Методическая разработка урока. Обучение грамоте,чтение. 1 класс. Тема:"К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей".
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
План - конспект урока по чтению: "К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_kurgachevoy_e_a_2018.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по чтению УМК «Школа России»
1 класс (30.01.2018)
Урок 75 «К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей».
Учитель СПб ГБОУ школы-интерната
№49 «Школа здоровья» Кургачева Е.А.
Цель: познакомить учащихся с рассказами К. Д. Ушинского для детей из учебников «Детский мир» и «Родное слово», воспитывать доброе отношение к людям, чувство взаимопомощи, отзывчивость, стремление приносить пользу обществу.
Задачи урока:
1.Предметные:
- совершенствовать основные навыки чтения
- учить давать характеристики героям произведений
- развивать умение рассуждать, вести диалог
- 2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать умение находить ответы на вопросы, используя текст рассказа
- развивать умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
б) коммуникативные УУД:
- учить слушать и понимать речь других;
- формировать умение работать в парах: слушать и слышать друг друга, договариваться, распределять роли, представлять свою работу
- формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- читать выразительно целыми словами.
в) регулятивные УУД:
- учить ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий
- учить оценивать свои мысли и поступки
3. Личностные:
- формировать представление о нормах поведения в процессе работы с другими учащимися
- формировать умение понимать и принимать положительные качества личности: дружелюбие, доброту, отзывчивость, стремление к взаимовыручке
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор мультимедиа, компьютер
принадлежности для инсценировки, карточки-схемы, карточки для работы в парах
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2012.
Демонстрационный материал: презентация
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности, эмоциональный настрой. (1 мин)
Звучит первый куплет песни «Дорога добра». Музыка: Ю. Энтина, слова:
М. Минкова
«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправится с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра»
(Первый слайд презентации: видеофрагмент «наша школа», фотографии детей)
II. Постановка задач урока (2 мин)
- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
(о том, что человек должен творить добро)
- Молодцы, догадались. А помогут нас убедить в этом произведения, которые мы будем читать.
- Чему еще мы будем учиться, поскольку это урок чтения?
(бегло, выразительно читать, думать, рассуждать, высказывать свое мнение)
(Второй слайд презентации: изображение вышеуказанных действий с помощью условных обозначений – картинок)
III. Повторение изученного, актуализация знаний. (5 мин)
- Вспомним, что гласит народная мудрость о доброте, для этого попробуйте собрать пословицы и поговорки
(работа в парах)
- Проверим, какие получились поговорки и пословицы
(Третий слайд презентации: постепенно появляются пословицы и поговорки
Жизнь дана на добрые дела
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
Земля согревается солнцем, а человек добром)
- А теперь попробуйте продолжить следующие слова:
Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом
- Эти слова тоже стали «крылатыми», кто их автор?
(К. Д. Ушинский)
- Из какого они произведения («Солнце и ветер»)
- Какие еще слова Ушинского из его произведений запомнились вам, тронули вашу душу?
(«Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
«Все хороши, каждый на своем месте»
«Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых»)
- Замечательные слова, они говорят сами за себя
- Что вы знаете о К. Д. Ушинском?
(Жил в 19 веке, был учителем, написал для детей интересные рассказы и сказки)
(Четвертый слайд презентации: портрет К. Д. Ушинского, изображения учебников «Детский мир», «Родное слово», сборников сказок)
- К. Д. Ушинский посвятил всю свою жизнь педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Он очень любил детей и очень им сочувствовал, потому что в то время учиться детям было трудно. Учебники, по которым учились дети, были скучные и непонятные. И вот, Ушинский решил написать такие учебники, по которым детям было бы учиться легко и интересно. Эти учебники назывались «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить. А главное, они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского понятно, что счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек!
- Как вы думаете, ребята, каким человеком был Ушинский?
(Хорошим, много доброго сделал для других людей)
IV. Изучение нового материала (20 мин)
- Сегодня мы познакомимся с новыми рассказами К. Д. Ушинского, которые он написал для «Родного слова»
- Инсценировку первого подготовили сами ребята
(инсценировка рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому»)
- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями
- Как понимаете название рассказа?
2. Чтение текста, работа над содержанием.
