И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.a.krylov_lebed_rak_i_shchuka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

Цель: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новым жанром художественных произведений (басней), с понятиями «мораль», «Иносказание»
  2. Развивать  навыки сознательного, выразительного  чтения, умение различать жанры произведений (стих, басня), память;
  3. Воспитывать чувства коллективизма через басню, прививать любовь к литературе.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации лебедя, щуки и рака.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя

– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексированное слушание

Проверка готовности к уроку

Проверка Д/З

Метод:

Прием: опрос

- Ребята, урок у нас сегодня будет необычным, но начнём мы его, как обычно, с проверки домашнего задания.

Метод:

Прием:

Несколько детей рассказываю наизусть стихотворение Жуковского на выбор.

Подготовка к первичному восприятию

Метод: беседа

Прием:  учебный диалог

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Ивана Андреевича Крылова

а) чтение статьи

Но прежде давайте прочтем статью о нем.
б) беседа об авторе;

- Кто такой И.А.Крылов?

- Когда, где, в какой семье родился Крылов?
- А кто такие баснописцы?

- А что такое басня?

 

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др.


в) беседа о лебеде, раке и щуке.

Что вы знаете о лебеде? Щуке? Раке? Где они обитают? Где вы видели? Расскажите о них.


Метод: беседа

Прием: ответы на вопросы




И.А.Крылов  - баснописец.

Родился в 1769 году в Москве в семье мелкого чиновника.

Баснописцы –  авторы басен.

Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл".






Чтение статьи













На доске иллюстрации.

Выслушивание учащихся

Первичное чтение учителем

Метод: слово учителя

Прием:

Сейчас я прочту вам басню Крылова «Лебедь, рак и щука», а вы послушайте и постарайтесь ответить, что обозначает слово на доске.

«Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. А. Крылова (1769-1844):
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Метод: слушание

Прием:




Поклажа – багаж, груз

На доске «поклажа»

Проверка первичного восприятия

Метод: беседа

Прием: учебный диалог

О ком эта басня? О чем? Получилось ли у героев басни то, что они хотели?

Метод: беседа

Прием: ответы на вопросы

Басня о трех товарищах –лебедь, щука, рак. Она о том как они собрались везти поклажу, но у них не получилось, т.к. каждый тянул в свою сторону…

Вторичное чтение детьми

Метод: слово учителя

Прием:

Прочтите теперь про себя - настройтесь на выразительное чтение.
Разделим басню на смысловые части.

Метод: чтение

Прием:

Читают про себя


Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.//
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!//
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.//





На 3 части.

Читают 3 ребенка, потом еще трое…

Анализ содержания басни

Метод: беседа, слово учителя

Прием: диалог

Что произошло с героями басни? Получилось у них то, что они хотели? Почему? Как сказано об этом в басне? Найдите и зачитайте эти строки.
- В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
Слова, в которых выражается главная мысль басни называется моралью. Запишите мораль басни в тетрадку.
Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке???

А вы встречали подобное в жизни? Расскажите.

Метод: беседа, слушание

Прием: ответы на вопросы, обсуждение

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.






Это иносказание.


Выслушивание рассказов детей.

Запись слова «мораль» в тетрадь

Подготовка к выразительному чтению

Метод: слово учителя

Прием:

Прочтите сначала про себя, а теперь вслух выразительно

Метод: чтение

Прием:



2-3 человека.

Итог урока

Метод:беседа

Прием:

С каким художественным жанром мы сегодня познакомились? О ком узнали? Что? Какое произведение читали? О чем оно? Вам понравилось? Что вы поняли?

Метод: беседа

Прием:

Сегодня на уроке мы познакомились таким литературным жанром – басня. Узнали о русском баснописце И.А.Крылове. Что такое басня, мораль, иносказание. Прочитали басню «Лебедь, рак и щука»…..



Выучить басню наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Технологическая карта...

Басня И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Урок литературы в 3 классе....

И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

УМК "Перспективная начальная школа", раздел учебника "Учимся житейской мудрости"...

Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Школа России")...

Разработка урока литературного чтения "И.Крылов. Лебедь, рак и щука"

Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с новым  произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность ...