Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx | 72.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
составлено на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
и авторской программы Е.И. Матвеевой.
Количество учебных часов по программе в 4 классе - 102 ,
количество учебных часов в неделю - 3 .
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности | Примечание | |
план | факт | |||||
Книга первая «Детства чудная страна | ||||||
Раздел I. Когда сбываются мечты… (14ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Умение осуществлять логическое действие синтез. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. Коммуникативные УУД Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Умение формулировать точку зрения. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации). | ||||||
1./1. | Вводный урок. Детские мечты… Как о них рассказать. Б. Заходер. Считалия. | 1. | 01./09. | Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами её раскрытия в разных жанрах. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по созданию образа страны детства. Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. Членение текста на микротемы, составление плана. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений. Сочинение небольшого рассказа на тему «Моя страна детства». Сочинение миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «Вообразилии» в стихах для детей . Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей. | ||
2./2. | «Приметы детства». О.О. Дриз. Семицветная страна; | 1. | 02./09. | |||
3./3. | «Приметы детства». Ю.П. Мориц. Это очень интересно; А. Мелякова. Мои мечты. | 1. | 03./09. | |||
4./4. | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? | 1. | 08./09. | |||
5./5. | В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. | 1. | 09./09. | |||
6./6. | О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов. Исполнение желаний. | 1. | 10./09. | |||
7./7. | Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова. Трудный случай. | 1. | 15./09. | |||
8./8. | Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон; | 1. | 16./09. | |||
9./9. | Пора, когда возможным становится всё… Шэл Силверстейн. Если я был бы; | 1. | 17./09. | |||
10./10. | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный. Невероятная история; | 1. | 22./09. | |||
11./11. | М. Агафонова. Хорошо быть маленьким; М.И. Цветаева. Мирок. | 1. | 23./09. | |||
12./12. | Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. | 1. | 24./09. | |||
13./13. | Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. | 1. | 29./09. | |||
14./14. | Урок-рефлексия. | 1. | 30./09. | |||
Раздел II. Детские пристрастия. (14ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие обобщение. Умение устанавливать аналогии. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение) Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Коммуникативные УУД Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений. Умение определить общую цель и пути её достижения. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. | ||||||
15./1. | Вводный урок. В чём заключаются секреты детства? | 1. | 01./10. | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений». Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворных произведений, грустного и весёлого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Сочинение-миниатюра «Кто такие дети?». Сочинение на одну из тем: «Райский денёк», «Райское местечко». Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего «я» героем литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. | ||
16./2. | Особенности детской поры. Н.С. Гумилёв. Детство. | 1. | 06./10. | |||
17./3. | Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. | 1. | 07./10. | |||
18./4. | В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. | 1. | 08./10. | |||
19./5. | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…; | 1. | 13./10. | |||
20./6. | А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий. | 1. | 14./10. | |||
21./7. | Волнующая тема. В.Д. Берестов. Деньги в детстве; | 1. | 15./10. | |||
22./8. | Зачем детям знать о деньгах? А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль. | 1. | 20./10. | |||
23./9. | Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик. Грустный клоун; | 1. | 21./10. | |||
24./10. | Весёлое и грустное в детстве… С. Чёрный. Счастливый карп. | 1. | 22./10. | |||
25./11. | Весёлое и грустное в детстве… С. Чёрный. Счастливый карп. | 1. | 27./10. | |||
26./12. | «Момент высшей радости». С. Чёрный. В раю. | 1. | 28./10. | |||
27./13. | Урок-рефлексия. Беседа по произведениям учебника. | 1. | 29./10. | |||
28./14. | Урок-рефлексия. Беседа по произведениям учебника. | 1. | 10./11. | |||
Раздел III. Штрихи к портрету. (11ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. Познавательные УУД Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов / процессов для решения задач. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия. Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, преставлениям, точкам зрения. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. Коммуникативные УУД Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи. Умение адекватно оценивать собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. | ||||||
