Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

Урок открытия новых знаний. 

       Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна.        

Планируемые результаты (предметные):  Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_vethaya_izbushka.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Педагогическая цель

Познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна.

Тип, вид урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

регулятивные

 – формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса;

познавательные 

– ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию;

коммуникативные

 – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;

личностные

– проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах, самостоятельная работа.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сценарий урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)

Словесное приветствие.

Беседа

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

-Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Планируемые результаты:

Организовывают рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность.

  1. Актуализация знаний

Речевая разминка

Проверка домашнего задания.

Жужжащее чтение                                                     Только что мы отдыхали                                                            И смеялись, и скакали.                                            Прозвенел сейчас звонок,                                              Значит начался урок.                                           Чтоб урок прошел не зря                                                 Отвлекаться нам нельзя!  

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

-Стихотворения какого поэта вы читали на прошлых уроках?

-Давайте послушаем выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения С. Чёрного «Воробей»

Читают. Выполняют задания учителя.

Слушают. Оценивают.

Познавательные: осмысленно читают текст. Строят речевое высказывание

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие друг с другом.

Планируемые результаты:

настраиваются на познавательную деятельность.

  1. Введение в тему.

Постановка учебной задачи.

Компьютерная презентация

- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.        

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.        

Солнце за горку ушло,        

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

 Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, -

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

 Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель»,               а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке.

Рассказ о жизни и творчестве поэта.

- Как вы думаете, стихи какого поэта мы будем сегодня читать.

- Откройте учебник стр. 50 и прочитайте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Дети слушают стихотворение.

Формулируют тему урока и учебную задачу.

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал,  выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.  

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Планируемые результаты:

Формулируют тему, цель урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство со стихотворением «Ветхая избушка»

(до чтения).

Знакомство со стихотворением

Работа над стихотворением

Показывает картинки. Формулирует задания, организует их выполнение.

- Что такое избушка? (маленький домик)

- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?

- О чем оно?

-А как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему?

А сейчас послушайте стихотворение и

 постарайтесь почувствовать настроение

автора и исполнителя.

Звучит запись стихотворения под музыку в исполнении артиста.

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях?   

любовью.)

– Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.)

-Дети, а как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему?

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Прогнозируют содержание текста по заглавию, картинкам

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.  

Регулятивные:

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. 

Планируемые результаты:

Осуществляют анализ, приводят доказательства, делают выводы.

V. Работа над содержанием прочитанного стихотворения.

Словарная работа

Акцентное вычитывание текста.

Практический: анализировать выразительное чтение.

Работа в группе

Практический: составление синквейна, защита своего творческого продукта перед классом.

Формулирует задания, организует их выполнение.

-Давайте разберем непонятные слова. ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

 ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь

-Поэт рассказал об увиденном с радостью или с грустью?

(с радостью; детям очень весело играть зимой).

- Есть ли грустные моменты?

(бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и также порезвиться вместе с детьми).

-Как надо прочитать эти строчки? (медленно, грустно, задумчиво)

- Найдите и прочитайте описание  первой  иллюстрации   в  учебнике.

Чтение 1-го столбика.

- На кого глядит? (на внуков)

Почему грустит бабушка?

(Наблюдая за внуками, бабушка вспоминает свое детство).

- А внуки что делают?  

- Каково настроение детей?

-Как прочитаем эти строчки? (эти строки читаются более высоким и  радостным  тоном

Найдите  описание  2-ой иллюстрации.

Выделите   голосом  слова  весел,  бегают,  смеются,  звонко  раздаются.

Чтение  2-го  и  3-го  столбиков.

-Объясните значение слова шалунишки. (Шустрые, подвижные,)

 -Какой знак стоит в конце второго и третьего четверостишия? (многоточие).

- Что обозначает многоточие? (Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для  обозначения перерыва в речи  при незаконченности высказывания)

Чтение 4-го столбика.

- В  каком  доме  дети  будут  резвиться?

(снежном,  сделанном из  снега)

-Как понимаете  резвая игра?

(Подвижная, быстрая,веселая, например: резвая рысь)

- Какой  знак  стоит  в  конце  предложения  в  4-ом  столбике?

( восклицательный)

- Как надо  прочитать?

(С сильным чувством)

- Хочется  детям  уходить  домой?

- А  вам  хотелось?

-Как понимаете слово застудят? (Замерзнуть, озябнуть)

- И что же  произошло  на  следующий  день?

- О  чем  они  сожалеют? (Снег  растаял)

- Как надо прочитать эти строчки?

- Прочитайте  об  этом.

-Каким словом можно заменить слово ан? (Вот)

 Чтение  трех  сточек    5-го  столбика.

- Но  стихотворение  не  заканчивается  на  грустной ноте.

-Посмотрите  на  последнюю  строчку. Какой  знак  стоит  в конце?

(восклицательный.)

-Как  надо  прочитать  концовку  стихотворения?

(Чтение  последней  строчки)

- Какое  у  вас  настроение  с  приходом  весны?

- Весной  будут  другие  игры. У каждого  времени  года  свои прелести.

Выразительное чтение стихотворения.

Даёт задания. Напоминает правила работы.

- Ваша задача в группе составить синквейн. Кто скажет, что же такое синквейн и как его составлять?

Стараются объяснить лексическое значение малопонятных слов.

Читают. Доказывают свою точку зрения. Приводят примеры из текста.

Читают. Слушают. Оценивают друг друга.

Составляют синквейн.

Познавательные: осуществлять анализ, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Планируемые результаты:

Осуществляют анализ, приводят доказательства, делают выводы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

- С  каким  литературным  произведением  познакомились?

- Кто  автор?

- Для  чего  же  написал  это  стихотворение  А.А. Блок? (Чтобы мы поняли, что каждое время года прекрасно по – своему, и не надо сожалеть о том, что проходит, обязательно придет что – то новое).

Закончите предложения:

Подводят итог под руководством учителя.

Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.                                Планируемые результаты:     Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке.

VI. Домашнее задание:

Выучить наизусть.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Коммуникативные: умение слушать, понимать

Приложение: 

Сегодня на уроке мы познакомимся  с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока. Обратите ваше внимание на портрет А.А.Блока. Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения.

Какой взгляд у А.А.Блока? (умный, серьёзный)

Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (раньше)

На основании чего вы пришли к такому выводу?

Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа.

А.А.Блок (16 ноября 1880 – 7августа 1921). Бабушка, мать и две тётки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор на протяжении 36 дет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Это уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не была в большом почёте, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешёл на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет А.Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах стали выходить отдельными сборниками. Писал он пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения А.Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А.А.Блоку в Москве во дворе дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Урок литературного чтения 3 класс А.Блок "Ветхая избушка"

Материал содержит конспект урока, презентацию МП3 запись...

конспект урока по литературному чтению по теме "А. Блок. Ветхая избушка", 3 класс

данный конспект урока разработан по теме "А. Блок. Ветхая избушка"...

Урок по литературному чтению. Тема: А. А. БЛОК. «ВЕТХАЯ ИЗБУШКА»

. Изучение нового материала.– Сегодня мы познакомимся со стихами замечательного русского поэта Александра Александровича Блока.вывешивается портрет поэта.– С первых дней своего рождения Са...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...