Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".
Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_ei_charushina.doc | 67 КБ |
prezentatsiya_eicharushina.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель: Силаева Инга Владимировна, МБОУ «ССОШ»
Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".
Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии, совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста;
развивающая – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;
воспитывающая – воспитывать любовь к животным, волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.
Планируемые результаты:
- предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение «про себя», воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
- метапредметные:
Р-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке.
П-анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге.
К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
-Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: книга “Литературное чтение”, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, проиллюстрированные Е.И. Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина, презентация к уроку.
- Организационный момент.
- Работа экспертной группы. Речевая разминка (Слайд №1)
-У нас будет работать экспертная группа, которая проведет небольшое исследование и расскажет нам о творчестве Е.Чарушина. (Дети рассматривают книги С.Маршака, М.Пришвина, В.Бианки, Д.Мамина-Сибиряка, проиллюстрированные Е.Чарушиным, отвечают на вопросы, делают вывод.)
-Рассмотрите книжки на столе.
-Кто написал эти произведения?
-Кто нарисовал иллюстрации?
- -Сравните ваши ответы, сделайте вывод.
- Речевая разминка (Слайд №1)
Опускается туман.
Просыпается кабан,
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
III.Знакомство с Е.И.Чарушиным, автором рассказа “Кабан”.
-( слайд №2).
-Сегодня мы познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Чарушина.
Сообщения учащихся.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.) Мать привила сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных.
Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и успешно закончил в 1926 году.
Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
-Какие произведения Евгения Ивановича вы читали? (Обращение к выставке книг)
Дополнение учителя.
-Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом.
-Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?
(Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем)
Анималист – художник, рисующий животных.(слайд 3)- (слайд 4)
За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.
-Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. На нашей выставке вы видите разных симпатичных малышей и взрослых зверей. (слайд 5) Особенно любил Чарушин изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу.
-Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке)
-Какие умения должен иметь художник-анималист?
(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)
-Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде (слайд 6) – рисовал животных. И вот, что с ним произошло…
IV. Формирование новых знаний и умений.
1. Прогнозирование событий.
-Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)
- Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте?
-Что вы знаете о кабане? (слайд 7, ответы детей)
(Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками, обитающее в лесах. Тело покрыто густой щетиной, щеткой. Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой - наоборот).
-Посмотрите на иллюстрацию (с. 98).
-О чем это произведение, судя по иллюстрации? Мы проверим ваши предположения, прочитав рассказ.
2. Словарная работа.
-Но сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе. (слайды 8-9)
Подберите синонимы к словам
Баловство (шалость)
Унимать (успокаивать)
Сшибить (сразить, побить)
Буянить (скандалить)
Стегать (бить, подгонять)
Объясните значение слов:
Зоосад (зоологический сад, в котором живут звери и птицы)
Студень (холодец)
Щетина (жёсткая прямая шерсть)
Гуськом (один вслед другого)
Небоскреб (высокий многоэтажный дом)
3. Первичное чтение
4. Беседа после чтения.
-Какое впечатление произвел рассказ?
-В какой момент вы волновались?
-Что вызвало улыбку?
-Оправдались ли наши предположения?
-Кто рисует животных? (Е.Чарушин)
-О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.
-Найдите описание оленя-марала. (слайд 10)
Олень-марал - это крупный сибирский олень с большими рогами.
-Что пишет Чарушин о ягуаре? (слайд 11)
Ягуар - хищное млекопитающее семейства кошачьих.
-Найдите описание медведя. (слайд 12)
Гималайский медведь-губач - семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка.
-Что делает слон? (слайд 13)
Слон- семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время относятся наиболее крупные наземные млекопитающие.
-Чем заняты волки? (слайд 14)
Волки- хищное млекопитающее семейства псовых.
-Журавли? (слайд 15)
Журавли-красавки – птица, обитающая в степной зоне России.
Серый журавль- крупная птица, обитающая в Европе и Азии.
-Как выглядят кабаны?
- Какое качество помогло писателю так подробно описать этих животных? (Наблюдательность)
-Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?
- Физминутка-импровизация (пантомима).
-Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоосад, а вы в животных, описанных в рассказе. Где мы были – мы не скажем, о ком читали – мы покажем.
Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе.
(Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.)
6. Анализ произведения.
-Чем занимался в зоосаду автор?
-В какое время происходит событие?
-Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)
-Что нарушило безмятежное спокойствие художника?
-Какие слова из текста подтверждают это?
-Сколько кабанов вырвалось на свободу?
-Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. )
-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
-Кто выручил его?
-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)
-Почему автору стало стыдно?
-Что значит «ручные» кабаны?
-Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?
-Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные?
- -Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение)
-Найдите подтверждение в тексте.
7. Работа с иллюстрацией (с.98).
-Какой эпизод изображен на с.98? Найдите этот отрывок. Прочитайте выразительно.
V. Применение полученных знаний и умений.
1. Конструирование рассказа. Коллективная работа.
-Сейчас мы будем конструировать этот рассказ.
-Что значит конструировать? (Из частей собирать целое)
1) Экспозиция. (слайд 16). (Вступление, помещается в начале произведения.)
-С чего начинается рассказ?
“Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”.
2) Завязка. (Развитие событий.)
-Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду?
“Рисую я оленя марала, Сережку”.
3) Кульминация. (Момент наивысшего напряжения в развитии действия.)
-Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему?
“Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”.
4) Развязка. (Окончание действия.)
-Чем все закончилось?
“Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно стало. Кабаны-то ручные!”
2. Составление плана.
-Как можно озаглавить 1-ю часть?
Работа в парах.
-2-ю, 3-ю и 4-ю части озаглавьте сами, работая в паре.
- У меня получился вот такой план. (слайд 17)
План.
1. Утро в зоосаду.
2. Наблюдение за обитателями зоосада.
3. Опасные кабаны идут толпой.
4. Простые свиньи.
VI. Домашнее задание (на выбор).(слайд 18)
1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав иллюстрации к этому произведению.
2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица.
VII. Подведение итогов урока.
-Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из этой истории?
-Какие пословицы подходят к этому рассказу? (слайд 19)
Трус своей тени боится.
Душа в пятки ушла.
У страха глаза велики.
Дело мастера боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
-Как их можно связать с содержанием рассказа?
-Почему взрослый человек испугался кабанов?
-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?
(Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.)
- С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно-насмешливо, с юмором.)
-Е.Чарушин – не только художник –анималист, но и художник слова: наблюдательный, ироничный, понимающий и любящий природу. (Слайд 20)
VIII.Рефлексия.
-Предлагаю вам заполнить анкету:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
(слайд 21) Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анималист — художник , рисующий животных.
К АБАН
1) Экспозиция. - С чего начинается рассказ? 2) Завязка. - Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду? 3) Кульминация. Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему? 4) Развязка. -Чем всё закончилось?
Какие пословицы подходят к этому рассказу? У страха глаза велики. Дело мастера боится. Трус своей тени боится. Кто дрожит, тот и бежит. Душа в пятки ушла.
Е.И.Чарушин Е.И.Чарушин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"
Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...
Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»
Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...
План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"
Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у...
Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел
Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....
Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....