Урок литературного чтения "Басни"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе, итоговый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема. И.А.Крылов «Басни»
Цели урока.
Продолжить знакомство с биографией И.А.Крылова;
уточнить понятие "басня" и ее отличительные особенности от других литературных жанров;
углубить познания детей в творчестве Крылова, расширить представление учащихся о баснях Крылова;
донести до учащихся юмор и иронию басни; учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.
Развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения;
развивать навык ориентирования в тексте.
Воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
воспитание морально-нравственных качеств личности, толерантности;
воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
-Как называется раздел, над которым мы работали? (басни)
-Что же такое басня? (это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе)
-Кто является героями басен? (бывают люди, но чаще всего животные, или различные предметы)
-Какие художественные средства используются авторами в баснях? (Аллегория, ирония)
-Что такое аллегория? (слово греческое, в переводе «иносказание», хитрость и льстивость показывается в образе Лисы, грубость и жадность в образе Волка, глупость и упрямство в образе Осла, трудолюбие и старательность в образе Муравья)
-Что обязательно содержит басня?(мораль – нравоучительный вывод, нравственное наставление автора)
3. Сообщение темы и целей урока
Сегодня я вам предлагаю провести заключительный урок по теме «Басни». Вы покажите свои умения понимать иносказательный смысл басен и их морали, умение выразительно читать.
-Какие вы поставить перед собой цели?
4. Работа над темой урока
А) Ребята, как называют авторов басен? (баснописцы)
Мы знакомились с разными авторами басен. Сейчас мы вспомним фамилии и имена известных баснописцев. Соединить фамилию и имя, отчество авторов.
Крылов Лев Николаевич
Хемницер Иван Андреевич
Толстой Иван Иванович
Измайлов Иван Иванович
Дмитриев Александр Ефимович
Баснописцы ещё с 6 века до н.э. рассказывали о том, что волновало общество. Многие обращались к жанру басня, однако самым любимым для детей и взрослых стало имя И.А.Крылова.
Что вы о нём знаете?
Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”.
Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.
В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.
в 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Многие обратились к жанру басни, отечественные баснописцы стремились придать своим произведениям народный характер, включая в них пословицы, поговорки, просторечные выражения.
Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже будучи зрелым писателем.
Более 200 басен было создано Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружён на деньги, которые собрали люди со всей России. Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце?
Он учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки, учил мудрости жизни.
Б) А теперь давайте вспомним его басни. Предлагаю конкурс- разминка. Вы работаете в группе, думаете, обсуждаете и даёте правильный ответ.
1.назовите героиню, которая увидела свой образ в зеркале? (обезьяна)
2.у кого к зиме под листом был готов и стол и дом? (у стрекозы)
3.кто без драки хочет попасть в большие забияки? (Моська)
4.кого по улице водили как на показ? (Слона)
5.какого цвета было для стрекозы лето? (красное)
6. на дереве какой породы восседала ворона? (ель)
В) Инсценирование басен
Язык басен Крылова прост и ясен. Стихи звучат как непринуждённый разговор. Баснописец рассказывает о различных поучительных происшествиях так, что читатель видит перед собой яркую, живую сценку.
Вы готовились инсценировать басни и я приглашаю первую группу.
Басня «Ворона и Лисица»
-Какой лисичку показывает автор? А ворону?
-Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
-Назовите мораль басни
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Басня «Квартет»
-Кого высмеивает Крылов в этой басне? (Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.)
-Какова мораль басни?
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Следующая басня «Мартышка и очки»
-Кто играет роль невежды?
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг.
-Назовите мораль басни.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Ребята следующей группы нам покажут басню «Лебедь, Щука и Рак»
-Почему не удалось героям этой басни выполнить задуманное?
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет.
-Назовите мораль басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Следующая басня отличается от басен предыдущих. А вот чем отличается, вы нам и ответите.
Басня «Друзья»
-Чем же отличается эта басня ? Кто автор этой басни»?Хемницер И.И.
- Какова мораль?
Давно я знал, и вновь опять я научился
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.
Басня Слон и Моська
По улицам Слона _________,(водили)
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И ________,(лаять) и визжать, и _______;(рваться)
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты _____,(хрипишь) а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без _______,(драки)
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"
Мораль басни Слон и Моська
Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона. Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели. Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету.
2 группа
Басня Лисица и виноград
Голодная кума Лиса ________(залезла) в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и _______(зубы) разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они _________(высоко):
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - _________(ягодки) нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
Мораль басни Лисица и виноград
Не получив ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность.
Суть басни в том, что кумушке - лисице вздумалось полакомиться вкуснейшим виноградом. На беду, гроздья висели слишком высоко, чтобы плутовка могла до них добраться. И так, и сяк пробовала она дотянуться, но так ничего и не вышло. Тогда вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение. Сама себя обманывала кумушка, говоря, что виноград-то вовсе и не зрелый.
Вот так и людям свойственно обвинять обстоятельства в случаях, когда не получается совершить задуманное. Подумайте, наверняка и вам вспомнится случай из собственной жизни…
3 группа
Басня Чиж и голубь читать
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и __________,(метался)
А Голубь молодой над ним же _______.(издевался)
"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
_________!(попался)
Не провели бы так меня:
За это я ________(ручаюсь) смело".
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, ________.(Голубок)
Мораль басни Чиж и голубь
Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.
Д) Крылатые выражения
Итак, И.А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
-Ребята, а вы, знаете что такое крылатые выражения?
Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло и потому, что Крылов обладал великим даром, он умел в одной строчке передать основную мысль басни и мораль.
-Назовите басни, из которых пришли крылатые выражения.
1. А ларчик просто открывался
2. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
3.Ты все пела? Это дело? Так, пойди же попляши!
4.Ай, моська! Знать она сильна, коль лает на слона
5. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»
6. Воз и ныне там
7. Сильнее кошки зверя нет
8. Вперед чужой беде не смейся, ….
9. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться
10.Хоть видит око, да зуб неймет.
11.Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.
Е) Работа с кроссвордом.
Работа в тетради с.29 у.6.
4.Итог урока
Чему нас учат басни Крылова?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят
5.Рефлексия
Поднимите карточку, которая характеризует ваше состояние на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....