Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.cht_.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

lable.jpgМБОУ Б.Терсенская  средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Урок литературного чтения во 2 классе

       

Тема:  

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

                                                                                             Разработала и провела:

Храмцова  Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ Б-Терсенской средней

общеобразовательной школы

Б-Терсень

2012-13 уч.г.

Цели:

      1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

      2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои  суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.

       3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.

Оборудование:

                      компьютер, интерактивная доска,

                      презентация к уроку, распечатанные карточки для детей,

                      выставка книг Л.Н.Толстого.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

-Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок  - много гостей. Но вы не волнуйтесь: ведь с вами я. А я тоже не буду волноваться, потому что со мной вы, мои умные ребятишки. Мы – вместе!

2.Речевая разминка.

-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран  (первый слайд презентации).

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Мы бабуле помогали.

-Что это такое?

-Как мы произносим скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

-А вы помогаете дома старшим?

-С удовольствием или потому что так надо?

-Вот какие трудолюбивые, молодцы!

-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?

3.Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?  ( двое учащихся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»)

-Какие качества проявил Вася?

-А вы бы как поступили?

-Есть ли у вас  домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете?

-Молодцы! И трудолюбивые вы у меня, и смелые, и животных любите. А какие догадливые! Попробуйте сами догадаться ,над чем мы сегодня будем работать.

4.Формулировка темы и целей.

                                                  Слайд № 2.

-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?

                                                                   

Лев Николаевич Толстой.

Иван Андреевич Крылов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал школу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».

-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?

-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.

                               Слайд №3.

Дети читают начало предложения и заканчивают его. После  их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.

          Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)

          Учиться читать… ( выразительно.)

          Научиться уважительно … (относиться к старшим.)

-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

                                   Слайд № 4.

5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.

-Понравился ли вам рассказ?

-Чем?

-Назовите его героев.Как  их можно назвать одним словом?

-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?

6.Чтение по цепочке.

-Какие слова вам непонятны?

7.Словарная работа.

                                        Слайд № 5.

Невестка-жена сына.

Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.

Слаживает-мастерит.

8.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

-Зачем Миша делал лохань?

-Почему родители Миши заплакали?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

Вывод учителя:

-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

9.Работа с пословицами.

Слайд № 6.

Прочитайте пословицы.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

При солнышке тепло, при матери добро.

Как аукнется, так и откликнется.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Чего себе не  хочешь, того и другому не делай.

-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.

-Что значит почитает?

-Чему нас учат эти пословицы?

10. Работа по иллюстрации.

Слайд № 7.

-В какое время происходит действие?

-Как вы догадались?

-Найдите и прочитайте слова, которые соответствуют картинке.

-Ребята,   а у вас в семье есть старые люди?

-Как вы к ним относитесь? Почему?

-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие:  внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?

-Что изменилось в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.

-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?

11. Итоги.

Нет, не правда, что осень старит,

Что седины – это печаль.

Друг мой, годы - земная даль,

Ваша молодость вечно с вами.

                               Не тверди, что любовь пройдёт,

                               Не морщинки, а к счастью тропки

                               На лице твоём, друг мой кроткий,

                               Я в морщинки твои влюблён.

-О ком эти стихи?

-Какой праздник мы отмечали 1 октября?

-Кому посвящён весь октябрь месяц?

-Кому вы помогли в этом месяце? Как?

-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.

-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

-Как будем относиться к людям старшего поколения?

-Когда - нибудь и мы с вами будем старенькими .  И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.

-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. (Оценки.) И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.

Не забывать отцов и матерей.

Уютный домик, покосившийся с годами,

Трава, рябинка, тропка напрямик,

В нём тихо одиноко проживает

Больной, роднёй заброшенный старик.

К нему я часто забегаю в гости.

Выходит он ко мне, не торопясь.

«Скрипят ещё мои больные кости»-

Так шутит он, с болезнями борясь.

Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.

Дрова лежат и старенький топор…

Усядемся с дедулею у печки

И заведём душевный разговор.

Как хочет он со мною поделиться

Всем тем, чему был в молодости рад,

И как водой холодною струится

В жару колодец, словно водопад.

Жену он вспоминает с грустью нежной

И, не скрывая к ней любви своей,

Делясь мечтами  юности мятежной,

Часами может он рассказывать о ней.

Ведь и они когда-то были молодыми

И устали не знали никогда,

                                        Но стали волосы совсем седыми,\

.

И смерть их разлучила навсегда.

Нет, на детей своих он не в обиде,

Что в дверь его уж больше не стучат,

Но хочется, так хочется увидеть

Уже , должно быть ,выросших внучат.

Вдруг замолчит он. И слеза скупая

Непрошено, нежданно заблестит,

А я молчу и слушаю, вздыхая,

И сердце по-дочернему болит.

Давайте к пожилым добрее будем,

А если  есть возможность, пусть хотя б одна,-

Придите, помогите этим людям.

Господь воздаст за это вам сполна.

Они не безразличны вам, я знаю,

И нет на свете ближе их, родней,

И я прошу вас, я вас умоляю

Не  забывать своих отцов и матерей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....