Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.cht_.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема:
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Разработала и провела:
Храмцова Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ Б-Терсенской средней
общеобразовательной школы
Б-Терсень
2012-13 уч.г.
Цели:
1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.
3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска,
презентация к уроку, распечатанные карточки для детей,
выставка книг Л.Н.Толстого.
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на урок.
-Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но вы не волнуйтесь: ведь с вами я. А я тоже не буду волноваться, потому что со мной вы, мои умные ребятишки. Мы – вместе!
2.Речевая разминка.
-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран (первый слайд презентации).
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Мы бабуле помогали.
-Что это такое?
-Как мы произносим скороговорку?
-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.
-А вы помогаете дома старшим?
-С удовольствием или потому что так надо?
-Вот какие трудолюбивые, молодцы!
-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?
3.Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом? ( двое учащихся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»)
-Какие качества проявил Вася?
-А вы бы как поступили?
-Есть ли у вас домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете?
-Молодцы! И трудолюбивые вы у меня, и смелые, и животных любите. А какие догадливые! Попробуйте сами догадаться ,над чем мы сегодня будем работать.
4.Формулировка темы и целей.
Слайд № 2.
-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?
Лев Николаевич Толстой.
Иван Андреевич Крылов.
Александр Сергеевич Пушкин.
Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал школу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».
-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?
-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.
Слайд №3.
Дети читают начало предложения и заканчивают его. После их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.
Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)
Учиться читать… ( выразительно.)
Научиться уважительно … (относиться к старшим.)
-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.
Слайд № 4.
5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем?
-Назовите его героев.Как их можно назвать одним словом?
-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?
6.Чтение по цепочке.
-Какие слова вам непонятны?
7.Словарная работа.
Слайд № 5.
Невестка-жена сына.
Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.
Слаживает-мастерит.
8.Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?
-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
-Зачем Миша делал лохань?
-Почему родители Миши заплакали?
-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?
Вывод учителя:
-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
9.Работа с пословицами.
Слайд № 6.
Прочитайте пословицы.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
При солнышке тепло, при матери добро.
Как аукнется, так и откликнется.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.
-Что значит почитает?
-Чему нас учат эти пословицы?
10. Работа по иллюстрации.
Слайд № 7.
-В какое время происходит действие?
-Как вы догадались?
-Найдите и прочитайте слова, которые соответствуют картинке.
-Ребята, а у вас в семье есть старые люди?
-Как вы к ним относитесь? Почему?
-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.
-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?
-Что изменилось в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.
-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?
11. Итоги.
Нет, не правда, что осень старит,
Что седины – это печаль.
Друг мой, годы - земная даль,
Ваша молодость вечно с вами.
Не тверди, что любовь пройдёт,
Не морщинки, а к счастью тропки
На лице твоём, друг мой кроткий,
Я в морщинки твои влюблён.
-О ком эти стихи?
-Какой праздник мы отмечали 1 октября?
-Кому посвящён весь октябрь месяц?
-Кому вы помогли в этом месяце? Как?
-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.
-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
-Как будем относиться к людям старшего поколения?
-Когда - нибудь и мы с вами будем старенькими . И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.
-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. (Оценки.) И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.
Не забывать отцов и матерей.
Уютный домик, покосившийся с годами,
Трава, рябинка, тропка напрямик,
В нём тихо одиноко проживает
Больной, роднёй заброшенный старик.
К нему я часто забегаю в гости.
Выходит он ко мне, не торопясь.
«Скрипят ещё мои больные кости»-
Так шутит он, с болезнями борясь.
Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.
Дрова лежат и старенький топор…
Усядемся с дедулею у печки
И заведём душевный разговор.
Как хочет он со мною поделиться
Всем тем, чему был в молодости рад,
И как водой холодною струится
В жару колодец, словно водопад.
Жену он вспоминает с грустью нежной
И, не скрывая к ней любви своей,
Делясь мечтами юности мятежной,
Часами может он рассказывать о ней.
Ведь и они когда-то были молодыми
И устали не знали никогда,
Но стали волосы совсем седыми,\
.
И смерть их разлучила навсегда.
Нет, на детей своих он не в обиде,
Что в дверь его уж больше не стучат,
Но хочется, так хочется увидеть
Уже , должно быть ,выросших внучат.
Вдруг замолчит он. И слеза скупая
Непрошено, нежданно заблестит,
А я молчу и слушаю, вздыхая,
И сердце по-дочернему болит.
Давайте к пожилым добрее будем,
А если есть возможность, пусть хотя б одна,-
Придите, помогите этим людям.
Господь воздаст за это вам сполна.
Они не безразличны вам, я знаю,
И нет на свете ближе их, родней,
И я прошу вас, я вас умоляю
Не забывать своих отцов и матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....