Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение «Семейное чтение.Притча» 3 класс | 128.74 КБ |
Литературное чтение «Семейное чтение.Притча» 3 класс | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 01.10.2021 Школа: № 95 Класс: 3-9 Урок: 3 Время: 9:55-10:35 Кабинет: 318 | Студент: Колдаева Ирина Группа: 42 Учитель: Пашнина Т.С. Руководитель практики: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Семейное чтение. Притча»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчи
Задачи урока
Дидактические:
- Организовать работу по осмысленному чтению и восприятию притчи
- Формировать знания о притче как одной из форм самовыражения личности
- Формировать умение видеть и определять особенности притчи как жанра
Научиться определять значения новых слов;
• Познакомить учащихся с основными приемами поиска слов в словаре;
• Закрепить знания о видах словарей;
• Расширение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
- Развивать умение выражать свою точку зрения с помощью учебного диалога
- Развивать умение слушать других с помощью обмена мнениями и обсуждения произведений.
Воспитательные:
- Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при ответе на уроке и написании отзыва;
- формировать мотивацию к обучению;
- воспитывать интерес к предмету через использование
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||||||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная работа. Словесный: рассказ учителя | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создает эмоциональный настрой.
Скажите, какие положительные качества человека вы знаете? Предлагаю взять все положительные качества на наш сегодняшний урок и показать, что мы знаем и как умеем работать. Садитесь! | 1. Показывают готовность к уроку.
| Л: самоопределение. М: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | Презентация, слайд 1. | |||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления | Фронтальная работа. Практический: парная работа Словесный: беседа. Практический: языковой анализ. |
Подумайте и ответьте на мой вопрос В каких литературных жанрах мы встречаем мудрое изречение? Вспоминаем жанры литературных произведений. Верно. Я прочитаю произведение. Послушайте его и ответьте на вопрос что это за жанр произведения? У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал: | 1. Отвечают на вопросы учителя. В пословицах, в сказках, в баснях, притчах, рассказах | П: повторение знание о литературных жанрах М: выполнение пробного учебного действия(Р); аргументация своего мнения и позиции(К). | Презентация, слайд 2, 3. | |||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа. Словесный: беседа, учебный диалог | 1. Проводит параллель с ранее изученным материалом. 2. Подводит к теме и целям урока. 3. Ориентирует на ответ полным предложением Разгадайте ребус, возможно в нем заключена тема нашего сегодняшнего урока Какая тема сегодняшнего урока? Откройте учебник и посмотрите, какое название темы предлагает нам автор учебника. Мы с вами еще не знакомы с понятием притчи. Предположите, какая цель урока?
На доске нарушена последовательность плана, вам необходимо восстановить ее. 1) Вспомним жанры произведений 2) Познакомимся с понятием «притча» 3) Прочитаем притчи и определим их признаки 4) Подведем итоги Проверяем себя, какой пункт плана мы уже выполнили? Верно, молодцы, на уроке мы будем обращаться к этому плану. | 1. Подводят к теме и целям урока. Притча Семейное чтение. Притча Познакомиться с понятием «Притча» 1) Вспомним жанры произведений 2) Познакомимся с понятием «притча» 3) Прочитаем притчи и определим их признаки 4) Подведем итоги Вспомним жанры произведений- пункт, который мы выполнили | П: составить план. М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); осознание ответственности за общее дело (Л). Умение осуществлять выбор и планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей (Р) | Презентация, слайд 4, 5. | |||||||
, "Открытие" де нового знания | Проение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа. Практический: самостоятельная работа. Практический: наблюдение над языковым материалом Словесный: беседа. Групповая работа. Практический: самостоятельная работа. Словесный: беседа |
Послушайте притчу. Попытайтесь ответить на вопрос: Какие особенности притчи вы выявили? О плохом и хорошем Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину». Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся». Попробуйте ответить на вопрос. Обратите внимание на объем произведения. Обратите внимание на вывод, который я сделала
Попробуйте объяснить своими словами, что такое притча? Ничего страшного, если вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших. - В словаре, дано следующее определение понятию Притча это литературный жанр - малый поучительный рассказ, заключающий в себе множество премудростей. Давайте обратимся к истории создания притчи. Притча является одним из древнейших жанров литературы наравне с загадкой, басней и сказкой. Самыми ранними притчами считаются дервнееврейские притчи, записанные в Библии.
