Поучительный вывод на основании житейской истории в сказке-притче К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Сударкина Татьяна Васильевна

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя. Предлагаемый урок литературного чтения во 2 классе знакомит учеников с притчей К.Д. Ушинского «Ветер и Солнце».Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать. Поучительный вывод на основании житейской истории в сказке-притче К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце» учит доброжелательности, внимательности к людям. Задание методического пособия «Портфолио второклассника» (издательство «Планета») позволяет творчески обогатить урок литературного чтения.  Сочинение поздравительной открытки для бабушки  учит  детей правильно подбирать добрые слова, воспитывает уважительное отношение к чувствам других людей.  Таким образом, с одной стороны, формируются творческие способности, расширяется словарный запас учащихся, с другой – идет усвоение определенных нравственных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

 (система Эльконина-Давыдова)

2 класс

Тема урока:

Поучительный вывод на основании житейской истории в сказке-притче

К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа

Цель урока:  способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.

Задачи урока:

Предметные: наблюдать  за сюжетом и поведением персонажей; моделировать характеристики персонажа; поиск ответов на вопросы в тексте произведения; выразительное чтение притчи с последующим оцениванием.

Развивающие: развивать мышление, воображение, речь в процессе общения; развивать умение применять и сохранять задачу, планируя свои действия;  развивать умение взаимодействовать в ходе решения учебной задачи.

Воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату.

 Планируемые результаты:

Личностные:  умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

Формирование коммуникативных УУД: умение высказывать свои суждения,   умение слушать и понимать других.

Формирование познавательных УУД: строить логическую цепь рассуждений; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; умение находить необходимые слова в тексте.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания (10 мин)

Вчера мы начали работать по новому разделу. Давайте вспомним его название.

Что такое притча? Вы можете воспользоваться  словариком читателя на с.166.

-Какое поучение содержится в сказке-притче «Два плуга», с которой мы познакомились на прошлом уроке?

Дома вы готовили пересказ этой притчи.

Нам предстоит оценить пересказ одноклассника.

-«Притчевое слово в сказке».

-Притча – короткий рассказ со скрытым смыслом, содержащий поучение.

- От труда человек становится лучше, а от безделья – хуже.

Выслушивают и оценивают пересказ по критериям.

2 этап. Целеполагание. Работа с текстом до чтения (7 мин)

А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? С какой целью?

Сегодня нам предстоит открыть секрет другой сказки-притчи «Ветер и Солнце».

Будем учиться работать с текстом, делать предположения и прогнозы, учиться размышлять.

- Представьте себе, что солнце и ветер – герои сказки, затеявшие  спор между собой о том, кто из них сильнее. Кто из них может победить в этой схватке? Как вы думаете?

-О таком споре написал притчу Константин Дмитриевич  Ушинский. Интересно узнать, кто победит в споре? Тогда давайте прочитаем эту сказку - притчу  вместе.

-Кто же сильнее оказался в споре Ветра и Солнца? В чем эта сила заключается?

Выслушиваются ответы детей.

Делают  прогнозы.

Совместное чтение текста.

Выслушиваются ответы детей

Физкультминутка (3 мин)

3 этап. Концептуальная беседа по тексту. Анализ текста (10 мин)

Предлагаю выполнить задания презентации.

(Слайд 2)

- Назовите персонажей сказки-притчи.

(Слайд 3)

- Каким по характеру вы представили путешественника?

(Слайд 4)

Восстановите последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;

б) крепче закутывался;

в) надел свой плащ в рукава;

г) ворчал на непогоду;

д) подвязался поясом.

Прочитайте, как автор описывает Ветер.

(Слайд 5)

Каким же был Ветер?

(Слайд 6)

Восстановите последовательность действий Солнца.

а) выглянуло;

б) улыбнулось;

в) осушило;

г) обогрело.

(Слайд 7)

Дайте характеристику Солнцу  по его действиям?

-Прочитайте самые добрые слова в этой сказке-притче.

-Можно ли назвать эти слова поучением?

- Ветер, Солнце, путешественник.

- Терпеливый ( «всё крепче закутывался в  свой плащ»), упорный («он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше»), благодарный («почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце»).

1) крепче закутывался;

2) ворчал на непогоду;

3) Ехал всё дальше и дальше;

4) надел свой плащ в рукава;

5) подвязался поясом.

-«сердитый северный ветер» «ветер сердился, свирепел»

- Сердитый, злой, свирепый, недружелюбный.

1) улыбнулось

2) выглянуло

3) обогрело

4) осушило

Солнце добродушное, заботливое, ласковое, кроткое (см. Толковый словарь Ожигова, с. 308: тихое, спокойное).

«лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом»

4 этап. Рефлексия (5 мин)

Солнышко согревает нас своими лучами. А чем мы с вами можем согреть друг друга?

О силе доброго слова говорится во многих  русских пословицах.  Давайте их прочитаем (на доску вывешиваются  таблицы с пословицами)

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Где доброе слово скажется, там и добро окажется.

От теплого слова и лёд тает.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Доброму слову — добрый ответ.

Доброе слово всегда к месту.

Доброе слово доходит до сердца.

 О чём все эти пословицы?

Уметь говорить тёплые, ласковые, добрые слова не так-то уж и легко. Этому тоже надо учиться.

Давайте попробуем сказать друг другу добрые слова. Попробуйте обратиться к любому однокласснику с просьбой или комплиментом, используя добрые слова.

Выслушиваются ответы детей. Возможные ответы: улыбкой, заботой, словами….

Читают пословицы

Выслушиваются ответы детей.

Выслушиваются ответы детей

5 этап. Творческое задание. Работа с портфолио (8 мин)

 Вы не случайно упражнялись сейчас в употреблении добрых слов. Откройте Портфолио на с. 67. Прочитайте задание.

Учитель предлагает зачитать поздравления.

Читают: попробуй составить поздравление для бабушки. Знакомятся с планом составления поздравления. Пишут поздравление из предложений в соответствии с планом.

6 этап. Итог урока. (2 мин)

Какой главный вывод вы для себя сделали в результате нашей работы на уроке?

Выслушиваются ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осторожные сказки и поучительные истории

Разработка для уроков ОБЖ в начальной школе. Книга содержит темы: правила дорожного движения, электробезопасность, пожарная безопасность, "Один дома", "Осторожно, незнакомец!". Список литературы....

4 класс 2100. К. Ушинский. Солнце и ветер. НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Презентация продолжает знакомить с произведениями К. Ушинского....

Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"

"Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский....

Методическая разработка урока. Обучение грамоте,чтение. 1 класс. Тема:"К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей".

План - конспект урока по чтению: "К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей"...

Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля «Бабочка

          Актуальность урока заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышлен...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Ветер и Солнце" (2 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Ветер и Солнце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки К.Д.Ушинского «Ветер и Солнце...