Тема: «В. А. Осеева «Почему»»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Якименко Тамара Дмитриевна

Конспект урока литературного чтения по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема: 

«В. А. Осеева «Почему»»

                                                           

                                                            Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ «СОШ №29»

Якименко Т.Д.

(учитель 1 категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: В.А.Осеева «Почему?»

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, выставка книг

 В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.

Для учащихся: учебник “Литературное чтение»: учебник для 3 класса.Ч.1

 ( О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2014г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?

Почему луна исчезла ранним утром вдруг?

Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?

Почему друзей в дороге за руку берём?

- Как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?

- Об этом мы поговорим чуть позже.

II.Мотивация учебной деятельности.

- Чему мы учимся на уроках чтения?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

- Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений, приятный еловый запах. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). 

А теперь представьте, что перед вами горящая свеча. Потушите её (в один приём). Затушите 3 свечи подряд.

Отработка дикции.

-Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака. (Слайд 1)

- Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, с удивлением, с огорчением, с радостью.

III. Проверка домашнего задания.

 - «Озвучить»  любую из  картинок (рассказ Н.Н.Носова «Огурцы») (Слайд 2)

IV. Формулирование темы и цели урока.

- Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения. Рассмотрите обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомните названия произведений. Подумайте, как определить фамилию нового автора.

На слайде обложки произведений Н.Носова «Фантазёры», В.Драгунского «Тайное становится явным», В.Осеевой «Почему». Дети называют фамилии авторов и названия произведений. По буквам отгадывают фамилию нового автора – В.А. Осеева. (Слайд 3)

- Назовите первую часть темы урока.

- Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание. Прочитайте вопросительные слова и дополните запись.(Слайд 4)

Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? _ _ _ _ _ _

- Назовите тему урока полностью.

Ученики: Тема урока «Валентина Александровна Осеева и ее произведение «Почему?». (Слайд 5)

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • расширить сведения о Ж и Т

… …;

  • познакомиться с произведением… … « …»;
  • учиться ??? … « …». (Слайд 6)

Ученики:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В.А. Осеевой;
  • познакомиться с произведением В.Осеевой «Почему?»;
  • учиться анализировать произведение «Почему?». (Слайд 7)

VI. Работа над произведением В.Осеевой «Почему».

1.Знакомство с писательницей В.А.Осеевой. (Слайд 8)

- Какие произведения В.Осеевой вы знаете? («Васёк Трубачёв и его товарищи», «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища» и др.)

 (Слайд 9)

 В.А.Осеева родилась 15 апреля 1902 г. в Киеве в семье инженера. После школы училась на актёрском факультете. После семья переехала в Москву. С 1924 – 1940г. Осеева работала педагогом в детских домах для беспризорников. В 1940 г. вышла первая её книга «Рыжий кот».

Творчество В.А.Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Её произведения помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.

2. Словарная работа:

- черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;

- приоткрытую - немного открытую;

- забарабанили – громко застучали;

- бранить – резко порицать, ругать. (Слайд 10)

3. Знакомство с текстом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).

Физминутка.

Танцевально-ритмическая  пауза  (под музыку). Из к/ф «Приключения Электроника» - Песня про собаку. (Слайд 11)

4.Ответы на вопросы.

- Что произошло в столовой?

- Признался ли герой в содеянном?

- Как мама наказала Бума?

5. Сравнение отрывков текста.

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

Тихонько сполз – встал.

- Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик)

- А теперь, как он тихонько сполз (показывает другой)

- Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слова играет важную роль).

-Далее.

- Пропустила слова: (колени у меня задрожали, язык заплетался)

-Зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?

(Помогают оценить состояние мальчика)

- Дальше.

- Не поставила многоточие: «Это…Это…Бум!»

- Ну и что, подумаешь какие-то точки! Почему они важны?

-Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться одно лишь слово.

6.Работа в парах. 

   В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА.

Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.

(Слайды 12 и 13)

- С чем связано такое настроение природы? (настроение мальчика)

- Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги настроение или душу героя?

- А теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.

(«..Мама, это я разбил чашку).

- Обращаясь опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания?

(Светлее, чище)

7.Синквейн.

- Что живёт в душе нашего героя? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.

1…                                            (Слайды 14 и 15)

2.Чистая, беспокойная.

3.Мучает, побуждает, возвышает.

4.Стыд не дым, а глаза ест.

5.Честь.   (СОВЕСТЬ)

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

8.Выборочное чтение. 

- В каких случаях задают вопрос «Почему»

(Когда хотят выяснить причину)                                                                              - - - Почему рассказ называется «Почему?»

- Найдите эпизоды в тексте, начинающиеся со слов «почему».  (Слайд 16)

9. Групповая работа.

- Как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?

(Почему мальчик признался)

Выбери правильный ответ:  (Слайд 17)

  • Мальчика мучила совесть;
  • Мальчику было жаль Бума;
  • Мальчик боялся наказания;
  • Мальчик жалел маму.

VII.Домашнее задание.

- Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните задание на выбор.

Задание на листочках.

1. Составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания.

2.Дай совет главному герою, используя пословицы.

3.Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

VIII. Итог урока.Рефлексия.

- Прочитайте пословицы. (Слайд 18)

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.

- Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Почему?» .

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснен...

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Почему?» . Пересказ.

Цели деятельности учителя: закрепить знакомство учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учени...

Технологическая карта урока литературное чтение на тему: "В. Осеева "Почему?"" 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)Тема:  «В. Осеева «Почему?»». Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Почему?"; помочь осознать и сформ...

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»      Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произве...