29./1. | Вводный урок | 1. | 11./11. | Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и весёлого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Создание портрета (словесного и нарисованного). Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?». Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет». Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения. | ||
30./2. | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз. Мой портрет. | 1. | 12./11. | |||
31./3. | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; | 1. | 17./11. | |||
32./4. | Литературный автопортрет. С. Чёрный. Детям. | 1. | 18./11. | |||
33./5. | Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов. Детвора. | 1. | 19./11. | |||
34./6. | Что есть красота? Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. | 1. | 24./11. | |||
35./7. | Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка; | 1. | 25./11. | |||
36./8. | М.Я. Бородицкая. Первоклассник; М.И. Цветаева. Наши царства; | 1. | 26./11. | |||
37./9. | Сцены из детской жизни. Л.Н. Толстой. Ивины. | 1. | 01./12. | |||
38./10. | Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава. Рай. | 1. | 02./12. | |||
39./11. | Урок-рефлексия. | 1. | 03./12. | |||
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.(11ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Умение осуществлять логическое действие синтез. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. Коммуникативные УУД Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Умение формулировать точку зрения. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации). | ||||||
40./1. | Вводный урок. В.А. Лалетина. Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…; | 1. | 08./12. | Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки», его описания. Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. Пушкин и его книжные пристрастия. Творческая работа: сочинение-презентация любимой книги. Творческая работа: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе). | ||
41./2. | Встреча с книгой. М.И. Цветаева. В субботу. | 1. | 09./12. | |||
42./3. | У. Эко. Имя Розы; | 1. | 10./12. | |||
43./4. | В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека… | 1. | 15./12. | |||
44./5. | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; | 1. | 16./12. | |||
45./6. | А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»; | 1. | 17./12. | |||
46./7. | М.Я. Басина. В садах Лицея». | 1. | 22./12. | |||
47./8. | Урок-рефлексия. Беседа по произведениям из рубрики. | 1. | 23./12. | |||
48./9. | Урок-рефлексия. Чтение и обсуждение сочинений. | 1. | 24./12. | |||
49./10. | Итоговая поверочная работа №1 по первой части учебника. | 1. | 29.12 | |||
50./11. | Итоговая творческая работа | 1. | 30.12 | |||
Книга вторая «Все мы – родом из детства» | ||||||
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики (14ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие обобщение. Умение устанавливать аналогии. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение) Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Коммуникативные УУД Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений. Умение определить общую цель и пути её достижения. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. | ||||||
51./1. | Вводный урок. Подготовка к путешествию. | 1. | 31.12. | Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа истинного героя», его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного). Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. Сочинение фантазия «Я-…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. | ||
52./2. | Путешествие. Ю.Д. Левитанский. Кораблик; Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик; | 1. | 12.01 | |||
53./3. | Путешествие. Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. | 1. | 13.01 | |||
54./4. | Истинные и ложные герои. Н.С. Гумилёв. Капитаны; | 1. | 14.01 | |||
55./5. | Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок. | 1. | 19./01. | |||
56./6. | Любимые места. М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; | 1. | 20./01. | |||
57./7. | Любимые места. М.И. Цветаева. Мама на даче. | 1. | 21./01. | |||
58./8. | Игры, которые становятся жизнью… А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв; | 1. | 26./01. | |||
59./9. | Игры, которые становятся жизнью… Б.В.Заходер. Неужто вы могли забыть? | 1. | 27./01. | |||
60./10. | В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. | 1. | 28./01. | |||
61./11. | В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. | 1. | 02./02. | |||
62./12. | В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. | 1. | 03./02. | |||
63./13. | Урок-рефлексия. | 1. | 04./02. | |||
64./14. | Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» | 1. | 09./02. | |||
Раздел II. Уроки детства. (11ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. Познавательные УУД Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов / процессов для решения задач. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия. Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, преставлениям, точкам зрения. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. Коммуникативные УУД Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи. Умение адекватно оценивать собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. | ||||||
65./1. | Вводный урок ко 2 разделу.
