Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Агеева Татьяна Васильевна

Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova_2_kl._otkr._urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по УМК «Планета знаний»

 2 класс.

Тема. Корень. Однокоренные слова.

Цель: повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части.  

Задачи:

-закрепить знание терминов – корень, однокоренные слова;

- учить выделять корень по двум признакам – общая часть и общность смысла;

- отрабатывать навык   нахождения, группировки, образования  однокоренных слов;

- развивать орфографическую зоркость, мелкую моторику рук, внимание, память, словарный запас;

- воспитывать желание стать грамотным, интерес к изучению предмета;

Ожидаемый результат:

знать что такое корень слова;

уметь находить корень слова, подбирая родственные слова;

повышение активности учащихся  на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности.

Литература

1.Учебник  «Русский язык»  2 класс  часть1   Л.Я. Желтовская

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» (часть 1)

3. В. Волина   Учимся   играя   «Русский язык»

4. А. Ундзенкова, О. Сагирова  Учимся играя  «Русский с увлечением!»

5. Занимательная грамматика  Составитель  Е.Е. Семенова

Ход урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность детей

время

слайда

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения.

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю  в  вас и знаю - у вас всё получится!

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ  УРОКА

Сегодня у нас необычный урок, исследовательская лаборатория слова
- Все вы  станете  мастерами, садоводами,  мы будем исследовать

 - Добро пожаловать в нашу лабораторию! 

- Весь ход нашей работы мы будем  записывать в журнал наблюдений - в  тетрадь.

- Откройте тетради и запишите  число и место проведения работы.

4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

1.    Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*массирует каждый пальчик  сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

2.  - Посмотрите на буквы: Е, Ь, С, Н, О (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки)

 - Назовите их. Какая лишняя?

 - Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные).

 - Составьте и запишите слоги- слияния  из согласных и гласных букв. Следите за высотой и наклоном букв.

3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Понятие о родственных словах, корне.  

Дедушка, дед, отец ,дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Что вы прочитали?

-Я вам предлагаю  задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

- Запишите слова.

- Проверим, какие слова выписали.

- Мы должны разобраться, что такое родственные слова.

На доске появляется опорное слово

        

- Как вы понимаете, что такое родственные слова?

На доске появляется опорное слово

- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

- Раз все слова, выписанные  со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.  Давайте посмотрим внимательнее на слова.

Что увидели?

- Кто знает, как называется общая часть родственных слов?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.

        

- Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)

- Молодцы, ребята!

- Как называют слова с общим корнем?

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

-  Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Вы кто такие?

- Я ГУСЬ, это – ГУСЫНЯ, это – ГУСЯТА. А ты кто?

- А я ваша тетя – ГУСЕНИЦА!

-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

-А слово гусеница?

 Докажите, указав значение однокоренных слов.

- Какой вывод можно сделать?

        У слов может быть одинаковый корень. Но если они различны по смыслу, то эти слова не будут однокоренными.

Физминутка    

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-Покажите, как вы умеете находить корень в однокоренных словах. Это задание у вас на листах.  (раздаточный материал)

                              1 ряд                            2 ряд                    3 ряд

                   морозильник                    лесной                  холодно

                        морозец                          лес                        холод

                    морозный                        лесник                     холодный

                         мороз                           лесок                      холодок

-Выделите в однокоренных   словах корень слова.  

ПРОВЕРКА, ОЦЕНИВАНИЕ по одному человеку с ряда

-Кто такой садовник? Он лишь выращивает сад? Садовник еще и очищает сад от сорняков. Вы сейчас выступите в роли садовника и очистите сад от сорняков.

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Печурка, печь, печка, печать.

Какие слова-сорняки вы уберете?

7.Итог урока. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Поднимите руки те, кому на уроке было все понятно.

- Покачайте головой те, у кого есть сомнения.

-Разведите руками те, кто ничего не понял.

- Улыбнитесь те, кому урок понравился.

6. Д/З

  Дома надо будет выполнить задание по учебнику с. 82 у.8. Текст надо списать, заменяя рисунки словами и  выделить в словах корень.

Се, со, не,но

(слова, словосочетания)

ребята зачитывают выписанные слова.

слова, связанные по смыслу

дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки,  дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.)

в словах должна быть общая часть

Корень

(Это гусь, гусыня, гусята. Корень  гус)

(Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова  другое значение.)

В столбиках написаны однокоренные слова.  У них общее значение и общий корень.

лишнее слово - полочка, так как это мебель.

лишнее слово – печать, так как это либо прибор со знаками для отпечатка, либо след, знак, отпечаток чего-нибудь)

1,2 приветствие

3

Сообщение темы и цели урока

4

массаж

5    

словосочетания и слова

6. слова, выделенный корень

7. Гусиная семья

папа-гусь

мама-гусыня

дети – гусята

тетя - гусеница

8. слова, корень

9. слова (лишние слова исчезают)

10.

Д/З

с. 82 у.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....

Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс

Технологическая карта урока  по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...

Технологическая карта урока – по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Образовательные:Формировать умения находить корень слова, образовывать слова с помощью этого корня. Совершенствовать умение объяснять написание  букв в корнях слов, подбор проверочных слов, прове...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Цели: развивать умение распознавать однокоренные слова; находить и выделять в словах корень; уточнить представление о признаках однокоренных слов; развивать речь обучающихся, позна...