Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок открытия новых знаний.
Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_vethaya_izbushka.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: А. Блок «Ветхая избушка»
Педагогическая цель | Познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна. |
Тип, вид урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | регулятивные – формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса; познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию; коммуникативные – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе; личностные – проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах, самостоятельная работа. Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Сценарий урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
| Словесное приветствие. Беседа | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
-Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения? - Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? - Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач - На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. Планируемые результаты: Организовывают рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность. |
| Речевая разминка Проверка домашнего задания. | Жужжащее чтение Только что мы отдыхали И смеялись, и скакали. Прозвенел сейчас звонок, Значит начался урок. Чтоб урок прошел не зря Отвлекаться нам нельзя! - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте выразительно. -Стихотворения какого поэта вы читали на прошлых уроках? -Давайте послушаем выразительное чтение. Чтение наизусть стихотворения С. Чёрного «Воробей» | Читают. Выполняют задания учителя. Слушают. Оценивают. | Познавательные: осмысленно читают текст. Строят речевое высказывание Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие друг с другом. Планируемые результаты: настраиваются на познавательную деятельность. |
Постановка учебной задачи. | Компьютерная презентация | - Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю: Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, - Верно, устал от работы: Завтра ему предстоит Много трудов и заботы. - Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. Рассказ о жизни и творчестве поэта. - Как вы думаете, стихи какого поэта мы будем сегодня читать. - Откройте учебник стр. 50 и прочитайте тему нашего урока. - Какие цели мы поставим перед собой? | Дети слушают стихотворение. Формулируют тему урока и учебную задачу. | Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. Планируемые результаты: Формулируют тему, цель урока. |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Знакомство со стихотворением «Ветхая избушка» (до чтения). Знакомство со стихотворением Работа над стихотворением | Показывает картинки. Формулирует задания, организует их выполнение. - Что такое избушка? (маленький домик) - Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый. - Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? - О чем оно? -А как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему? А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора и исполнителя. Звучит запись стихотворения под музыку в исполнении артиста. – Какие картины представили, слушая стихотворение? – С каким чувством поэт пишет о детях? (С любовью.) – Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.) -Дети, а как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему? – Как бы вы прочитали это стихотворение? | Прогнозируют содержание текста по заглавию, картинкам Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Регулятивные: Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. Планируемые результаты: Осуществляют анализ, приводят доказательства, делают выводы. |
V. Работа над содержанием прочитанного стихотворения. | Словарная работа Акцентное вычитывание текста. Практический: анализировать выразительное чтение. Работа в группе Практический: составление синквейна, защита своего творческого продукта перед классом. | Формулирует задания, организует их выполнение. -Давайте разберем непонятные слова. ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой; ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием; ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь -Поэт рассказал об увиденном с радостью или с грустью? (с радостью; детям очень весело играть зимой). - Есть ли грустные моменты? (бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и также порезвиться вместе с детьми). -Как надо прочитать эти строчки? (медленно, грустно, задумчиво) - Найдите и прочитайте описание первой иллюстрации в учебнике. Чтение 1-го столбика. - На кого глядит? (на внуков) Почему грустит бабушка? (Наблюдая за внуками, бабушка вспоминает свое детство). - А внуки что делают? - Каково настроение детей? -Как прочитаем эти строчки? (эти строки читаются более высоким и радостным тоном Найдите описание 2-ой иллюстрации. Выделите голосом слова весел, бегают, смеются, звонко раздаются. Чтение 2-го и 3-го столбиков. -Объясните значение слова шалунишки. (Шустрые, подвижные,) -Какой знак стоит в конце второго и третьего четверостишия? (многоточие). - Что обозначает многоточие? (Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи при незаконченности высказывания) Чтение 4-го столбика. - В каком доме дети будут резвиться? (снежном, сделанном из снега) -Как понимаете резвая игра? (Подвижная, быстрая,веселая, например: резвая рысь) - Какой знак стоит в конце предложения в 4-ом столбике? ( восклицательный) - Как надо прочитать? (С сильным чувством) - Хочется детям уходить домой? - А вам хотелось? -Как понимаете слово застудят? (Замерзнуть, озябнуть) - И что же произошло на следующий день? - О чем они сожалеют? (Снег растаял) - Как надо прочитать эти строчки? - Прочитайте об этом. -Каким словом можно заменить слово ан? (Вот) Чтение трех сточек 5-го столбика. - Но стихотворение не заканчивается на грустной ноте. -Посмотрите на последнюю строчку. Какой знак стоит в конце? (восклицательный.) -Как надо прочитать концовку стихотворения? (Чтение последней строчки) - Какое у вас настроение с приходом весны? - Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести. Выразительное чтение стихотворения. Даёт задания. Напоминает правила работы. - Ваша задача в группе составить синквейн. Кто скажет, что же такое синквейн и как его составлять? | Стараются объяснить лексическое значение малопонятных слов. Читают. Доказывают свою точку зрения. Приводят примеры из текста. Читают. Слушают. Оценивают друг друга. Составляют синквейн. | Познавательные: осуществлять анализ, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Планируемые результаты: Осуществляют анализ, приводят доказательства, делают выводы. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. - С каким литературным произведением познакомились? - Кто автор? - Для чего же написал это стихотворение А.А. Блок? (Чтобы мы поняли, что каждое время года прекрасно по – своему, и не надо сожалеть о том, что проходит, обязательно придет что – то новое). Закончите предложения: | Подводят итог под руководством учителя. | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. Планируемые результаты: Открыто осмысливают | |
VI. Домашнее задание: | Выучить наизусть. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Коммуникативные: умение слушать, понимать |
Приложение:
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока. Обратите ваше внимание на портрет А.А.Блока. Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения.
Какой взгляд у А.А.Блока? (умный, серьёзный)
Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (раньше)
На основании чего вы пришли к такому выводу?
Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа.
А.А.Блок (16 ноября 1880 – 7августа 1921). Бабушка, мать и две тётки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор на протяжении 36 дет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Это уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.
В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не была в большом почёте, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешёл на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет А.Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах стали выходить отдельными сборниками. Писал он пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения А.Блока переведены на многие языки мира.
Памятник А.А.Блоку в Москве во дворе дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Урок литературного чтения 3 класс А.Блок "Ветхая избушка"
Материал содержит конспект урока, презентацию МП3 запись...
конспект урока по литературному чтению по теме "А. Блок. Ветхая избушка", 3 класс
данный конспект урока разработан по теме "А. Блок. Ветхая избушка"...
Урок по литературному чтению. Тема: А. А. БЛОК. «ВЕТХАЯ ИЗБУШКА»
. Изучение нового материала.– Сегодня мы познакомимся со стихами замечательного русского поэта Александра Александровича Блока.вывешивается портрет поэта.– С первых дней своего рождения Са...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)
Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...