| 1. | 10.02 | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва. Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле. Презентация работ. Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я- провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю как надо поступать…». Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором». Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. | ||
66./2. | Счастливое воспоминание о школе. А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…» | 1. | 11.02 | |||
67./3. | Смелость детских поступков. В.Д. Берестова «Пловец». | 1. | 16.02 | |||
68./4. | Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. | 1. | 17./02. | |||
69./5. | Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. | 1. | 18./02. | |||
70./6. | А.А. Фет. Одинокий дуб. | 1. | 24./02. | |||
71./7. | Н.С. Лесков. Неразменный рубль. | 1. | 25./02. | |||
72./8. | Н.С. Лесков. Неразменный рубль. | 1. | 02./03. | |||
73./9. | Н.С. Лесков. Неразменный рубль. | 1. | 03./03. | |||
74./10. | А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…; | 1. | 04./03. | |||
75./11. | В.Д. Берестов. Сердцевина. | 1. | 10./03. | |||
Раздел III. «Микрогеография» детства. (11ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Умение осуществлять логическое действие синтез. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. Коммуникативные УУД Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Умение формулировать точку зрения. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации). | ||||||
76./1. | Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке; В.Д. Берестов. Новая песенка. | 1. | 11.03 | Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа памяти о детстве». Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. Выразительное чтение воспоминаний. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства. Сочинение-миниатюра о детстве. Моделирование жанра эссе. Презентация работ. Редактирование. Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». Сочинение – ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М.М.Пришвина «Дитя». Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти. | ||
77./2. | В.А. Бахревский. Бабочка; К.Д. Бальмонт. Бабочка; | 1. | 16.03 | |||
78./3. | В.В. Набоков. Ночные бабочки. | 1. | 17.03 | |||
79./4. | Воспоминания поэта о детстве. И.В. Одоевцева. На берегах Невы. | 1. | 18./03. | |||
80./5. | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); | 1. | 01./04. | |||
81./6. | В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; | 1. | 06./04. | |||
82./7. | А.С. Пушкин. Царское Село. | 1. | 07./04. | |||
83./8. | М.М. Пришвин. Времена года; | 1. | 08./04. | |||
84./9. | В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; В.Д. Берестов. Одуванчики. | 1. | 13./04. | |||
85./10. | Кто возвращается в детство? М.И. Цветаева. Курлык; | 1. | 14./04. | |||
86./11. | Кто возвращается в детство? М.М. Пришвин. Дитя. | 1. | 15./04. | |||
Раздел IV. Куда уходит детство?(16ч.) Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие обобщение. Умение устанавливать аналогии. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение) Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Коммуникативные УУД Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений. Умение определить общую цель и пути её достижения. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. | ||||||
87./1. | Вводный урок. Дети и взрослые. | 1. | 20.04 | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких, в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа современного читателя». Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий, интересов. Сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?» Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!». Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. | ||
88./2. | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский. Дети; | 1. | 21.04 | |||
89./3. | Рождение новых образов детства. И. Бардин. Трудная пора. | 1. | 22.04 | |||
90./4. | Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; | 1. | 27./04. | |||
91./5. | Прелести детства. С. Павлютина. Земляничный рай. | 1. | 28./04. | |||
92./6. | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… | 1. | 29./04. | |||
93./7. | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… | 1. | 04./05. | |||
94./8. | Куда уходит детство? Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать… | 1. | 05./05. | |||
95./9. | Итоговая работа по чтению. | 1. | 06./05. | |||
96./10. | Итоговая творческая работа | 1. | 11./05. | |||
97./11. | Анализ и обсуждение итоговых работ. У – с.179-180 | 1. | 12./05. | |||
98./12 | Закрепление изученного материала. | 1. | 13./05. | |||
99./13. | Закрепление изученного материала. | 1. | 18./05. | |||
100./14. | Закрепление изученного материала. | 1. | 19./05. | |||
101./15. | Закрепление изученного материала. | 1. | 20./05. | |||
102./16 | Закрепление изученного материала. | 1. | 25./05. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
составлено на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
и авторской программы Е.И. Матвеевой.
Количество учебных часов по программе в 4 классе - 102 ,
количество учебных часов в неделю - 3 .
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности | Примечание | |
план | факт | |||||
Книга первая «Детства чудная страна | ||||||
Раздел I. Когда сбываются мечты… (14ч.) | ||||||
1./1. | Вводный урок. Детские мечты… Как о них рассказать? Б. Заходер. Считалия. У – с.3-7 | 1. | Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами её раскрытия в разных жанрах. Поиск ответов на вопросы в тексте прои зведения. Парная и групповая работа по созданию образа страны детства. Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. Членение текста на микротемы, составление плана. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений. Сочинение небольшого рассказа на тему «Моя страна детства». Сочинение миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «Вообразилии» в стихах для детей . Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей. | |||
2./2. | «Приметы детства». О.О. Дриз. Семицветная страна; Ю.П. Мориц. Это очень интересно; А. Мелякова. Мои мечты. У – с.7-10 Т - №2 | 1. | ||||
3./3. | «Приметы детства». О.О. Дриз. Семицветная страна; Ю.П. Мориц. Это очень интересно; А. Мелякова. Мои мечты. У – с.7-10 Т - №2 | 1. | ||||
4./4. | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. У – с.10-22 | 1. | ||||
5./5. | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. У – с.10-22 | 1. | ||||
6./6. | О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов. Исполнение желаний. У – с.22-23 | 1. | ||||
7./7. | Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова. Трудный случай. У – с.24-30 | 1. | ||||
8./8. | Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон; Шэл Силверстейн. Если я был бы; У – с.30-32 | 1. | ||||
9./9. | Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон; Шэл Силверстейн. Если я был бы; У – с.30-32 | 1. | ||||
10./10. | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный. Невероятная история; М. Агафонова. Хорошо быть маленьким; М.И. Цветаева. Мирок. У – с.32-42 Т - №3; №4 | 1. | ||||
11./11. | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный. Невероятная история; М. Агафонова. Хорошо быть маленьким; М.И. Цветаева. Мирок. У – с.32-42 Т - №3; №4 | 1. | ||||
12./12. | Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. У – с.43-45 Т - №5, №6 | 1. | ||||
13./13. | Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. У – с.43-45 Т - №5, №6 | 1. | ||||
14./14. | Урок-рефлексия. Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений. У – с.46-56 (раздел «Читай, удивляйся, размышляй!») Т - №7 | 1. | ||||
Раздел II. Детские пристрастия. (14ч.) | ||||||
15./1. | Вводный урок. В чём заключаются секреты детства? У – с.58-59 МП – с.82-83 | 1. | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений». Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворных произведений, грустного и весёлого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Сочинение-миниатюра «Кто такие дети?». Сочинение на одну из тем: «Райский денёк», «Райское местечко». Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего «я» героем литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. | |||
16./2. | Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилёв. Детство. У – с.59-61 | 1. | ||||
17./3. | Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. У – с.61-65 Т - №9 | 1. | ||||
18./4. | Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. У – с.61-65 Т - №9 | 1. | ||||
19./5. | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…; А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий. У – с.65-79 | 1. | ||||
20./6. | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…; А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий. У – с.65-79 | 1. | ||||
21./7. | Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов. Деньги в детстве; А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль. У – с.79-93 Т - №10 | 1. | ||||
22./8. | Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов. Деньги в детстве; А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль. У – с.79-93 Т - №10 | 1. | ||||
23./9. | Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. У – с.93-104 Т - №11 | 1. | ||||
24./10. | Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. У – с.93-104 Т - №11 | 1. | ||||
25./11. | Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. У – с.93-104 Т - №11 | 1. | ||||
26./12. | «Момент высшей радости». С. Чёрный. В раю. У – с.104-106 | 1. | ||||
27./13. | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям учебника (раздел II) У – с.57-106 Т - №13 МП – с.104 | 1. | ||||
28./14. | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям учебника (раздел II) У – с.57-106 Т - №13 МП – с.104 | 1. | ||||
Раздел III. Штрихи к портрету. (11ч.) | ||||||
29./1. | Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ. У – с.108-109 | 1. | Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и весёлого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Создание портрета (словесного и нарисованного). Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?». Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет». Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переж иваний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения. | |||
30./2. | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз. Мой портрет. У – с.109-111 Т - №15 | 1. | ||||
31./3. | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; С. Чёрный. Детям. У – с.111-114 Т - №16 | 1. | ||||
32./4. | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; С. Чёрный. Детям. У – с.111-114 Т - №16 | 1. | ||||