(Пятый слайд презентации: иллюстрация к рассказу «Худо тому, кто добра не делает никому»)
- Прочитайте рассказ самостоятельно про себя
- Кто герои этого рассказа? (два мальчика)
-Что с ними произошло? (один другого просил о помощи, а тот отказывал ему)
-Что можете сказать о Грише? (он был жадным, ленивым, грубым, не хотел делиться, не хотел помогать)
- Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы обращались к кому-то за помощью, а вам отказывали? Как вы себя при этом чувствовали?
Выборочное чтение
- Как обратился мальчик к Грише? Прочитайте
- Прочитайте, о чем он его попросил
- Как прозвучал ответ Гриши? Прочитайте
- О чем попросил товарищ Гришу во второй раз?
- Как ему ответил Гриша? Прочитайте
- Как вы думаете, что ждет Гришу в будущем, если он не измениться?
(останется без друзей)
Физкультминутка (2 мин)
(Шестой слайд презентации: видеозаставка, звучат слова песни «Если добрый ты…» Музыка: М. Пляцковского, слова: Б. Савельева)
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
3.Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно»
А) - Прочитайте жужжащим чтением второй рассказ и отметьте непонятные слова.
Б) Проверка восприятия.
(Седьмой слайд презентации: иллюстрация к рассказу «Вместе тесно, а врозь скучно»)
- Какие слова были непонятны?
(врозь – отдельно, волчок – игрушка, которая вращается)
(Восьмой слад презентации: изображение юлы, видеофрагмент)
- Кто герои этого рассказа? (брат и сестра)
- Что с ними случилось? (они поссорились)
- Почему они поссорились? (не захотели поделиться игрушками)
- Почему им стало скучно? (одному играть неинтересно, вместе веселее)
-В чем заключается смысл этого рассказа? (надо уметь ладить, уступать друг другу)
В) Подготовка к чтению по ролям
- Какой интересный вид работы можно выполнить с этим рассказом?
(чтение по ролям)
- Можно ли сразу прочитать по ролям или нужно подготовиться?
- Как будем действовать?
(перечитывая, определим слова автора, слова брата и сестры, продумаем, какие эмоции испытывают герои, чтобы передать их при чтении)
Г) Работа в парах (подготовка к чтению по ролям)
Д) Проверка
- Как дети разговаривали друг с другом?
(заносчиво, грубо)
- Прочтите слова брата, слова сестры, слова автора
Е) Чтение по ролям
Ж) Оценка
- Каким было чтение? Интересно было слушать, почему?
(Читали бегло, выразительно, удалось передать, какие чувства испытывали дети)
З) Сочинение концовки к рассказу «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Что бы вы могли посоветовать этим детям?
- Придумайте свою концовку к этому рассказу (работа в парах)
- Молодцы, вы придумали добрый конец к рассказу. Будем надеяться, что эти дети помирились.
V. Обобщающая беседа.
- Чему учат рассказы Ушинского, о чем заставляют задуматься?
(Нужно быть дружелюбными, помогать друг другу, уступать, уметь прощать)
- Тот, кто делает добро другим, становится счастливее, его душа становится богаче. Добрее, наверное, станет и тот, кому помогли.
Давайте же будем творить добро!
V. Рефлексия (работа в парах) (5 мин)
- Выберите те качества, черты характера, к которым должны стремиться люди, чтоб наша жизнь стала лучше.
(работа в парах: дети делят слова на две группы; у каждой пары свои слова, в общей сложности их двадцать)
Положительные Отрицательные
Отзывчивость эгоизм
Дружелюбие злость
Честность подлость
Жалость грубость
Щедрость жадность
Заботу равнодушие
Кротость жестокость
Доверие подозрительность
Ласка недоверие
Сострадание зависть
Проверка
(Девятый слайд презентации: положительные качества остаются, отрицательные исчезают)
- С каким настроением вы уходите с урока?
(Дети оценивают своё настроение с помощью смайликов)
(Десятый слайд презентации: «Поделись своей добротой!» Звучат слова песни «Дорога добра»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках....
Разработка урока обучения грамоте(чтение) "Буква Я. Маяк"
Урок обучения грамоте "Буква Я. Маяк." "Школа России"....
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...
Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...
Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."
ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...