Разработка урока литературного чтения "И.Крылов. Лебедь, рак и щука"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым  произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «лад», «поклажа», «пятится»;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:  содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

«И.Крылов. Лебедь, Щука и Рак.»

3 класс

                                                             

Тема «И.Крылов. Лебедь, Щука и Рак»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым  произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «лад», «поклажа», «пятится»;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:  содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателя И.Крылова,   карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник ,  тетради

Учебник: З.И.Романовская. Литературное чтение. 3 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

 I.  Организационный момент. Организация позитивной мотивации.

         Психологический настрой:

-На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает.

 ( дети становятся в полукруг , приветствуют гостей и друг друга)

а) “Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Добрый день! – солнцу и птицам
- Добрый день! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый  день длится до вечера”

(Все здороваются друг с другом)

Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. Проверка домашнего задания.

- Дома вы читали рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка» и подбирали пословицы к этому произведению, давайте проверим вашу работу.

 а) фонетическая зарядка;

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

- Покажите голосом, что дано человеку?

- Для чего?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

б) речевая зарядка;

- Прочитайте предложение жужжащим чтением.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

- Сколько слов в предложении?

- Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

- Из какого рассказа эти слова?

- Как понимаете выражение «чужая калитка»?

- Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

  Работа с учебником.

-На странице 87 учебника найдите пословицы, которые подходят к нашему произведению.

Работа с сенсорным крестом.

- Вспомните, какие произведения, которые мы изучали раньше, говорят о хороших, добрых поступках людей?

Г.Скребицкий «Передышка» (Ребята посадили деревья у дороги, чтобы люди отдыхали в тени)

А. Поповкина «Гуси» (Вася помог гусям вернуться домой)

М. Горький  «Мальчики» (Мальчик вытащил маленького ребенка из колодца)

К.Паустовский «Барсучий нос»

М. Пришвин «Еж»

И. Тургенев «Воробей»

Л.Толстой «Лебеди»

Н. Сладков «Неслух»

3. Организация восприятия нового материала

  -Сегодня будем знакомиться  с произведением одного замечательного писателя. Отгадайте фамилию этого писателя. Перед вами карточки. Поработаем в парах.

Работа в парах

Б Д З К Р

П Р Ф С Ч

Ё Ю Ы Я И

Л Ч Щ Й

Я Е Ё О Ю

Ш В Ж Ц

1.Зачеркни все звонкие согласные. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные.   П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, дающие мягкость согласным.  Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут давать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Что получилось?

К Р Ы Л О В

-А теперь вспомните,  как его зовут?

Итак, назовите полное имя писателя с творчеством, которого мы сегодня будем знакомиться.

-Посмотрите на портрет. Вспомните какие произведения писал Иван Андреевич Крылов?

- С какой басней Крылова мы знакомились в этом году?  (Стрекоза и Муравей)

- А чему она нас научила?

- Вспомните, а что такое басня?

Басня -это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

- Сегодня мы познакомимся с новой басней. Как вы думаете,  а что мы еще будем делать, давайте мы поставим задачи нашей работы перед собой.

(Дети ставят цель и задачи урока)

 

- А чтобы узнать, как  называется басня нужно прочитать эту строку справа налево.

.АКУЩ И КАР ,ЬДЕБЕЛ

 4. Подготовка к восприятию произведения

- Рассмотрите иллюстрацию к басне на с. 86.

- Что делают герои?

- Получается или нет?

- В какую сторону поедет воз?

- Давайте узнаем, что произошло.

5. Изучение нового материала

 Чтение басни учителем

  - Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Какое событие описывает Крылов?

- Не только вам нравится это произведение. Уже более 100 лет люди всего мира читают басни Крылова, послушайте, как читает это произведение артист театра.

- Взяли карандаши, прочитайте басню самостоятельно и выделить непонятные слова.

6. Словарная работа

- Есть ли незнакомые слова?

Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Объясните выражение

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.

Итак, для чего мы читали эти слова?

- Прочитайте басню друг другу (работа в парах). Постарайтесь понять что делает Лебедь, Рак, Щука?

- Перед вами карточки, постарайтесь  охарактеризовать каждого героя басни.

- Что у вас получилось?

  • «Лебедь рвётся в облака»             упрямая, только знает свое дело

  • «Рак пятится назад»                      он стремительный, упрямый, быстрый

  • «Щука тянет в воду»          неповоротливый, нерасторопный, идёт назад

- В чем мастерство Крылова, он нашел точные  глаголы, которые характеризуют образы героев басни. Назовите какой глагол характеризует Лебедя, Рака, Щуки?

 

- Самая главная мысль записана в морали. Найдите мораль нашей басни.  (один ученик, потом хором)

 

- Чему же учит басня?

 -    Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
-      Какое отношение вызвали у вас герои?
( Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно).  
-    Как автор относится к героям басни? 
(Он сожалеет, что в товарищах нет согласия).
-Как вы считаете, для чего и зачем написана басня?
 (Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки).

- А что с возом? Найдите в тексте слова, что стало с возом.

- Почему?


   На доске:   Да только воз и ныне там.
-    Это выражение стало «крылатым». Как понимать крылатым?
  (Ответы детей)
             -  Когда так говорят?
(Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.)

Работа с метками

- Найдите крылатые выражения в классе.

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… («Квартет»)
  •  У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)
  • Сильнее кошки зверя нет. («  Мышь  и Крыса»)
  • А Васька слушает да ест.. («Кот и повар»)
  • Видит око да зуб неймёт. («Лиса и виноград»)

Выразительное чтение

- А теперь прочитаем выразительно басню Крылова. (дети читают каждый по 1 предложению)

Работа с экологическим панно

- Давайте пригласим героев этого произведения к нам в гости, прочитаем еще раз выразительно произведение и прикрепим героев к нашему панно.

(показать,  как действовал Лебедь? Рак?  Щука?)

Организация деятельности школьников в группе.

Работа с пословицей. Работа в группах (пословицы даются с дифференцированным подходом)

Задание группе: собрать из слов пословицу и определить соответствует ли она басне.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Много захочешь последнее потеряешь.

Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.

 9. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке

  - Что хотел сказать нам И. Крылов своей басней? (чтобы выполнить дело, надо договориться)

- Почему эта басня нужна нам в наши дни? (учит людей договариваться)

Домашнее задание 

- Выучить басню наизусть.

10. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

разработки уроков Л.Н.Толстой "Лебеди"

урок в 3классе по программе "Перспектива"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)- развивать умение выразительно читать, рассуждать, реш...