Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova_2_kl._otkr._urok.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по УМК «Планета знаний»
2 класс.
Тема. Корень. Однокоренные слова.
Цель: повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части.
Задачи:
-закрепить знание терминов – корень, однокоренные слова;
- учить выделять корень по двум признакам – общая часть и общность смысла;
- отрабатывать навык нахождения, группировки, образования однокоренных слов;
- развивать орфографическую зоркость, мелкую моторику рук, внимание, память, словарный запас;
- воспитывать желание стать грамотным, интерес к изучению предмета;
Ожидаемый результат:
знать что такое корень слова;
уметь находить корень слова, подбирая родственные слова;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Литература
1.Учебник «Русский язык» 2 класс часть1 Л.Я. Желтовская
2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» (часть 1)
3. В. Волина Учимся играя «Русский язык»
4. А. Ундзенкова, О. Сагирова Учимся играя «Русский с увлечением!»
5. Занимательная грамматика Составитель Е.Е. Семенова
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность детей | время | № слайда |
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. -Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут. -Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. -Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА Сегодня у нас необычный урок, исследовательская лаборатория слова - Добро пожаловать в нашу лабораторию! - Весь ход нашей работы мы будем записывать в журнал наблюдений - в тетрадь. - Откройте тетради и запишите число и место проведения работы. 4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ 1. Подготовка руки к письму. Самомассаж рук: *массирует каждый пальчик сначала одной руки, потом другой; *при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; *заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; *дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. 2. - Посмотрите на буквы: Е, Ь, С, Н, О (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки) - Назовите их. Какая лишняя? - Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные). - Составьте и запишите слоги- слияния из согласных и гласных букв. Следите за высотой и наклоном букв. 3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Понятие о родственных словах, корне. Дедушка, дед, отец ,дедов (наказ), дедушкин (шарф). - Прочитайте запись про себя, вслух. - Что вы прочитали? -Я вам предлагаю задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать. - Запишите слова. - Проверим, какие слова выписали. - Мы должны разобраться, что такое родственные слова. На доске появляется опорное слово
- Как вы понимаете, что такое родственные слова? На доске появляется опорное слово - Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу. - Раз все слова, выписанные со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.) - Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? - Кто знает, как называется общая часть родственных слов? Учитель загадывает загадку: Я у дуба, я у зуба,
- Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях) - Молодцы, ребята! - Как называют слова с общим корнем? - А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов. - Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными? - Вы кто такие? - Я ГУСЬ, это – ГУСЫНЯ, это – ГУСЯТА. А ты кто? - А я ваша тетя – ГУСЕНИЦА! -Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? -А слово гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов. - Какой вывод можно сделать? У слов может быть одинаковый корень. Но если они различны по смыслу, то эти слова не будут однокоренными. Физминутка 6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Покажите, как вы умеете находить корень в однокоренных словах. Это задание у вас на листах. (раздаточный материал) 1 ряд 2 ряд 3 ряд морозильник лесной холодно морозец лес холод морозный лесник холодный мороз лесок холодок -Выделите в однокоренных словах корень слова. ПРОВЕРКА, ОЦЕНИВАНИЕ по одному человеку с ряда -Кто такой садовник? Он лишь выращивает сад? Садовник еще и очищает сад от сорняков. Вы сейчас выступите в роли садовника и очистите сад от сорняков. Поле, полочка, полевой, полюшко. Печурка, печь, печка, печать. Какие слова-сорняки вы уберете? 7.Итог урока. Рефлексия. -Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок? – Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… Поднимите руки те, кому на уроке было все понятно. - Покачайте головой те, у кого есть сомнения. -Разведите руками те, кто ничего не понял. - Улыбнитесь те, кому урок понравился. 6. Д/З Дома надо будет выполнить задание по учебнику с. 82 у.8. Текст надо списать, заменяя рисунки словами и выделить в словах корень. | Се, со, не,но (слова, словосочетания) ребята зачитывают выписанные слова. слова, связанные по смыслу дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки, дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.) в словах должна быть общая часть Корень (Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус) (Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.) В столбиках написаны однокоренные слова. У них общее значение и общий корень. лишнее слово - полочка, так как это мебель. лишнее слово – печать, так как это либо прибор со знаками для отпечатка, либо след, знак, отпечаток чего-нибудь) | 1,2 приветствие 3 Сообщение темы и цели урока 4 массаж 5 словосочетания и слова 6. слова, выделенный корень 7. Гусиная семья папа-гусь мама-гусыня дети – гусята тетя - гусеница 8. слова, корень 9. слова (лишние слова исчезают) 10. Д/З с. 82 у.8. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова"
Конспект урока по русскому языку...
Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....
Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Онокоренные слова"...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс
Технологическая карта урока по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...
Технологическая карта урока – по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Образовательные:Формировать умения находить корень слова, образовывать слова с помощью этого корня. Совершенствовать умение объяснять написание букв в корнях слов, подбор проверочных слов, прове...
Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."
Данная разработанная технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...
Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Цели: развивать умение распознавать однокоренные слова; находить и выделять в словах корень; уточнить представление о признаках однокоренных слов; развивать речь обучающихся, позна...