Тематическое планирование
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых  личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в  ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht_4_kl.docx95.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ардатовская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО

__________ /И.П.Силантьева /

«____» ____________2014г.

«Согласовано» 

Зам. директора по УВР

___________ /Е.В.Сергеева /

«____» ______________2014г.

«Утверждаю»

Директор школы

________ /М.А.Келяшова/

«____» ____________2014г.

  Рабочая программа

предмета

   литературного чтения и слушания

 в 4 – б классе

на 2014-2015 уч. год

Составитель: учитель

начальных классов

Силантьева И.П

Ардатов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Рабочая программа по литературного чтения для учащихся 4-го класса  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «АООШ» (далее Образовательной программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.).
  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Результаты освоения  курса .  Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором

чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает

достижение необходимых  личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в  ФГОС НОО:

Личностные результаты:

1)   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда  на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и

религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

9)   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и  находить

выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1)   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том  числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать  изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,   видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы  информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных  стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить  речевое

высказывание в соответствии с задачами коммуникации и  составлять тексты в устной и письменной формах;

10)   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осущест- влять взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)   овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)   умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с  содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты 

1)   понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)   осознание значимости чтения для личного развития;  формирование представлений о мире, российской истории и культуре,  первоначальных

этических представлений, понятий о добре и зле,  нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;  формирование потребности в систематическом чтении;

3)   понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно

воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку

поступков героев;

4)   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации».

Содержание курса

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается

работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются  сами

произведения и способы работы с ними. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения  работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков.

Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных

суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения,

создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения  —что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного

чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении  –реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, прав ильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча.

Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения ( темп, тон, логические

ударения, паузы, мелодика речи). Использование  сведений об авторе книги.

Чтение наизусть стихов, отрывков  из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе —не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом.  Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и

явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный

пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании

собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие

идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества.

Отрывки из Библии, из летописи .

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни

детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных

открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика.  Художественные   произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о

путешествиях и приключениях. Научно-познавательные  произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие.  Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен

(стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений,

авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»),

постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь —сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность

авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное  описание героев,

интересных  случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.  

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные  описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная

мысль, вывод, умозаключение.

Очерк  —повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными

событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге.  Элементы книг и: обложка, титульный  лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация,

иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о

времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.  Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада,  пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные

средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и

реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного

сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неекаталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора,

заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристик и героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.

Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Межпредметные связи:

  с уроками  русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге,  умение

пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов,

былей, забавных историй и т. д.);

  с уроками  музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русс кой музыки на тексты или по мотивам

изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

  с уроками  изобразительного искусства : иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных

по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

        Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

 проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

 воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ

приобретения знаний и опыта;

 понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость,

ответственность, добро, зло;

 понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

 осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;

 проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;

 работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными

универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках,

грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;

 пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями

(принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия,

оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном

уровне;

 пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и  осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту,

а молча  —  не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

 читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

 пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

 различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

 ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр,

авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать

на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

 работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро- темы (подтемы),

отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

 понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;

 передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;

 различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской

принадлежности;

 составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

 пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими

возрасту;

 пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

 определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

 сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две- три отличительные особенности;

 работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты) : находить нужную информацию, знакомиться с современной детской

литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

 сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

 использовать в  речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения,

автор произведения, жанр произведения, автор —герой произведения, автор —рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои

произведения;

 практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

 подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

 сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

 находить и читать диалоги  и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

 различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или

этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

 создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным

строфам и рифмам;

 выполнять  индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде

рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных

праздниках;

 писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин,

соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

 пересказывать текст  произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

 пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

 писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию в тексте произведения;

 прогнозировать содержание книг и, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный

лист);

 работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

 использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

 находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

 находить необходимую информацию о книгах, авторах книги произведений в справочниках и энциклопедиях;

 собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

Контроль уровня обученности

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Письменные работы проводятся небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку».

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также проведодится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения имеются  задания  разных видов:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);в конце каждого полугодия;
  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;
  • тексты и задания для индивидуальной проверки  навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия); и молча в конце 4 класса (Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально.)

Контроль уровня обученности

№   п/п

Тема раздела

 

Форма контроля

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Урок №6.   Самостоятельная работа

2

Басни. Русские баснописцы.

Урок№5                  Литературный диктант

3

Произведения В.А.Жуковского

Урок№4 Самостоятельная работа

4

Произведения М.Ю.Лермонтова

Урок№3     Литературный диктант

5

Произведения П.П.Ершова

Урок№4 Комплексная-  разноуровневая контрольная  работа

6.

Произведения В.М.Гаршина

Урок№5 Самостоятельная работа

7.

Произведения зарубежных писателей

Урок № 9    Самостоятельная работа.

Урок№10 Комплексная контрольная работа  за 1 полугодие.

8

Произведения Л.Н.Толстого

Урок № 7      

Проверочная      работа

9

Стихи А.Блока

Урок№3 Литературный диктант

10

Произведения А.И.Куприна

   Урок № 4  Комплексная –разноуровневая  работа

11

Произведения С.Я.Маршака

Урок № 6 Комплексная- разноуровневая работа

12

Стихи Н.М.Рубцова

Урок № 3Проверочная работа

13

Произведения С.В.Михалкова

Урок №4    Самостоятельная работа

14

Очерки

Урок № 3Творческая работа

Урок№4Проверочная работа

15

Путешествия, приключения, фантастика

Урок № 5  Итоговая контрольная работа.

