведения, в столбец «-» отрицательные моменты, в столбец «интересно» - те моменты, которые показались самыми увлекательными.

- Помощь девочки Жени, сельским жителям, настоящие друзья, не бросают своих в беде.

- Поступки Миши Квакина и его команды, когда Женя забыла отправить телеграмму отцу и забралась в чужой дом без разрешения.

Ученики кратко пересказывают интересные моменты из повести.

Слушают инструкцию учителя

Отвечают на вопросы.

Правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

  1. 3. Реализация проекта

(15 мин)

Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, контролирует работу групп.

Сообщает капитанам групп о начале самооценивания в группах.

Гимнастика для глаз

Ученики составляют ментальные карты героев повести используя отрывки из произведения и видеофрагменты детского фильма.

Заполняют карточки самооценки

  1. 4. Защита проекта

(6 мин на презентацию и 4 минуты на обсуждение)

- Группы готовы к презентации. Всё внимание первой группе, которая презентует ментальную карту девочки Жени.

Учитель указывает на сильные  и слабые стороны презентации.

- Вторая группа представляет нашему вниманию ментальную карту Тимура.

Учитель указывает на сильные  и слабые стороны презентации.

-Третья группа презентует ментальную карту Миши Квакина.

Учитель указывает на сильные  и слабые стороны презентации.

- Каких герое можно отнести к положительны, каких к отрицательным? Почему? Докажите.

-Вы сказали, что Женя и Тимур умеют дружить. Что это означает?

- Где мы можем узнать точное значение слова?

- Возьмите словари на ваших партах и прочитайте, что такое дружба.

- У вас есть настоящие друзья?

- Как вы считаете, чему учит повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда»?

По одному представителю от группы презентуют ментальные карты героев повести. Ученики задают интересующие и уточняющие вопросы.

Женя и Тимур -положительные герои, им присущи такие качества как доброта, преданность, справедливость. Они умеют дружить.

Миша - отрицательный герой. Он ворует яблоки, имеет вредные привычки, не воспитан.

Рассуждают на заданную учителем тему.

- В толковом словаре.

Один ученик читает вслух:

- Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (толковый словарь Ожигова)

Дети называют своих друзей.

- В любом возрасте и в любой ситуации нужно оставаться порядочным, честным, отзывчивым и никогда не бросать друзей в беде.

  1. 5. Рефлексия

(4 мин)

- Вспомним задачи, которые мы поставили перед собой вначале урока. Все ли мы их выполнили?

-Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда».

- Определить главную мысль повести.

- Сформулировать собственное отношение к  повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

- Что изменила в вас повесть А.П. Гайдара?

- Как вы думаете живут ли среди нас гайдаровские «Тимуры»? Кто они?

- Поднимите руку те, кто считает себя похожим на Тимура. Какими качествами вы с ним схожи?

- Настало время рефлексии. Выберите из предложенных стикеров один и наклейте лучик солнцу: желтый — всё получилось, было интересна, оранжевый — столкнулся с трудностями, но смог их преодолеть, красный — было сложно, ничего не понял.

Учитель выставляет отметки ученикам за работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, доказывают своё мнение.

- Характеристику героев составляли в группах.

- Главная мысль повести: не бросай друзей в беде, будь порядочным и честным.

Дети высказывают своё отношение к повести, аргументируя его примерами из произведения.

- Появилось желание помогать незнакомым людям, дорожить дружбой, быть всегда честным и справедливым.

- Да. Это дети, которые помогают ближнему, всегда действуют справедливо, в трудной ситуации всегда окажут помощь.

Ответы учащихся.

Ученики выбирают стикеры и приклеивают к солнцу.

  1. 6. Домашнее задание

(1 мин)

- Нарисуйте понравившегося героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "С. Васильев «Я помню, ранило березу …" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством С. Васильева; развитие и совершенствование навыки выразительного чтения. Задачи урокаДидактические:Познакоми...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...