Как вы думаете, почему нам стоит читать притчи? Прочитайте. Притчи помогают нам в понимании истины. Одни из них приносят нам вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложена правда, определённый урок. Многие люди при принятии ответственных решений, ищут ответ в притчах и поучительных историях дошедших до наших дней. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Вот почему так важно читать притчи. |
Предположение детей Особенности притчи как жанра литературы: -небольшой объём, -изложение в иносказательной форме, -глубокий нравоучительный смысл в форме поучения, | П: Формирование новых знание о притче как о жанре М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); контроль (Р); Л: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; Л: потребность в чтении; | Работа с мультимедийной презентацией. | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Итак, посмотрите на текст притчи под названием «Что побеждает?» . Кто желает прочитать притчу громко четко вслух? Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 2. Работа с притчей 1.Кто главные герои притчи? 2. Что представляет собой каждый волк? 3. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? 4. Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)? 5. В чем нравственный урок притчи? | Читают Старик и Внук Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. С борьбой двух волков Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от меня самого Эта притча заставляет меня задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро | Предметные: производить анализ и работу с притчей (Р), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению(Р). | Работа с мультимедийной презентацией,учебник | ||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. |
Делу время — Не имей сто рублей Без труда Слово не воробей 2) Кто главные герои притчи «Что побеждает?» ? 3) назовите положительные качества волка в притче «Что побеждает?» Критерии: 0 ошибок – «5» 1ошибка – «4» |
| Предметные: формирование умений применять приобретенные знания умения и навыки;.ПУУД: создание собственных способов решения.РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.ЛУУД: умение отвечать за свой выбор,ориентироваться | Работа с мультимедийной презентацией,учебник | |||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа. Словесный: беседа, учебный диалог. Частично поисковый: беседа. Практический: самостоятельная работа. | 1.Организация работы с текстом учебника 2.Анализ притчи - Прочитайте название второй притчи. Как вы думаете , какие качества самые важные в жизни? - Давайте прочитаем и проверим, правы ли мы с вами, прочитав текст произведения. - Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете? - Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее | 1.Работают с притчей Если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга чтобы не случилось | Предметные: научиться проводить диагностику уровня понимания; ПУУД: умение анализировать и обобщать.РУУД: умения планировать свои действия.КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам. | Работа с мультимедийной презентацией | |||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа. Словесный: беседа | 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. 2. Опора на план урока
Расскажите, что вы усвоили из наших притч?
|
Нет, не подвели итог | Л: самооценка. Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Работа с мультимедийной презентацией |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каких литературных жанрах мы встречаем мудрое изречение ?
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал: – Будь счастлив. Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил: – Неужто ты такой смиренный? – Нет, – ответил нищий, – просто если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Разгадайте ребус
План 1) Подведем итоги 2) Проанализируем текст и познакомимся с понятием «притча» 3) Прочитаем притчи и определим их признаки 4) Вспомним жанры произведений
План 1) Вспомним жанры произведений 2) Проанализируем текст и познакомимся с понятием «притча» 3) Прочитаем притчи и определим их признаки 4) Подведем итоги
О плохом и хорошем Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину». Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».
Особенности притчи как жанра литературы: -небольшой объём -изложение в иносказательной форме -глубокий нравоучительный смысл в форме поучения
Это литературный жанр- малый поучительный рассказ, заключающий в себе множество премудростей.
Кто главные герои притчи ? Что представляет собой каждый волк ? С чем сравнивает старик внутренний мир человека ?
Как вы понимаете ответ старика на вопрос внука ? В чем нравственный урок притчи ?
Составьте пословицы: Делу время — Не имей сто рублей, Без труда Слово не воробей Вылетит- не поймаешь потехе час не выловишь и рыбку из пруда а имей сто друзей
2) Кто главные герои притчи «Что побеждает?»? 3) назовите положительные качества волка в притче «Что побеждает?»
Без труда не вынешь и рыбку из пруда Слово не воробей, вылетит не поймаешь Делу время- потехе час Не имей сто рублей, а имей сто друзей
2) Главные герои притчи - старик и внук 3) Мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность
План 1) Вспомним жанры произведений 2) Проанализируем текст и познакомимся с понятием «притча» 3) Прочитаем притчи и определим их признаки 4) Подведем итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...