И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему
УМК "Перспективная начальная школа", раздел учебника "Учимся житейской мудрости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 99 КБ |
презентация к уроку литературное чтение | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (3 класс)
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление
Цели: создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова; познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни «Лебедь, Щука и Рак» и «Квартет»; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, умению делать выводы; развивать речь, отрабатывать навык выразительного чтения.
Формирование УУД:
Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интереса к учебному предмету
Регулятивные: - определять задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами
- осуществлять самооценку, давать оценку своей деятельности на уроке
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные: - ориентироваться в системе знаний, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение , классификацию по заданным критериям.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся познакомятся с новым произведением, научатся анализировать;
Метапредметные: Регулятивные- освоят способы решения проблемы творческого и поискового характера, моделирования рефлексии, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, оценивать границы своего знания и незнания. Коммуникативные- строить высказывания, оценивать себя и товарища Личностные- воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма, внимательного отношения друг к другу, прививать любовь к чтению, книге.
Форма урока: фронтальная, парная, индивидуальная
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Мотивирование (самоопределение) к деятельности | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро» -на уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят, уши внимательно слушают и все слышат, голова хорошо думает. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Включаются в учебную деятельность | |
2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка к восприятию. Организация восприятия нового материала 3.Постановка учебной цели | 1. Проверка домашнего задания (выразительно читать басню) Читательский турнир. - Кто из героев басни вам более симпатичен и почему? - Вспомните, какую тему мы изучаем. - С каким литературным жанром мы познакомились? - Какая житейская мудрость в них содержится? - Сегодня мы продолжим учиться житейской мудрости. Отгадайте фамилию автора. Работа в парах. - Выполните задание на карточке - Какое слово получилось? - А теперь вспомните, как его зовут? Назовите полное имя писателя. Какими знаниями об авторе хотите поделиться с одноклассниками? - Какие произведения принесли автору всемирную славу? Они переведены более чем на 50 языков. … Крылов стал первым писателем, которому в России поставлен памятник в 1855г. В Летнем саду С-Петербурга установлена бронзовая статуя сидящего «Дедушки Крылова» В основании можно узнать героев его многочисленных басен. - А что такое БАСНЯ? С какими баснями Крылова вы уже знакомы? ИТОГ ПРОЙДЕННОГО ЭТАПА -Кто озвучит тему урока? -Какие учебные задачи поставим сегодня на урок? За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. И вот еще одна басня в вашу копилку… Работа в парах -Расшифруйте запись и узнайте героев новой басни. (прочитать слева направо) - Что объединяет этих героев? Басня И.А.Крылова так и называется- «Лебедь, Щука и Рак» | По одному ученику от ряда выразительно читают басню. ВЗАИМООЦЕНКА «Набираемся житейской мудрости» - с басней - Не поддавайся лести; не вини обстоятельства, если что не получается; лучше малая выгода в настоящем, чем большая в будущем; если жить в согласии, то беда не одолеет КРЫЛОВ -он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен. ….БАСНИ Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Обычно они умеют говорить. «Учимся житейской мудрости» -Познакомиться с новой басней. Исследовать ее и найти в ней признаки басни. Выяснить, чему она учит, определить главную мысль. Научиться анализировать поступки героев, оценивать свои поступки, научиться правильно и выразительно читать. АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак) -их среда обитания связана с водой | |
4. Решение учебной задачи. Работа по теме урока ФИЗМИНУТКА | Подготовка к восприятию произведения - пользуясь содержанием учебника откройте нужную страницу. ХОРОШО ЧИТАЮЩИЙ ученик читает текст басни. Значения каких слов хотите узнать? - как понимаете значения слов «ЛАД», «МУКА», «СОГЛАСИЕ»? - С каким случаем из жизни можно соотнести эти строчки? «Когда в товарищах согласия нет…» - А какой случай рассказал нам И. А. Крылов? - Рассмотрите иллюстрацию художника-оформителя. О чем эта история? - Почему же у героев ничего не получилось, ведь они так старались? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Перечитайте басню. Случайно ли И.Крылов выбрал этих героев? Какими показал их автор в своей басне? Работа в парах - Найдите и отметьте глаголы, которые помогают представить (охарактеризовать) образ каждого героя. - Как вы себе представляете их действия? - Приведите соответствующие сточки. - Объясните выражение «Из кожи лезут вон» - Почему же воз не сдвинулся с места? Возможно он был слишком тяжелым? Зачитать ответ. - Так в чем же дело? -Что главное они не сделали? - Где хранится главная мысль басни? В какой части она находится? Как называется эта часть? - Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю? - Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»? (ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ) - Какой урок вы для себя извлекли? | Учащиеся слушают и следят за чтецом. Лад - действия вместе, совместно Мука - сильное физическое или нравственное страдание Согласие - единство, общность точек зрения, единомыслие, единодушие. Поклажа, воз …(вещи, груз, багаж) (примеры детей) ПРОБЛЕМА Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не… + ЛЕБЕДЬ рвется в облака (он стремительный, упрямый) + РАК пятится назад (неповоротливый, упрямый) + ЩУКА тянет в воду (Она упрямо делает свое дело) - Они все делают свое дело добросовестно, старательно, Герои басни взялись за дело дружно. - Нет, т.к. «поклажа для них казалась и легка» - Работа шла плохо. Воз остался стоять на том же месте, потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Каждый герой хочет решить проблему своим способом. - Не договорились, не согласовали свои действия друг с другом. (дети читают 1 часть басни) - МОРАЛЬ - Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться. ….. | |
