Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: «В. А. Осеева «Почему»»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения
УМК «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе
УМК «Гармония»
Тема:
«В. А. Осеева «Почему»»
Урок разработан
учителем начальных классов
ГБОУ «СОШ №29»
Якименко Т.Д.
(учитель 1 категории)
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
г. Севастополь
2014 – 2015 уч. г.
Тема: В.А.Осеева «Почему?»
Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе
- обогащение нравственного опыта младших школьников
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, выставка книг
В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.
Для учащихся: учебник “Литературное чтение»: учебник для 3 класса.Ч.1
( О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2014г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?
Почему друзей в дороге за руку берём?
- Как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?
- Об этом мы поговорим чуть позже.
II.Мотивация учебной деятельности.
- Чему мы учимся на уроках чтения?
На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.
- Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.
Речевая разминка
Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений, приятный еловый запах. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
А теперь представьте, что перед вами горящая свеча. Потушите её (в один приём). Затушите 3 свечи подряд.
Отработка дикции.
-Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками
Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака. (Слайд 1)
- Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, с удивлением, с огорчением, с радостью.
III. Проверка домашнего задания.
- «Озвучить» любую из картинок (рассказ Н.Н.Носова «Огурцы») (Слайд 2)
IV. Формулирование темы и цели урока.
- Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения. Рассмотрите обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомните названия произведений. Подумайте, как определить фамилию нового автора.
На слайде обложки произведений Н.Носова «Фантазёры», В.Драгунского «Тайное становится явным», В.Осеевой «Почему». Дети называют фамилии авторов и названия произведений. По буквам отгадывают фамилию нового автора – В.А. Осеева. (Слайд 3)
- Назовите первую часть темы урока.
- Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание. Прочитайте вопросительные слова и дополните запись.(Слайд 4)
Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? _ _ _ _ _ _
- Назовите тему урока полностью.
Ученики: Тема урока «Валентина Александровна Осеева и ее произведение «Почему?». (Слайд 5)
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Цель:
- расширить сведения о Ж и Т
… …;
- познакомиться с произведением… … « …»;
- учиться ??? … « …». (Слайд 6)
Ученики:
- расширить сведения о жизни и творчестве В.А. Осеевой;
- познакомиться с произведением В.Осеевой «Почему?»;
- учиться анализировать произведение «Почему?». (Слайд 7)
VI. Работа над произведением В.Осеевой «Почему».
1.Знакомство с писательницей В.А.Осеевой. (Слайд 8)
- Какие произведения В.Осеевой вы знаете? («Васёк Трубачёв и его товарищи», «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища» и др.)
(Слайд 9)
В.А.Осеева родилась 15 апреля 1902 г. в Киеве в семье инженера. После школы училась на актёрском факультете. После семья переехала в Москву. С 1924 – 1940г. Осеева работала педагогом в детских домах для беспризорников. В 1940 г. вышла первая её книга «Рыжий кот».
Творчество В.А.Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Её произведения помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.
2. Словарная работа:
- черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;
- приоткрытую - немного открытую;
- забарабанили – громко застучали;
- бранить – резко порицать, ругать. (Слайд 10)
3. Знакомство с текстом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).
Физминутка.
Танцевально-ритмическая пауза (под музыку). Из к/ф «Приключения Электроника» - Песня про собаку. (Слайд 11)
4.Ответы на вопросы.
- Что произошло в столовой?
- Признался ли герой в содеянном?
- Как мама наказала Бума?
5. Сравнение отрывков текста.
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
Тихонько сполз – встал.
- Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик)
- А теперь, как он тихонько сполз (показывает другой)
- Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слова играет важную роль).
-Далее.
- Пропустила слова: (колени у меня задрожали, язык заплетался)
-Зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?
(Помогают оценить состояние мальчика)
- Дальше.
- Не поставила многоточие: «Это…Это…Бум!»
- Ну и что, подумаешь какие-то точки! Почему они важны?
-Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться одно лишь слово.
6.Работа в парах.
В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.
Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА.
Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.
(Слайды 12 и 13)
- С чем связано такое настроение природы? (настроение мальчика)
- Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги настроение или душу героя?
- А теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.
(«..Мама, это я разбил чашку).
- Обращаясь опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания?
(Светлее, чище)
7.Синквейн.
- Что живёт в душе нашего героя? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.
1… (Слайды 14 и 15)
2.Чистая, беспокойная.
3.Мучает, побуждает, возвышает.
4.Стыд не дым, а глаза ест.
5.Честь. (СОВЕСТЬ)
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
8.Выборочное чтение.
- В каких случаях задают вопрос «Почему»
(Когда хотят выяснить причину) - - - Почему рассказ называется «Почему?»
- Найдите эпизоды в тексте, начинающиеся со слов «почему». (Слайд 16)
9. Групповая работа.
- Как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?
(Почему мальчик признался)
Выбери правильный ответ: (Слайд 17)
- Мальчика мучила совесть;
- Мальчику было жаль Бума;
- Мальчик боялся наказания;
- Мальчик жалел маму.
VII.Домашнее задание.
- Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните задание на выбор.
Задание на листочках.
1. Составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания.
2.Дай совет главному герою, используя пословицы.
3.Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.
VIII. Итог урока.Рефлексия.
- Прочитайте пословицы. (Слайд 18)
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Нечистая совесть спать не дает.
- Ошибайся, да сознавайся.
- Где правда, там и счастье.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.
– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.
- Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Гармония" ФГОС СКОРОГОВОРКИ
Этот урок литературного чтения во 2 классе, где школьники узнают жанровые признаки скороговорки, но для получения новой информации есть много способов... и ребята использут некоторые из них......
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" по теме: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»...
конспект урока литературное чтение 2 класс УМК "Гармония"
Познакомить учащихся с биографией Л. Пантелеева; совершенствовать навыки выразительного чтения....
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. программа "Гармония". Тема:И. Дик «Красные яблоки».
Формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк
Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....