33./5. | Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов. Детвора. У – с.115-123 Т - №17 | 1. | ||||
34./6. | Что есть красота? Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. У – с.123-125 | 1. | ||||
35./7. | Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка; М.Я. Бородицкая. Первоклассник; М.И. Цветаева. Наши царства; Л.Н. Толстой. Ивины. У – с.125-139 | 1. | ||||
36./8. | Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка; М.Я. Бородицкая. Первоклассник; М.И. Цветаева. Наши царства; Л.Н. Толстой. Ивины. У – с.125-139 | 1. | ||||
37./9. | Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка; М.Я. Бородицкая. Первоклассник; М.И. Цветаева. Наши царства; Л.Н. Толстой. Ивины. У – с.125-139 | 1. | ||||
38./10. | Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава. Рай. У – с.139-140 | 1. | ||||
39./11. | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради (Т - №19). | 1. | ||||
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.(11ч.) | ||||||
40./1. | Вводный урок. Выступления учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации. У – с.142-143 | 1. | Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки», его описания. Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. Пушкин и его книжные пристрастия. Творческая работа: сочинение-презентация любимой книги. Творческая работа: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе). | |||
41./2. | Встреча с книгой. В.А. Лалетина. Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…; М.И. Цветаева. В субботу. У – с.143-145 | 1. | ||||
42./3. | Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко. Имя Розы; В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека… У – с.145-152 | 1. | ||||
43./4. | Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко. Имя Розы; В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека… У – с.145-152 | 1. | ||||
44./5. | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»; М.Я. Басина. В садах Лицея». У – с.152-165 | 1. | ||||
45./6. | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»; М.Я. Басина. В садах Лицея». У – с.152-165 | 1. | ||||
46./7. | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»; М.Я. Басина. В садах Лицея». У – с.152-165 | 1. | ||||
47./8. | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений. У – с.166-174 Т - №23 | 1. | ||||
48./9. | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений. У – с.166-174 Т - №23 | 1. | ||||
49./10. | Итоговая поверочная работа №1 по первой части учебника Т - №24 | 1. | ||||
50./11. | Итоговая творческая работа Т - №25 | 1. | ||||
Книга вторая «Все мы – родом из детства» | ||||||
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики (14ч.) | ||||||
51./1. | Вводный урок. Подготовка к путешествию. У – с.3-4 | 1. | Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа истинного героя», его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного). Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. Сочинение фантазия «Я-…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. | |||
52./2. | Путешествие. Ю.Д. Левитанский. Кораблик; Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик; Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. У – с.6-18 | 1. | ||||
53./3. | Путешествие. Ю.Д. Левитанский. Кораблик; Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик; Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. У – с.6-18 | 1. | ||||
54./4. | Истинные и ложные герои. Н.С. Гумилёв. Капитаны; Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок. У – с.18-32 Т - №2 | 1. | ||||
55./5. | Истинные и ложные герои. Н.С. Гумилёв. Капитаны; Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок. У – с.18-32 Т - №2 | 1. | ||||
56./6. | Любимые места. М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; М.И. Цветаева. Мама на даче. У – с.32-35 Т - №3 | 1. | ||||
57./7. | Любимые места. М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; М.И. Цветаева. Мама на даче. У – с.32-35 Т - №3 | 1. | ||||
58./8. | Игры, которые становятся жизнью… А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв; Б.В.Заходер. Неужто вы могли забыть? У – с.35-51 Т - №4, 6 | 1. | ||||
59./9. | Игры, которые становятся жизнью… А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв; Б.В.Заходер. Неужто вы могли забыть? У – с.35-51 Т - №4, 6 | 1. | ||||
60./10. | Давайте поиграем в рыцарство! В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. У – с.51-63 Т - №7 | 1. | ||||
61./11. | Давайте поиграем в рыцарство! В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. У – с.51-63 Т - №7 | 1. | ||||
62./12. | Давайте поиграем в рыцарство! В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. У – с.51-63 Т - №7 | 1. | ||||
63./13. | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради | 1. | ||||
64./14. | Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» У – с.64-82 Т - №9 | 1. | ||||
Раздел II. Уроки детства. (11ч.) | ||||||
65./1. | Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой. у – с.84-85 | 1. | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва. Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле. Презентация работ. Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я- провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю как надо поступать…». Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором». Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни». | |||
66./2. | Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» У – с.86-88 | 1. | ||||