Физминутка | |||
5. Продолжение работы по теме урока. Сравнительный анализ. Первичное закрепление. 6.Итог урока РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание (на выбор учащихся) Работа над пословицами Прочитайте пословицы, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести? 1 группа. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось. 2 группа. Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой. 3 группа. У всякого Федорки свои отговорки. | - С какой басней по смыслу есть сходство? - Подходит ли мораль к басне «Квартет»? Объясните свою точку зрения. - А что с возом? Зачитать ответ из текста. Это выражение мы слышим в жизненных ситуациях. Каким оно стало? Когда так говорят? - Как автор относится к героям басни? - В чем мастерство, мудрость Крылова? - Понравилась ли вам басня? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие чувства вы испытывали на уроке и почему? Оцените свою работу на уроке шифровкой П - все понял В – есть вопросы, на которые хочу найти ответы Т – трудно понять 1. Подобрать пословицы к басне «Лебедь, Шука и Рак» 2. Выучить басню наизусть. 3. Показать этюд (инсценировать) басню. Варианты заданий для групповой работы | - С басней «Квартет» 1. Речь идет о деле, которое друзья пытались сделать вместе. Сдвинуть воз---- Сыграть квартет 2. Друзья спорят и действуют «кто во что горазд» Надо было договориться-------- Не просто договориться, а надо было иметь талант. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» КРЫЛАТЫМ – когда в общем деле между героями идет раздор. (он сожалеет, что в товарищах согласья нет.) - Баснописец подсказывает человеку, как надо поступать, учит жить, видеть чужие ошибки. Дети показывают соответствующую карточку. (могут по желанию комментировать) Работа в группах. Каждая группа получает по пословице. Группы обсуждают свои пословицы и выступают. Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак». Я понимаю пословицу так: дорожи и береги, что имеешь сейчас, чем мечтать о том, чего может и не случиться. Я понимаю третью пословицу так: если кто-то не может добиться желаемого по причине бессилия или лени, а винит в этом обстоятельства | |
Повторение изученного материала 1 группа. Кто обычно является героями басен? Приведите примеры. 2 группа. Какие недостатки высмеиваются в баснях? 3 группа. Чему нас учат басни, которые мы прочитали? | (продолжается работа в группах) Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие. В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту. |
В соответствии с темой урока, целью и задачами были определены формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. А также использованы средства обучения: Учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение», 3 класс; презентация. Оборудование: мультимедийная доска. Мотивацией данного урока является позитивный психологический настрой- приветствие.
На этапе актуализации знаний дети вспоминают басни, изученные ранее.
На этапе постановки цели я взаимодействую с детьми и обсуждаю поставленные задачи. Обобщая ответы детей, ясно и чётко формулирую цель урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе: определить главную мысль произведения, уметь анализировать поступки героев, оценивать свои поступки, развивать речь, мышление, выразительно и правильно читать. Важной задачей урока было выделить главное, т.е. понять, ради чего написан этот текст. Домашнее задание даётся творческое дифференцированное. На этапе рефлексии дети оценивают свою работу на уроке, достижение поставленных целей в виде кодированного ответа. Содержание учебного материала соответствовало цели, возрастным особенностям и ориентировано на личный опыт обучающихся. Урок проведен с учетом реализации системно–деятельностного подхода в обучении, использованы современные образовательные технологии. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
обучающиеся научатся находить главную мысль, мораль в басне;
познакомятся с новыми словами и фразеологическими оборотами.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательныйпроцесс.
Метапредметные Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять словесную иллюстрацию).
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение работать в паре; умение задавать вопросы; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:
- коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии;
- учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности;
- информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- общекультурные – это осведомлённость учащихся в духовно-нравственных основах жизни человека и человечества;
- ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Урок проведен в полном соответствии с планом, заявленной цели и поставленных задач достиг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ БАСНЯ? ЗАБАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕСЁЛЫЙ РАССКАЗ РАССКАЗ О ЖИВОТНЫХ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
ЛАД СОГЛАСИЕ МУКА
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ? ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
С каким писателем сегодня познакомились? С каким жанром литературы познакомились? Как называется нравоучение в басне?
СПАСИБО ВСЕМ, КТО ЧИТАЛ БАСНИ ВНИМАТЕЛЬНО И РАБОТАЛ СТАРАТЕЛЬНО!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...
Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...
Байки. Леонід Глібов “Лебідь, Щука і Рак”
Мета. Ознайомити дітей із жанром байки, розвивати способи і види читання байки, вчити передавати інтонаційно особливості характерів дійових персонажів байки, оцінювати їхні вчинки, виявляти моти...
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...
И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...