Тема урока: «Однокоренные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Васина Ирина Юрьевна

В классе ученик с ОВЗ (нарушений письменной речи у учащегося начальной школы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Однокоренные слова» (УМК " Планета Знаний")

Цель урока:

 расширять знания, учащихся об однородных словах.

Задачи:

Обучающая:

-продолжить формировать представления о родственных и однокоренных словах, о корне слова;

- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;

- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

Развивающая:

-развивать орфографическую зоркость, слуховое и зрительное восприятие, долгосрочную память, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь учащихся, умение высказывать свои идеи и умозаключения

Воспитательная:

-воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему миру и чтению.    

Коррекционная:      

-формировать фонематический слух, развивать анализ и синтез.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Виды заданий

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Какие задачи решались

Организационный

Организация пространства класса для работы.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Подготовка рабочего места

Настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Упражнение “Восстанови текст”

1.                                                      Да! Стать учёным не легко!

2.                                                      Писать красиво не легко…

3.                                                      Вздохнём сначала глубоко…

4.                                                      За буквой букву вывожу…

(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)

Минутка чистописания

С закрытыми глазами

Угадаете букву сами.

Загадка

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

Стол, столик, столовая

Чтение правила в учебнике

Распределите последовательность строк в стихотворении

Предложить детям вытащить из мешочка букву, которую они будут писать.

-Какой звук она обозначает? -Дайте характеристику этому звуку.

 Запись с комментарием элементов. - Из каких элементов состоит заглавная буква «-»?

- Из каких элементов состоит строчная буква «-»?

- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.

- Для чего нам нужна заглавная буква?

Учитель загадывает загадку.

А что такое корень?

Сколько значений имеет слово «корень»?

Откуда мы можем узнать значения слов?

А что такое корень слова?

Как обозначается корень в словах?

Давайте теперь обозначим корень в этих словах. А как вы думаете. Как можно назвать все эти слова? (однокоренные).

Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

А чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Сформулируем цели нашего урока:

 - знать, какие слова называются однокоренными

- уметь подбирать однокоренные слова.

 Давайте попробуем сформулировать правило, что такое однокоренные слова?

Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике

Ученики распределяют последовательность строк в стихотворении.

 

Ученик с закрытыми глазами достает вырезанную из картона букву, на ощупь, узнает ее. 

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя

Работа со словарём

   

Под руководством учителя, учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Делают вывод: Слова, которые   имеют один   и   тот же   корень   и   одинаковое   значение, называются   однокоренными.

Сравнивают сформулированное правило, с правилом в учебнике.

Развивать умения сотрудничать с одноклассниками.

Формировать положительной мотивации.

Формировать умения планировать свои действия.

Развивать у детей навыки элементарного фонематического анализа

Выделять существенную информацию

Формулировать учебные цели и задачи урока.

Этап усвоения новых знаний

Физкультминутка

1. Откройте учебник на стр. 81, найдите упр.4. Прочитай задание. Нужно собрать в «семейки» однокоренные слова, записать их, обозначить корень.

2. Работа с классом

(текст на доске)

б) Работа с учащимися с ОВЗ.

При необходимости учитель направляет и корректирует работу учащихся

Вставьте пропущенные орфограммы в тексте.

– Озаглавьте данный текст?

– Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите

данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.

_ Что же такое родственные слова? Как образовать родственное слово?

- Объясни написание выделенных букв.

- Что общего у подчёркнутых слов?

- Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.

Записывают в тетради однокоренные слова и выделяют корень

а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.

б) Ученик(и) работает под руководством учителя

.

Развивать умения формировать проблему.

Развивать умения видеть орфограммы.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Осуществлять взаимоконтроль.

Развивать умения видеть орфограммы.

Обобщение и систематизация

1.Работа в группах

1 группа (учащиеся с ОВЗ) – Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень

2 группа

- Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:

– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).

– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).

– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).

2.Игра

Организует выступления, учащихся обмен мнениями, помогает проанализировать

Учитель: Ребята, давайте поиграем, только будьте очень внимательны…Я буду называть пары слов, если слова родственные – хлопайте в ладоши, а если нет, то -  приседайте: Весна – весенний, лужа – лужайка, подснежник – снеговая, река – ручей,

поле – полюшко, почка – почтовая, скворец – скворечник, апрель – апрельский, куст – лист

Учащиеся представляют результат работы, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Ученики выполняют задание по инструкции

Формировать умения решать орфографические задачи

Преодолеть дефицит внимания и мыслительной деятельности.

Действовать по инструкции в задании.

 Развивать слуховое восприятие, внимание.

Рефлексия

Закончите фразы: мне запомнилось…, у меня получилось…, было интересно… или др.

Оцените свою работу на уроке смайликом

Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формировать собственную позицию и мнение.

Домашнее задание

Приложение

а) Задание для всего класса

Ст.ит ч.десная п.года. Пёстрыми цв.тами покрыты л.сные п.ляны.

Цв.точная росп.сь укр.шае тр.пинки и д.ро.ки. В т.нистом л.су цв.тут

ландыш. . Ланды.– это подаро.  в.сны.

б) Задание для учащегося с ОВЗ.

Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны.

Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут

ландыши. Ландыш – это подарок весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Презентация и конспект урока по теме: Закрепление однокоренные слова.

Очень важно научить  детей самостоятельно осмысливать задания на уроке, выполнять предложенную работу и произвести проверку её выполнения, оценить самому качество её выполнения....

Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова

4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

Русский язык. 3 класс. УМК "Школа России". Тема урока: Однокоренные слова.

Урок русского языка проводился по учебнику В.П.Канакиной , В.Г. Горецкого УМК "Школа России".Тип урока: овладение новыми знаниями.Форма урока: квест. Реализуемые технологии: игрового обучени...