Конспект урока учителя начальных классов г.Зеленодольска гимназии №3 Гараевой Лилии Шамиловны по литературному чтению. «Художественное описание радуги в сказке К.Д.Ушинского и стихотворении В.А.Жуковского» в 1 классе. Система Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова
|
Тема | Раздел 2 «От дождя до радуги» Художественное описание радуги в сказке К.Д.Ушинского и стихотворении В.А.Жуковского |
Кол-во учебных часов |
1 час |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
- Уметь высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы учебника
- Уметь «вычитывать» нужные для анализа слова и выражения из текста.
- Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
- Уметь работать с дидактическим текстом: выделять ключевые слова, речевые звенья 5.Уметь выполнять действия контроля и оценки в процессе работы с дидактическим текстом по таблице.
| - Овладение способом синтагматического «взрослого» чтения: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова .
- Овладение умением пересказывать «событийную» сторону текста.
- Овладение умением характеризовать поведение персонажа.
- Наблюдение за описанием радуги в рассказах, сказке и лирическом стихотворении.
- Использование разных способов изображения «героев.
- Выделить критерии выразительного чтения:
знание текста; безошибочность; выразительность(умение выделять голосом ключевые слова, делать паузы, менять интонацию, выбирать адекватные смыслу произведения громкость и темп чтения, создавать ритмический рисунок); осознанность (понимание того, что читается)
| - Научиться выделять «личностную» составляющую сказки: отношение к чувствам и поведению персонажа, формировать представление о смене настроений в тексте.
- Научиться высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы учебника и участников коммуникации.
- Научиться «вычитывать» нужные для анализа слова и выражения из текста.
- Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
- Формировать действия контроля и оценки в процессе работы с дидактическим текстом.
- Пропедевтика изучения изобразительных средств .
- Виртуальная экскурсия в музей, картинную галерею с целью знакомства с произведениями живописи о радуге, дожде, солнце.
- Сочинение сказочной истории «Как помирились Солнце и Радуга»
|
Основной тезаурус уроков | Сказка, персонаж, характеристика персонажа. Настроение. Абзац, речевое звено, пауза, ключевое слово. |
Организация пространства | Учебник «Литературное чтение» стр.72-75,Рабочая тетрадь стр.39,портреты К.Д.Ушинского, В. А. Жуковского, иллюстрации о радуге, листы для творческой работы, сообщения о радуге, карточки со словами «речевое звено», «ключевые слова», на доске отрывок из текста. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (особенности жанра «сказка»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения). Живопись (иллюстрирование произведения) | Парная работа. Фронтальная работа. Представление творческой работы (на прогнозирование, с заменой ключевого слова текста) | Учебник «Литературное чтение», 1 класс. С. 72-75 Рабочая тетрадь. С. 39. Иллюстрации персонажей сказок (в рабочей тетради, детские рисунки, творческие работы, сообщения с интернет -ресурсов) |
I Этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
Цель: заинтриговать учащихся новым исследованием. | Словарная работа по соотнесению слов, близких по значению: пуще (просторечное слово)- сильнее |
II Этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи. |
Последовательность изучения. Деятельность учителя. | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
|
-Как называется раздел, который мы изучаем на уроках литературного чтения? Многие ребята приготовили сообщения о радуге, провели исследовательскую работу. Зачитать несколько лучших сочинений ребят. Радуга- одно из самых удивительных явлений природы, является ярким образом словесного искусства. Радуга помогает человеку увидеть красоту в обыкновенном, изменить настроение.Об этом мы прочитали в рассказах Э.Ю.Шима «Цветной венок»,И.С.Соколова- Микитова «Радуга» | Домашнее задание –исследование. Использование интернет-ресурсов. Сообщения о радуге, сочинения, фотосессия о радуге ,песни, стихи, сказки о радуге. | Раздел «От дождя до радуги». Что такое радуга? Лунные радуги ,огненная радуга, туманная радуга, зимняя радуга.(Краснослободцева Ольга). Легенды о радуге, народные приметы, поговорки.(Красильникова Лиза). Происхождение слов «радуга» «Райская дуга». Сказка о цветах радуги (Гета Велор). Сочинения о радуге (Прокофьева Ксения, Сыраева Камиля). Фотосессия о радуге (Красильникова, Столярова). Путешествие в художественную мастерскую «Радуга» Иван Айвазовский «Двойная радуга в ландшафте»-Питер Рубенс «Радуга» К.А.Сомов «Радуга» Куинджи Архип Иванович |
Решение 1-ой частной задачи. Дидактический текст. |
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
Перед вашими глазами дидактический текст без обозначения. Работа трудная: надо поделить предложения на речевые звенья и выделить в них ключевые слова а)прочитать текст вполголоса, «прожужжать» его На доске карточки РЕЧЕВЫЕ ЗВЕНЬЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА б)текст на доске. «Отработать» первый абзац вместе, в парах с последующей проверкой. Вывод: синтагма- речевое звено, чаще всего представляет собой словосочетание, входящее в состав предложения ( высказывания) может быть целым предложением, может состоять из одного слова. Поставим тактовое ударение в каждой синтагме. Человека знают/ по его поступкам. -О чем говорится? О поступках человека. Это и есть ключевое слово. Поставим тактовое ударение. Логические паузы обязывают произносить слова в одном речевом звене, не разделяя их, плавно, как одно слово и т.д.
