1.
2.
3. | Адаптационный этап
Основной этап
Творческий этап. | 1задача: адаптировать учащихся к деятельности урока
2 задача: выявить предварительные знания уч-ся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)
1 задача: формирование знаний и ценностного отношения о басне, как литературном жанре.
2 задача: разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос
1 задача: закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения
2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения примененияразноуровневых и творческих заданий |
Уч-ся приветствуют друг друга и учителя, повторяя движения за учителем.
Уч-ся показывают как они будут показывать работу в паре, высказывать своё мнение.
Отвечают на вопросы: -Стихотворение.
Учащиеся слушают отрывок из басни.
- Из басни (другие варианты)
- Лисица и ворона.
Крылов Иван Андреевич
(Трудолюбивым, любил учиться)
Узнаем , что такое басня, с какими жанрами имеет сходство и в чём различие.
Дети читают название басни справа, налево
-Все живут в воде, могут плавать. Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает
Рассматривают иллюстрацию
-Пытаются сдвинуть телегу с места.
-Нет.
Слушают басню (или смотрят мультфильм)
Отвечают на вопросы. - В стихотворной форме (слова рифмуются) - Нет(да)
- Есть нравоучение, урок, мораль. -Лебедь, рак , щука. - Встречаются (перечисляют сказки)
В сказке присутствует какая-либо история, но мы знаем, что в сказке нет поучения в открытой форме. Сказка ложь да вней намёк….
Глупые: тянули в разные стороны.
Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время.
Дети читают басню самостоятельно
«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись».
«Из кожи лезут вон».
«А возу всё нет ходу»
«Лебедь рвется в облака» «Рак пятится назад» «Щука тянет в воду»
Лебедь - стремительный, упрямый, быстрый. Рак - неповоротливый, нерасторопный, идет назад. Щука настойчиво выполняет свое дело.
Товарищи, поклажа легка.
Не договорились, как они будут действовать
Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз. Он сожалеет, что в товарищах нет согласья.
Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках.
Уч-ся показывают знаки: +, -
На чистом листочке дети рисуют смайлики.
|
Доброе утро (руки в стороны) Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе) И тогда весь день будет веселее. Я поглажу лобик, носик и щёчки (поглаживают) Будем мы красивыми, как в саду цветочки. (поворот головы влево-вправо) Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут), А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают). Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки) Улыбнулись снова Будьте все здоровы! (руки в стороны) Молодцы, садитесь.
- Зовут меня Светлана Вячеславовна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите один высказаться, то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх. Если вы соглашаетесь с высказыванием. То показываем +, если у вас другая точка зрения, то показываем _. Все поняли. Ну тогда, начинаем наш урок.
Ребята, как вы думаете, что за жанр литературы прозвучал в самом начале урока. - А это произведение вам знакомо? (чтение отрывка из басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!
- Кто может сказать, откуда эти строки? - Есть другие мнения? - Назовите главных персонажей .
- Кто автор этого произведения? ( если дети вспомнили автора, то отметить это, если нет, то сообщить самой).. Вы, наверное, догадались с творчеством какого писателя мы будем знакомиться.
Итак, назовите полное имя писателя (слайд1) Открывается на доске карточка: Крылов И.А. - Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.) • Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце? • Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил учиться) • Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве)
Рассказ учителя о Крылове И.А. Родился и рос будущий русский баснописец в очень бедной семье, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.«Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», – говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».
К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.
- А что же такое басня? Открывается на доске карточка со словом БАСНЯ.
На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку, стихотворение, рассказ)
- Сформулируйте учебную задачу на уроке.
- Ребята, басня в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется так. Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.
А для чего нам нужно знать, читать басни?
Людям свойственно ошибаться, и у детей и у взрослых есть как хорошие, так и дурные привычки. И, помочь избавиться от пороков помогают басни.
Прочитайте, что написано на доске, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)
АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ (лебедь, рак и щука) Эта басня была написана в 1814 году, 201 год назад. – Что вы знаете об этих животных? – Какими вы их себе представляете? (картинки) - Что объединяет их? - И что отличает их?
