Открытый урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».
Формируемые универсальные учебные действия:
Развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Познавательные ууд:
- Обобщать, делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- владеть диалогической формой речи
- ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки.
- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;
- способствовать развитию у учащихся образы в литературе.
Характеристика деятельности учащихся.
Познакомиться с произведением классической литературы о весне;
Учиться выразительно читать стихи;
Видеть красоту весенней природы вокруг в стихах.
Воспитывать любовь к природе;
Активизировать чувственное восприятие художественного слова;
Способствовать образному восприятию стихотворения;
Раскрыть авторское отношение к природе;
Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыка формулирования выводов, умения анализировать;
Воспитывать чувство прекрасного;
Оценивать свои достижения и достижения товарищей.
Учебные материалы: выставка книг со стихами Ф. И. Тютчева, портрет писателя, Толковый словарь В. Даля, плакат «Весна».
Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор; экран, аудиозапись из цикла музыки П. И. Чайковского «Времена года. Весна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f._i._tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа».
Подготовила и провела
на районном этапе конкурса
«Учитель года - 2014»
учитель начальных классов
Фатина Л. Ф.
Март
2013/2014 учебный год.
Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».
Формируемые универсальные учебные действия:
Развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Познавательные ууд:
- Обобщать, делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- владеть диалогической формой речи
- ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки.
- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;
- способствовать развитию у учащихся образы в литературе.
Характеристика деятельности учащихся.
Познакомиться с произведением классической литературы о весне;
Учиться выразительно читать стихи;
Видеть красоту весенней природы вокруг в стихах.
Воспитывать любовь к природе;
Активизировать чувственное восприятие художественного слова;
Способствовать образному восприятию стихотворения;
Раскрыть авторское отношение к природе;
Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыка формулирования выводов, умения анализировать;
Воспитывать чувство прекрасного;
Оценивать свои достижения и достижения товарищей.
Учебные материалы: выставка книг со стихами Ф. И. Тютчева, портрет писателя, Толковый словарь В. Даля, плакат «Весна».
Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор; экран, аудиозапись из цикла музыки П. И. Чайковского «Времена года. Весна».
Ход урока
Организационная часть
- Приветствие
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Актуализация знаний
- Отгадывание загадки.
Пришла, улыбнулась - затихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
- Когда такое бывает?
(весной)
2. Беседа
- О чём пойдёт речь на уроке?
(о весне)
- Правильно. О весне. Эмблемой нашего урока будет солнышко.
- Что делает солнышко весной?
(греет, светит, улыбается)
- У вас на партах лежат жёлтые кружочки.
За правильный ответ вы рисуете лучик на своём кружочке.
А в конце урока я посмотрю на ваши солнышки и поставлю отметки.
- А сейчас мы отправляемся во владения весны. Понаблюдайте, по каким признакам мы отличаем весну от другого времени года?
3. Слушание музыки П. И. Чайковского «Весна», просмотр слайдов.
4. Викторина «Приметы весны».
- У вас на столах лежат карточки. Внимательно прочитайте, что на них написано.
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать записями из карточек. Но будете читать ту запись, которая будет являться ответом на мой вопрос.
- Какие изменения происходят в жизни неживой природы с наступлением весны?
1. Зимние дни миновали.
Ночи короткие стали.
- Уж тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
- Людины звонкие разбились
- И поплыли по реке.
- А какие растения расцветают весной самыми первыми?
5. В лесу, где берёзки столпились гурьбой.
Подснежника глянул глазок голубой.
- Огонёчки жёлтые
Из сухой травы.
Это мать-и-мачехи
Жёлтые цветы.
- Разбрелись в лесу сестрицы,
Синеглазки-медуницы.
(Показ слайдов с цветами-первоцветами.)
- Какие изменения происходят в жизни деревьев весной?
- Серёжки распустились на осине и ольхе?
- Уж верба вся пушистая раскинулась кругом.
- Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка
А платьице в полоску
Узнаешь ты берёзку.
(Показ слайдов с деревьями)
- Какие птицы прилетают весной?
- Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
- Полюбуйся весна наступает.
Журавли караваном летят.
- И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Снег лежит, ещё не тает.
Солнце сильно пригревает.
Слышен птичий шум и гам.
То скворцы явились к нам.
Беседа о пеликанах.
- Как называется эта птица?
- Где обитает эта птица?
- Прилетают ли они к нам?
- Чем питаются пеликаны?
- Каковы особенности этой птицы?
- Какие изменения происходят в жизни зверей.
14. Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Зайка по лесу ходил,
шубку белую сменил
На красивый серый мех,
Чтобы прятаться от всех.
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Этот зверь, лесной медведь.
16.Белку узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубе рыженькой зимой
И в серой шубке летом.
Обобщение: Что нового вы узнали о весенних изменениях в природе?
- Откуда вы всё это узнали?
- Чем стихи отличаются от рассказов, сказок?
(рифмой, ритмом, образными выражениями) Слайд №1.
Работа над темой урока.
- Вступительная беседа.
Из стихов мы узнаём очень многое: и приметы природы, и настроения и чувства людей..
А чтобы убедиться в этом, мы познакомимся со стихотворением поэта, имя которого мы узнаем, прочитав и соединив слоги одинакового цвета.
2. Знакомство с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева.
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в г. Овстуге Орловской губернии. С детства он был очень одарённым мальчиком. Поэтому начальное образование он получил дома. Он очень хорошо знал французский язык и разговаривал по-французски. В 14 лет он написал первое стихотворение. А в 15 лет он уже студент московского университета. Его стихи долго не печатали. Однажды его тетрадь попала в руки А. С. Пушкину. Он разрешил печататься ему в его журнале «современник». Тютчев не писал специально для детей. Но его стихи о природе с удовольствием читают дети.
А сейчас внимательно послушайте его стихотворение «Зима недаром злится».
3. Первичное восприятие стихотворения «Зима недаром злится».
А) Чтение учителем наизусть.
4. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
5. Физкультминутка.
- Сейчас отгадайте загадку.
Снег растаял и с полей
Бежит проворливый ручей.
- А вы любите танцевать?
- Сейчас мы с вами станцуем танец «Ручеёк».
Под музыку наш ручеёк будет бежать.
6. Словарная работа.
Фёдор Иванович Тютчев жил очень давно. В то время люди в речи употребляли такие слова, котрые мы сейчас не слышим совсем или слышим очень редко.
Хоровое чтение по рядам.
Объяснение значения непонятных слов.
7. Знакомство с художественными приёмами в поэзии.
А) беседа
- Какими словами автор называет зиму?
(ведьма злая)
- Какими словами автор называет весну?
(прекрасное дитя)
- Какое настроение у зимы?
(ворчит, хлопочет)
- Какое настроение у весны?
(хохочет, шумит)
- Зима и весна похожи по характеру, настроению, внешнему виду?
(Они совсем разные).
Такой поэтический приём в литературе называется противопоставлением.
- В образе кого вы представляете зиму?
- В образе кого вы представляете весну?
- Поэт пишет о предметах неживой природы как о живых существах.
Такой поэтический приём в литературе называется олицетворением.
8. Самостоятельная работа по вариантам.
Выборочное чтение.
- Мы сейчас разделимся по вариантам.
Учащиеся 1 варианта находят и подчёркивают слова, обозначающие действия зимы.
Учащиеся 2 варианта находят и подчёркивают слова, обозначающие действия весны.
Двое учащихся работают у доски по карточкам определяют действия зимы и весны.
9. Взаимопроверка.
- А сейчас сравните свою работу с работой товарища у доски.
(Учащиеся, работающие за партами проверяют работу у доски.)
10. Выразительное чтение стихотворения.
А) Подготовительная работа.
- В стихотворении автор рад приходу весны?
- А ещё кто рад приходу весны?
- А вы сами рады, что наступает весна?
- А что главное при чтении стихов?
(выразительное чтение)
- Вы сейчас подготовьтесь читать так, чтобы передать и чувства автора и чувства природы и свои чувства.
Б) Выразительное чтение стихотворения.
- Сейчас послушайте друг друга очень внимательно и оцените.
В) Оценка учащихся.
- Понравилось ли вам чтение?...
- Почему? …
- Передал ли он свои чувства?
Рефлексия.
- А сейчас мы нарисуем весеннюю картинку.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что бы вы себя похвалили?
- Что тебе показалось непонятным?
- Сейчас нарисуйте своё солнышко.
- Если урок вам понравился, то вы рисуете улыбающееся солнышко.
Если не очень, то рисуете солнышко без улыбки.
- Если урок совсем не понравился, то рисуете грустное солнышко.
Итог урока.
Как называется стихотворение, с которым вы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- О каких признаках весны в нём говорится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
открытый урок Литературное чтение 1 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...
Открытый урок литературного чтения 4 класс Л.Н. Толстой "Два брата"
Литературное чтение 4 класс...
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....