|
Работа выполняется самостоятельно(в парах)
Дети высказывают свое мнение после обсуждения в парах. |
|
|
|
- Моделирование устного ответа
|
Подготовить чтение « по-взрослому» части текста.
Отметь в тексте высказывание, в котором содержится совет автора. | На уроке звучит чтение 1-2 учащихся | Оценить чтение ребят. Какими критериями мы будем пользоваться при оценивании? (см. РТ таблица) Остальная работа предлагается для выполнения дома. Рассказать о том что запомнилось из прочитанного текста.
|
III этап. Интерпретация произведения (выразительное чтение) |
Урочная деятельность У: Мы знаем , что радугу можно изобразить по- разному, в разных жанрах. (На партах учеников словарик читателя) Жанр- тип произведения рассказ, сказка, стих-е. Мудрый педагог и литератор К.Д.Ушинский оживил радугу, радуга похожа на человека, наделена человеческими качествами. Прочитать сказку стр.73. Работа с текстом. Прочитать вопросы и ответить на них. -А какими человеческими качествами наделена радуга? (Она хвалится) А как называют человека , который хвастается? (хвастун, зазнайка, хвальбишка) - Какой неожиданный поворот мы видим в сказке? Все восхищались красотой радуги , и вдруг приходится понять , что радуга хвастается, хвалится, а это нехорошо. Что нужно сделать, чтобы помирить солнышко и радугу? Можно ввести новых героев , которые помирят героев. Провести творческую работу на 10-13 мин . (Зачитать несколько работ). (Столярова Анна) Дружба навсегда. Жили-были очень хорошие друзья, разноцветная радуга и летнее ласковое солнышко. Всегда они вместе играли. Но была радуга очень хвастливая, говорила, что она самая красивая на свете. Обиделось солнышко, спряталось за тучку. Не могла больше радуга появляться на небе и показывать свою красоту людям. Поняла она свою ошибку. Пришла радуга к солнышку и сказала: «Прости меня, солнышко, не обижайся ! Давай снова дружить!» Было у солнышка такое доброе сердце, что не могло оно долго сердиться. Простило солнышко радугу, и стали они дружить как прежде, радовать людей теплом солнечных лучиков и разноцветными переливами радуги. (Тимин Егор) Испугалась радуга. Что -же теперь будет с моей красотой? Смотрит на себя и не узнает: вся белая стала, прозрачная. Все, кто любовались ее красотой, пошли по своим делам. Тогда решила радуга попросить ветер, чтобы он прогнал тучку. Подул ветер, тучка улетела. Вышло солнышко, а радуга так и осталась невидимой. Ведь она появляется. Когда лучи солнца проходят через капельки дождя.
Второй текст «Загадка»- поэтическое произведение- образец художественного мастерства автора, классическое стихотворение. Чтение стихотворения « отдано» взрослому. Стихотворение написано давно, с некоторыми устаревшими формами слов. Его автор учитель А.С.Пушкина. -Почему загадка? ( Слово радуга вообще не употребляется автором). - Какие детали подсказывают разгадку? «жемчужный разноцветный мост» «построен над водами» «на хребет его блестящий ещё никто не восходил» Обсудим критерии выразительного чтения: Знание текста Безошибочность Выразительность( интонация, громкость, темп чтения, создать ритмический рисунок) осознанность |
|
Внеурочная деятельность |
Книга Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз», девочка Дороти, пройдя под радугой, попадает в волшебную страну. |
|
|
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности |
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. | Учитель задает вопросы: «Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?» «Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?» «Кто сегодня научился лучше читать?» «О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?» | - Домашнее сочинение
- Сказочной истории «Как помирились Солнце и Радуга».
- Подготовка к чтению нового текста.
- Чтение стих-яВ.А.Жуковского наизусть
|