67./3. | Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец». У – с.88-89 | 1. | ||||
68./4. | Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. У – с.89-107 | 1. | ||||
69./5. | Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. У – с.89-107 | 1. | ||||
70./6. | Почему человек и дерево – родственные души? А.А. Фет. Одинокий дуб. у – с.107-109 | 1. | ||||
71./7. | Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков. Неразменный рубль. У – с.109-128 Т - №11 | 1. | ||||
72./8. | Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков. Неразменный рубль. У – с.109-128 Т - №11 | 1. | ||||
73./9. | Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков. Неразменный рубль. У – с.109-128 Т - №11 | 1. | ||||
74./10. | Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…; В.Д. Берестов. Сердцевина. У – с.128-130 | 1. | ||||
75./11. | Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…; В.Д. Берестов. Сердцевина. У – с.128-130 | 1. | ||||
Раздел III. «Микрогеография» детства. (11ч.) | ||||||
76./1. | Вводный урок. Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке; В.Д. Берестов. Новая песенка. У – с.133-136 | 1. | Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа памяти о детстве». Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. Выразительное чтение воспоминаний. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства. Сочинение-миниатюра о детстве. Моделирование жанра эссе. Презентация работ. Редактирование. Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». Сочинение – ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М.М.Пришвина «Дитя». Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти. | |||
77./2. | Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка. В.А. Бахревский. Бабочка; К.Д. Бальмонт. Бабочка; У – с.136-142 Т - №15 | 1. | ||||
78./3. | Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка. В.А. Бахревский. Бабочка; К.Д. Бальмонт. Бабочка; У – с.136-142 Т - №15 | 1. | ||||
79./4. | Воспоминания поэта о детстве. И.В. Одоевцева. На берегах Невы. У – с.142-148 | 1. | ||||
80./5. | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; А.С. Пушкин. Царское Село. У – с.149-163 | 1. | ||||
81./6. | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; А.С. Пушкин. Царское Село. У – с.149-163 | 1. | ||||
82./7. | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; А.С. Пушкин. Царское Село. У – с.149-163 | 1. | ||||
83./8. | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин. Времена года; В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; В.Д. Берестов. Одуванчики. У – с.163-167 | 1. | ||||
84./9. | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин. Времена года; В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; В.Д. Берестов. Одуванчики. У – с.163-167 | 1. | ||||
85./10. | Кто возвращается в детство? М.И. Цветаева. Курлык; М.М. Пришвин. Дитя. У – с.167-168 Т - №16 | 1. | ||||
86./11. | Кто возвращается в детство? М.И. Цветаева. Курлык; М.М. Пришвин. Дитя. У – с.167-168 Т - №16 | 1. | ||||
Раздел IV. Куда уходит детство? | ||||||
87./1. | Вводный урок. Дети и взрослые. У – с.170-171 | 1. | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких, в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа современного читателя». Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий, интересов. Сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?» Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!». Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. | |||
88./2. | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский. Дети; И. Бардин. Трудная пора. У – с.171-174 | 1. | ||||
89./3. | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский. Дети; И. Бардин. Трудная пора. У – с.171-174 | 1. | ||||
90./4. | Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; С. Павлютина. Земляничный рай. У – с.174-177 | 1. | ||||
91./5. | Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; С. Павлютина. Земляничный рай. У – с.174-177 | 1. | ||||
92./6. | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… У – с.177 | 1. | ||||
93./7. | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… У – с.177 | |||||
94./8. | Урок-рефлексия. Куда уходит детство? Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать… | 1. | ||||
95./9. | Итоговая работа по чтению. Т - №17, с.57-60 | 1. | ||||
96./10. | Итоговая творческая работа У – с.178 Т- №18, с.60-61 | 1. | ||||
97./11. | Анализ и обсуждение итоговых работ. У – с.179-180 | 1. | ||||
98./12 | Закрепление изученного материала. | 1. | ||||
99./13. | Закрепление изученного материала. | 1. | ||||
100./14. | Закрепление изученного материала. | 1. | ||||
101./15. | Закрепление изученного материала. | 1. | ||||
102./16 | Закрепление изученного материала. | 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
данная разработка опробирована и используется при работе...
Календарно - тематическое планирование 2 класс. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Календарно - тематическое планирование....
Календарно - тематическое планирование 2 класс. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Календарно - тематическое планирование....
Календарно - тематическое планирование 2 класс. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Календарно - тематическое планирование....
Календарно - тематическое планирование 2 класс. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Календарно - тематическое планирование....
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)
Планирование на каждую четверть - 68 часов...