Знакомство с басней. – Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». - Что общего?
– Что делают животные?
- Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет?
– А вот что рассказал об этом И.А. Крылов. Чтение учителем басни (видеозапись мультфильма) - Ребята, как написана эта басня - прозой или в стихотворной форме? -Значит, мы можем назвать это произведение стихотворением? (провокация)
- В чем же отличие?
-Назовите героев басни. - Встречаются ли эти герои в сказках? - Да, это фольклорные персонажи, которые встречаются в сказках о животных и даже в волшебных. Так, почему мы не можем назвать это произведение сказкой?
- Что заставило вас улыбнуться?
Словарная работа. Так как басня эта была написана очень давно, то в басне встретились слова, которые вам не совсем понятны. Как вы понимаете значение этих слов? Давайте, прочитаем их объяснение.
Физминутка(изображаем движения лебедя, рака, щуки в игровой форме)
- Прочитайте басню самостоятельно с. 104
Анализ произведения Выборочное чтение. • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
(открыть карточку на доске: Случай из жизни, действия, характеры героев)
- Как они старались выполнить работу? -Вы слышали когда-нибудь это выражение? - Как сказать своими словами? Такое выражение называется КРЫЛАТЫМ.
- Получилась ли их затея?
- Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.”
- Давайте, охарактеризуем каждого героя, используя слова на слайде.
-Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
- Что главного не сделали герои басни? не пригласили на помощь кого-то более сильного? - Говорит ли об этом автор басни? -Прочитайте. -Можем ли мы сказать, что смысл басни выражен в этих строках. -Итак, ребята, это поучение, вывод называется мораль. (открывается на доске карточка со словом МОРАЛЬ)
- Так, что же такое басня и чем это произведение отличается от других жанров?(работа с моделью на доске) (чтение определения «басня» на слайде и в учебнике)
Работа над выразительностью чтения басни. - Какое чувство вызывают у вас герои этой басни?
- Как автор относится к своим героям?
- Бывает ли такая ситуация у людей, у вас?
- Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? ВЫВОД: Задача жанра- высмеять недостатки, пороки людей на примере животных, подсказать, как действовать правильно
Выразительное чтение басни.
Игра «Верно – Неверно» Верно ли, что басня о дружбе? Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? Верно ли, что воз стал причиной их разлада? Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? Верно ли, что И.А. Крылов своих героев наделил характерами людей? Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?
Карточки(разного цвета) с разноуровневыми заданиями.(предложить задания на выбору)
Карточка № 1 В каких словах заключается мораль басни? Выберите подходящую пословицу. Другом зовётся, а недругом отзывается. Старый друг лучше новых двух. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Легче друга потерять, чем найти.
Карточка № 2 Разгадайте кроссворд - 1.Русский баснописец
- 2.Краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.
- 3.Поучение, вывод в басне.
Карточка № 3. Замените своими словами крылатые выражения из басни: • “Из кожи лезут вон” – очень стараются. • “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте. • “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
-С каким жанром литературы познакомились? -Как называют писателя, который пишет басни? -Как называется нравоучение в басни?
Что такое мораль басни? - С какой целью пишут басни? - Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели? В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.
Рефлексия. Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Время подвести каждому итог своей работы. Я предлагаю оценить свою деятельность на уроке в виде смайлика. Если вам было всё понятно, вы решили задачу, которую ставили в начале урока, тонарисуйте весёлый смайлик Если вам на уроке было не всё понятно и вы испытывали затруднения в работе, то нарисуйте такой смайлик. Если вам было очень трудно на уроке и вы ничего не поняли, то нарисуйте грустный смайлик .
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни, выучить наизусть по желанию.
|
Компьютер, диапроектор, экран.
Показ презентации.
Слайд 1.
Слайд 2, 3
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6 (показ мультфильма)
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14. |
2 мин
3 мин.
10 мин.
21 мин.
1 мин.
5 мин.
2 мин.
1 мин.
|