Нескучные уроки «Знакомство с буквой М, м».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок по литературному чтению в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 1001.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М, м; способом чтения прямого слога.
Задачи:
- познакомить с частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием;
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно-аналитических способностей, умения осознавать правильность\ошибочность своих действий;
- познакомить с понятием «дружба».
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву М,м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; осознанность восприятия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным для себя мнением.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний (рассуждение о понятии «дружба»).
Если дружбой дорожить,
можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
из любого спора.
У доски 5 обучающихся, у них в руках карточки с иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
– Назовите первый звук в каждом слове.
– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с симпатии друг к другу, с улыбки.)
– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.
Звучит песня «Улыбка».
– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?
II. Постановка учебной задачи.
– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)
– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Можем ли мы что-то предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей? Что нужно сделать? (Необходимо установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников, затем объяснить с доказательством смыслоразличительную функцию твёрдых и мягких согласных звуков [м] и [м'].
- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
III. Построение проекта выхода из затруднений.
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?
2. Физкультминутка.
Обучающиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
3. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети -мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети -мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети - ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети - му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
4. Составление слов.
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.
5. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
6. Работа в парах.
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
7. Дифференцированная работа по учебнику.
а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочитайте начала предложений и закончите их.
– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)
– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.
8. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)
IV. Рефлексия деятельности.
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
При наличии времени обучающиеся могут прочесть стихотворения о дружбе, эта деятельность поможет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные УУД, создаёт среду, благоприятную для развития, самопознания, и самовыражения ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Знакомство с буквой М"
Урок для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по программе "Школа России" учебник Горецкого....
Тема урока: «Знакомство с буквами Т т»
Знакомство с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах....
Презентация к уроку "Знакомство с буквой Бб и звуками, её обозначающих"
Данная презентация поможет построить урок обучения грамоте при знакомстве с буквой Бб....
Урок "Знакомство с буквой "К""
Школа педагогического мастерства-для молодых педагогов....
План-конспект урока "Знакомство с буквой Ш,ш"
План конспект урока "Знакомство с буквой Ш,ш" с ссылками на ЭОР УМК "Начальная школа XXI века...
Конспект урока "Знакомство с буквой Б,б"
Урок составлен по программе "Начальная школа 21 век" под ред Н.Ф.Виноградовой. Урок для детей подготовительной группы и учащихся 1 класса, с учетом выполнения заданий как для учащихся , так и дл...
Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"
Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...