Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
-Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг....
Легенда гласит:"Однажды старуха Зима...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема :"Корень.Однокоренные слова." | 27.11 КБ |
urok_russkogo_yazyka.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Ваниева З.М.
Класс:2»В»
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: открытие новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»
Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся | освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. | освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям | формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. | осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности |
Ход урока.
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Постарайтесь всё понять, Учитесь думать,рассуждать. Пожелаю вам удачи, за работу ,в добрый час. | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Слайд №1. написаны слова К…пуста Яг…да Б…рёза М…дведь М..лина м…рковь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые записаны по вертикали в квадратах. | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Самоопределение к деятельности | - Что общего между словом и деревом? (На доске висит изображение дерева) - Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. - А только у деревьев такие части? Нет, у всех растений. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение удерживает и его в земле? Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова. Так что же общего между словом и деревом? Ответы учащихся. Корень слова – тема нашего урока. Слайд №2 Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться? А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и
Где вам это пригодится? Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то… Слайд №3 Как вы понимаете пословицу : «Дерево гордится плодами,а человек корнями?»Генеалогическое дерево Кокаева Юрия,Золоева Александра. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.), Предположения детей. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. Нет, у всех растений. Корень Узнаем, что такое корень, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем. …(ответы) | |||
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Гимнастика для глаз | Снятие усталости с глаз | .Слайд №4 презентация - Слайд №5 Собрались у воды родственники…. (см.презентацию ) - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? -Почему гости не сразу заметили чужака? Слайд №6 -А найти родственников поможет словарь О.Д.Ушаковой «Однокоренные слова.»С корнем «вод» можно найти более 100 слов. Водопад Игуасу один из самых красивых водопадов на Земле .Рокот слышен за 20 км. Запись однокоренных слов. Взаимопроверка. Оценивание работы. -Какие слова называются родственными? Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень – главная часть родственных слов? - Расскажите правило друг другу. | Просмотр презентации . | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации. Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.
(Ответы детей) Корень. В нём лексическое значение всех родственных слов | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». -Сайд №8 Работа в парах. 1ряд-лес 2ряд-сад 3ряд-гриб Слайд №9 Если не можете справиться с заданием,то можно воспользоваться стихотворением и выписать однокоренные слова. Работа с учебником .№291 Слайд №10 Творческая работа. –Из-под снега вышел друг И весной запахло вдруг. (подснежник) Они занесены в Красную книгу РСО-А. Лёгкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне слова из предложения.Поможем вернуть весеннюю поляну. На л…сной п…ляне расцв…ли первые подснежники. Найдите главные члены предложения. Слайд № 11. Письмо по памяти. Белый цв..точек Гла..ки распахнул, Нежный лепесточек Со…нцу прот..нул. –Легенда гласит : «Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник выпрямился,расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.Солнышко заметило подснежник,согрело землю и открыло дорогу Весне.» | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. Работа в парах. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| | |||||
(На столах лежат карточки с заданиями.) Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень. Зачеркнуть лишнее слово. Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули. Карточка: Белка, беленький, белить Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисёнок Лось, лоскут, лосёнок Горный, горка, городок Пёс, песочный и песок | Работа в группе | Организует рефлексию | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? Было интересно… Я научился... Было трудно… Кто доволен своей работой на уроке? Оценить. –Спасибо за урок. | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Ваниева З.М.
Класс:2»В»
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: открытие новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»
Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся | освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. | освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям | формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. | осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности |
Ход урока.
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Постарайтесь всё понять, Учитесь думать,рассуждать. Пожелаю вам удачи, за работу ,в добрый час. | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Слайд №1. написаны слова К…пуста Яг…да Б…рёза М…дведь М..лина м…рковь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые записаны по вертикали в квадратах. | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Самоопределение к деятельности | - Что общего между словом и деревом? (На доске висит изображение дерева) - Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. - А только у деревьев такие части? Нет, у всех растений. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение удерживает и его в земле? Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова. Так что же общего между словом и деревом? Ответы учащихся. Корень слова – тема нашего урока. Слайд №2 Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться? А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и
Где вам это пригодится? Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то… Слайд №3 Как вы понимаете пословицу : «Дерево гордится плодами,а человек корнями?»Генеалогическое дерево Кокаева Юрия,Золоева Александра. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.), Предположения детей. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. Нет, у всех растений. Корень Узнаем, что такое корень, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем. …(ответы) | |||
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Гимнастика для глаз | Снятие усталости с глаз | .Слайд №4 презентация - Слайд №5 Собрались у воды родственники…. (см.презентацию ) - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? -Почему гости не сразу заметили чужака? Слайд №6 -А найти родственников поможет словарь О.Д.Ушаковой «Однокоренные слова.»С корнем «вод» можно найти более 100 слов. Водопад Игуасу один из самых красивых водопадов на Земле .Рокот слышен за 20 км. Запись однокоренных слов. Взаимопроверка. Оценивание работы. -Какие слова называются родственными? Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень – главная часть родственных слов? - Расскажите правило друг другу. | Просмотр презентации . | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации. Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.
(Ответы детей) Корень. В нём лексическое значение всех родственных слов | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». -Сайд №8 Работа в парах. 1ряд-лес 2ряд-сад 3ряд-гриб Слайд №9 Если не можете справиться с заданием,то можно воспользоваться стихотворением и выписать однокоренные слова. Работа с учебником .№291 Слайд №10 Творческая работа. –Из-под снега вышел друг И весной запахло вдруг. (подснежник) Они занесены в Красную книгу РСО-А. Лёгкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне слова из предложения.Поможем вернуть весеннюю поляну. На л…сной п…ляне расцв…ли первые подснежники. Найдите главные члены предложения. Слайд № 11. Письмо по памяти. Белый цв..точек Гла..ки распахнул, Нежный лепесточек Со…нцу прот..нул. –Легенда гласит : «Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник выпрямился,расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.Солнышко заметило подснежник,согрело землю и открыло дорогу Весне.» | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. Работа в парах. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| | |||||
(На столах лежат карточки с заданиями.) Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень. Зачеркнуть лишнее слово. Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули. Карточка: Белка, беленький, белить Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисёнок Лось, лоскут, лосёнок Горный, горка, городок Пёс, песочный и песок | Работа в группе | Организует рефлексию | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? Было интересно… Я научился... Было трудно… Кто доволен своей работой на уроке? Оценить. –Спасибо за урок. | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс
Технологическая карта урока по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Устаревшие слова" (2 класс)
Цели:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами, углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Целью урока является создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."
В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»
Данная технологическая карта урока русского языка 1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана к учебнику УМК «Началь...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...