Урок литературного чтения "Считалка, скороговорка или дразнилка?"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения 1 класс разработан по УМК « Перспективная начальная школа». Способствует обобщению знаний учащихся о малых фольклорных жанрах, развивает умение различать считалки, скороговорки, дразнилки; формирует внимательное отношение к слову, воспитывает интерес к изучению фольклорных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya1_kl.doc | 41.5 КБ |
teksty_na_urok.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
«Перспективная начальная школа»
1 класс
Учитель: Кохан М.П.
Тема: Считалка, скороговорка или дразнилка?
Цели урока: познавательные УУД - обобщить знания учащихся о малых фольклорных жанрах, развивать умение различать считалки, скороговорки, дразнилки; - развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;
работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов; Личностные УУД - воспитывать интерес к изучению фольклорных жанров. Регулятивные УУД – учить детей ставить перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной (неуспешной) деятельности
Коммуникативные УУД
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
- учить ориентироваться в учебнике, тетради;
- учить детей работать самостоятельно, в парах.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, тексты.
Ход урока:
I Самоопределение к деятельности
У: Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем И занятие начнем. Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения!
Ребята, готовы продолжить наше путешествие вместе с Ученым котом, Машей и Мишей? Тогда в путь! (слайд 2)
II. Актуализация знаний и мотивация. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
У: Откройте учебник на стр.45 ,посмотрите, куда мы пришли, и кто нас встречает? (слайд 3)
(Свободные высказывания детей)
У: Как вы думаете, чем занимаются сказочные дети в лесной школе? (Свободные высказывания детей)
Раньше они учились правильно вести себя в сказках, а сейчас в волшебном лесу открылась библиотека и все сказочные дети учатся читать.
-Мальвина спрашивает, чему вас учили на Огородах Бабы Яги? (слайд 4)
- С какими обитателями огорода вы повстречались?
Д: С Репейником, Ромашками и Одуванчиками.
У: - Давайте вспомним, с какими литературными жанрами они нас познакомили?
Д: - Докучная сказка, считалка, загадка, закличка, скороговорка.
У: Итак, тема нашего урока: Считалка, скороговорка или дразнилка? (слайд 5)
Давайте сформулируем цели урока:
- Нужно повторить…секреты считалок, скороговорок
- Хочу узнать…секреты дразнилок
- Хочу научиться….различать считалки, скороговорки, дразнилки.
У: Что любят слушать Репейники? Назовите законы докучной сказки. (Слайд 6)
Докучная сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же. Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая часть резко обрывает рассказ предложением рассказать ли тебе сказочку сначала?
Д: - Наличие повторов и хождение сюжета по кругу.
У: - Что любят слушать Ромашки? Назовите секреты считалок
(слайд 7)
Д: - Игра звуков и слов. Ритм. Выбор водящего. Счет и концовка указывает на того, кто выходит.
Секреты считалок.
- Зашифрованы числа: раз, двас, трибабас, пяток, шесток.
- Слова: Выйди вон! Тебе водить! Поди вон!
У: - Что любят слушать Одуванчики? Назовите секреты загадок.
(слайд 8)
Загадки любят и взрослые и дети. Загадки это игра и состязание, развлечение и учение
Д: - Две части, в первой части содержится тайна ,секрет загадки, а во второй дается «ниточка» к разгадке ,используется прием олицетворения, чтобы разгадать загадку надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать
У: - Что любят слушать подсолнухи? (слайд 9)
Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. У: - Что любит слушать крапива? Секреты скороговорок
Игра звуков и слов, юмор, быстрое произношение труднопроизносимых слов.
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Сказочные дети приглашают вас отдохнуть (слайд 11,12,13)
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево, вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Посмотрите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Поживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Посмотрите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
У: откройте уч. С46 (слайд 14)
Мальвина спрашивает у Миши- может ли он по первой строчке сказать, что это: скороговорка или считалка? Миша говорит, что это дразнилка. Ребята, а вы знаете, что такое дразнилка? (слайд 15,16,17)
-Мой братишка заболел: - Ябеда - корябеда,
Аппетиту нету – Соленый огурец,
Три кастрюли супу съел, На полу валяется,
сто одну котлету! Никто его не ест.
-Рева корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
-Три пятачка!
Дразнилка-это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки детей.
Игра слов, смех, обида - секреты дразнилок.
У: Маша говорит, что нужно выслушать текст до конца. А как думаете вы?
Чтение текста на стр.47(слайд 18)
Работа в тетради стр.30 задание 2(слайд 19)
III. Самостоятельная работа. Применение знаний (слайд 20)
У: Сегодня к уроку я приготовила для вас тексты. Предлагаю вам выбрать считалки, скороговорки, дразнилки. Работаете в парах. Читайте тексты друг другу по очереди.
- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. (Приложение)
IV. Рефлексия деятельности. (Слайд 21)
Я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал… Мне было …
Больше всего мне понравилось… Что бы вы пожелали себе, одноклассникам…(слайд 22)
Предварительный просмотр:
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!
Ежу на ужин паук нужен.
Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. Чисти картошку, Ешь понемножку.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сказочку сначала?
Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Кто не верит – выйди вон!
Лешка-Лепешка, голова с лукошко. Шапка колышком, ноги бревнышком.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Раз, два-
Синева!
Три, четыре-
Солнце в мире!
Пять, шесть-
Речка есть!
Семь, восемь-
Майки сбросим!
Девять, десять-
Загораем целый месяц!
На дворе трава,
А на траве дрова.
Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!
Юля - подлиза
Упала с карниза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....