И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
1. ФИО учителя:
Никифорова Снежана Вадимовна
2. Место работы:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД С.КАТРАВОЖ
3. Должность:
Учитель начальных классов
4. Предмет:
Литературное чтение (внеклассное чтение)
5. Класс:
2
6. Тема урока:
И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
7. Цель урока:
- раскрыть понятие литературного жанра «басня»
- познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
8. Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
- Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Воспитательная:
- Прививать интерес к изучению литературы.
Развивающая.
- Развивать устную речь, мышление, умение аргументировано выражать свои мысли и воспринимать мысли других.
10. Тип урока: изучение нового материала
11. Формы работы учащихся: фронтальная, в парах.
12. Необходимое оборудование:
Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням.
Структура и ход урока.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Организационный | Выполняют оценку/самооценку готовности к уроку | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
настрой на урок. Читают дети (Алина К., Маша Р.): - Поговорим? (поговорим) - О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень) - О чем-то знаю я. (А что-то мне известно) - Поговорим? (поговорим). - (вместе) Нам будет интересно. | Регулятивные Личностные |
Введение в тему. Постановка целей и задач. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения. | - Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда праздник. - Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка. Слайд 1. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. - Догадались кто этот человек? Что мы сегодня на уроке будем изучать? - Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Слайд 2. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? Слайд 3. | Формулируют тему урока, цели. Ответы детей. Потому что животные подняли Крылова на высоту славы | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Работа над темой урока. 1. Знакомство с баснописцем И.А.Крыловым. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала. | Сейчас более подробно нас познакомят с И.А.Крыловым ученики нашего класса. | Слайд 4. Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Слайд 5. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Писать басни он начал в 37 лет и подписывался «НАВИ ВОЛЫРК». Слайд 6. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. | Познавательные Личностные Коммуникативные |
2. Работа с текстом учебника. | Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? Давайте прочитаем текст . Что нового узнали о баснописце? Каким он был человеком? Что удивило вас в этом сообщении? | Ответы детей. Читают по цепочке. Трудолюбивым, любил учиться. Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве | Познавательные Регулятивные | |
3. Работа с иллюстрациями к басням. | Вспомните, какие произведения написал И.А.Крылов. Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник? | Называют известные им басни Крылова. | Познавательные Личностные | |
4. Подготовка к восприятию басни. | Слайд 7. Дети, прочитайте , что написано на доске, только справа – налево (слова записаны наоборот ЬДЕБЕЛ, КАР, АКУЩ). Что вы знаете об этих животных? Какими их себе представляете? А кто знает, в каком произведении встретились все эти животные? Правильно. На уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука» | Читают - лебедь, рак, щука Дети отвечают на вопросы учителя. | Познавательные | |
5. Знакомство с понятием басня. | Слайд 8. Что такое басня? На что похожа басня? Кто является действующими лицами? В басне всегда есть поучение, совет – мораль. В морали осуждаются глупые поступки. Дети, давайте сделаем вывод, так что же такое басня? | Ответы детей. Слайд 9.С помощью учителя делают вывод: Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить. | Познавательные Регулятивные | |
Работа над басней И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука» | Учить работать с басней: анализировать, делать выводы. | Слайд 10. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? | Они живут в воде. | Познавательные |
Прослушивание басни. | Аудиозапись. | Регулятивные Коммуникативные | ||
Проверка первичного восприятия. | Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех? Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов? | Герои не смогли сдвинуть воз. Добрым, не злым. Ответы детей. | Коммуникативные Познавательные | |
Повторное чтение басни с заданием. | – Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах. | Дети самостоятельно читают басню, подчеркивают слова. Обсуждают значение в парах. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные | |
Словарная работа. | Слайд 11. Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. Впряглись - | Значение слов устанавливается по словарю Ожегова. | Познавательные | |
Анализ басни. | Ответь словами басни. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Как они старались выполнить работу? Получилась ли их затея? Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? | Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Из кожи лезут вон А возу всё нет ход “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело. Товарищи, поклажа легка | Познавательные Коммуникативные | |
Словарная работа. | Замените своими словами выражения из басни: “Из кожи лезут вон” “А воз и ныне там” “А возу все нет ходу” | очень стараются воз стоит на прежнем месте герои не сдвинули воз с места | Познавательные | |
Работа над выразительным чтением басни. | Давайте прочитаем басню выразительно. С каким настроением вы будете читать басню? Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? Как автор относится к своим героям? | Двое детей читают басню. Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти во). Он сожалеет, что в товарищах нет согласья | Коммуникативные Регулятивные | |
Работа над моралью басни. | Слайд 12. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. | Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. | Познавательные | |
Связь с жизнью. Работа над пословицей. | Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? Прочитайте пословицу. Объясните её значение. Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. | Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках. | ||
Домашнее задание | 3 человека к доске, унести поклажу (мешок с листочками, на которых записано дом. задание) | Сами вытягивают листочек с заданием.
| Познавательные Личностные Регулятивные | |
Подведение итогов. Рефлексия. | Оценка работы класса и отдельных обучающихся. | Слайд 13. Что такое басня? Для чего и зачем нужно изучать басни? Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? Интересно ли было на уроке? Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться? | Ответы детей. Чтобы избавляться от своих пороков. Глупость, лень и т.д. | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
МОРАЛЬ - ПОУЧЕНИЕ, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
Цель
Выяснить …
Учиться …
Подготовить выразительное чтение басни. | Нарисовать иллюстрацию к басне. | Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни. |
Подготовить выразительное чтение басни. | Нарисовать иллюстрацию к басне. | Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни. |
Подготовить выразительное чтение басни. | Нарисовать иллюстрацию к басне. | Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни. |
Подготовить выразительное чтение басни. | Нарисовать иллюстрацию к басне. | Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Басня И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Урок литературы в 3 классе....
И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"
УМК "Перспективная начальная школа", раздел учебника "Учимся житейской мудрости"...
Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Школа России")...
Разработка урока литературного чтения "И.Крылов. Лебедь, рак и щука"
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность ...