Нескучные уроки «Знакомство с буквой М, м».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Урок по литературному чтению в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx1001.15 КБ

Предварительный просмотр:

j0409270[2]j0409270[2]

Цель деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М, м;  способом чтения прямого слога.

Задачи:

- познакомить с частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием;

- учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

- создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно-аналитических способностей, умения осознавать правильность\ошибочность своих действий;

- познакомить с понятием «дружба».

Планируемые результаты:

Предметные: знают букву М,м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; осознанность восприятия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным для себя мнением.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний (рассуждение о понятии «дружба»).

Если дружбой дорожить,

можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора

из любого спора.

У доски 5 обучающихся, у них в руках карточки с иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с симпатии друг к другу, с улыбки.)

F:\Школа\Картинки для школы\images (6).jpg

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

II. Постановка учебной задачи.

– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Можем ли мы что-то предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей? Что нужно сделать? (Необходимо установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников, затем объяснить с доказательством смыслоразличительную функцию твёрдых и мягких согласных звуков [м] и [м'].

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

III. Построение проекта выхода из затруднений.

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

Разные цветные картинки для ваших дете, распечатать бесплатно, без регистрации - МАМА ПАПА - Развивающий материал для ваших дето

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

                Е. Тарлапан

Из рук в руки - Все мобильные номера России и СНГ

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М?

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

2. Физкультминутка.

Обучающиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

3. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
 Сказка об умном мышонке. Маршак Самуил Яковлевич Сказки для детей. Рассказы и сказки с картинками

– Какую букву нашёл ёжик?

Буква М - Малина - Все для детского сада

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный
О, прочитали дети -мо.
Прибежал зазнайка
Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый
Ы, прочитали дети -мы.
Прибежал игривый
И, прочитали дети - ми.
Прибежал упрямый
У, прочитали дети - му.
Прибежал забияка
Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня
Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора
Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий
Е, почитали дети – ме.

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

4. Составление слов.

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

    5. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

6. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

7. Дифференцированная работа по учебнику.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

8. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

О-би-дел – обидел.

У-да-рил – ударил.

Дру-жи-ли – дружили.

Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Мы – друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!

– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

IV. Рефлексия деятельности.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

При наличии времени обучающиеся могут прочесть стихотворения о дружбе, эта деятельность поможет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные УУД, создаёт среду, благоприятную для развития, самопознания, и самовыражения ученика.

Форумы Авиации СГВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Знакомство с буквой М"

Урок для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по программе "Школа России" учебник Горецкого....

Тема урока: «Знакомство с буквами Т т»

Знакомство с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах....

Презентация к уроку "Знакомство с буквой Бб и звуками, её обозначающих"

Данная презентация поможет построить урок обучения грамоте при знакомстве с буквой Бб....

Урок "Знакомство с буквой "К""

Школа педагогического мастерства-для молодых педагогов....

План-конспект урока "Знакомство с буквой Ш,ш"

План конспект урока "Знакомство с буквой Ш,ш" с ссылками на  ЭОР  УМК "Начальная школа XXI века...

Конспект урока "Знакомство с буквой Б,б"

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 век" под ред Н.Ф.Виноградовой.  Урок для детей подготовительной группы и учащихся 1 класса, с учетом выполнения заданий как для учащихся , так и дл...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...