        Перечень литературы и средств обучения

 Учебная литература для обучающихся

 1.Учебник   Ефросинина Л.А. Литературное чтение: для 4 кл. учащихся общеобразовательных.              учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).

2.  Ефросинина Л. А.  Литературное чтение: Рабочая тетрадь в 2-х ч. для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., доп.; - М.: Вентана-Граф, 2011г. 

 3.Учебная хрестоматия  Ефросинина Л.А. Литературное чтение : учеб. для 4 кл. учащихся общеобразовательных. учреждений: в 2 ч. – 2-е изд.,  допол.. - М.: Вентана - Граф, 2011. –  (Начальная школа XXI века).

                                            Учебно-методическая литература для учителя

1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение в  4 классе: Методическое пособие. - М: Вентана-Граф,  2011.

2. Л.А.Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, диагностические задания: в 2ч.-М.: Вентана-Граф, 2010.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.

№ п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока /

Тип урока

Элементы содержания

Формирование специальных умений и навыков

Формирование общеучебных умений и навыков

Контрольно – оценочная деятельность

вид

форма

I четверть

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 6ч.

1

Русская народная сказка «Иван-

царевич и Серый волк»

Урок  изучения и первичного закрепления знаний

Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки.

Знать сказки бытовые, волшебные, о животных

Уметь различать жанры фольклора; находить в произведении      слова и выражения, изображающих поступки героев

учебно-организационные

-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи

Текущий.

У О

2

Былина "Волх Всеславович".

Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Былина – жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты.

Знать основное содержание былины, тему произведения

Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды

учебно-коммуникативные

-способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией

Текущий

УО

3

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о

покорении Сибири Ермаком».

Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин.

Знать понятие легенда

понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении      слова и выражения, изображающих поступки героев

учебно-организационные

-умение определять последовательность действий

Текущий.

 УО

4

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер

Знать основное содержание текста, тему произведения

Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении      слова и выражения, изображающих поступки героев.  

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий.

УО

5

Слушание и работа с детскими книгами.

Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

Комбинированный урок  

Сравнение героических песен и былин.  Особенности образов и героев фольклорных произведений.

Знать виды народных песен

Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни

учебно-коммуникативные

-формирование монологической речи учащихся

Текущий.

УО

6

 Обобщение по разделу «Произведения фольклора»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Знать жанры фольклора

Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради

учебно-организационные

-умение определять последовательность действий

Тематический

Пр.р.

Басни. Русские баснописцы – 5 ч.

7

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. И. Хемницер

«Стрекоза».  Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

Комбинированный урок.

Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма).

Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки

Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

                Текущий.

                          УО

8

И.И. Хемницер «Друзья».  Слушание и работа с книгами

басен.

НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Знать героев и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

учебно-информационные

-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира

Текущий

УО

9

А.Е.Измайлов «Кукушка»

 Комбинированный урок.

Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова. Главная мысль басни.

Знать героев  басен, их характеры и поступки

 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий.

 УО

10

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения.

Знать понятия: олицетворение, сравнение

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий.

Выразительное

чтение

11

Обобщение по разделу

 "Басни. Русские баснописцы".  

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради.

Знать героев басен, части басен, особенности языка

Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Тематический

Литературный

диктант

Произведения В.А.Жуковского – 4 ч.

12

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения)

Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение

Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

понимать содержание стихотворения;

самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

                      Текущий.

                            УО

13

Волшебные сказки.

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий.

УО

14

Слушание и работа с книгами. Сказки  В.А.Жуковского.

НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)

Комбинированный урок.

 

Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…»А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты,  герои, главная мысль)

Знать заголовки, сюжеты,  образы героев

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план, кратко пересказывать по плану, моделировать обложку

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

15

 Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского»

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Обобщение по разделу. Сказки со сходными сюжетами. Выполнение заданий в тетради.

Знать сюжеты сказок, формы произведений

Уметь характеризовать героев положительных и отрицательных, умение пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Тематический

С.р.

Произведения А. С. Пушкина – 5 ч.

16

А.С.Пушкин «Осень»

Комбинированный урок

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение,  эпитет.

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий

УО

17

18

А.С.Пушкин «И.И. Пущину».

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина.

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма

Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать

эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть

сюжет, герои, поступки

наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

19

Из «Воспоминаний В.И.Даля».

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».

 Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Словарь Даля: справка об А.С. Пушкине

Произведения А. С. Пушкина в детских журналах.

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма

Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать

эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть

сюжет, герои, поступки

наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть

учебно-информационные

-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира

Текущий

УО

20

Слушание и работа с детскими книгами.

Произведения А.С.Пушкина.

НРК «Два Вэхэляка» (ненецкая сказка)

  Комбинированный.

Жанровое

разнообразие произведений А.С. Пушкина.

 

Знать основное содержание текста, тему, героев

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Тематический

УО

Произведения М.Ю.Лермонтова – 3 ч.

21

М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Выразительное чтение. Работа с текстами стихотворений. Эпитеты, рифма, строфы.

Знать изученные произведения

М. Ю.Лермонтова

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

22

Стихи о природе.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.

Знать признаки выразительного чтения

 Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

учебно-организационные

-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи

Текущий

УО

23

Слушание и работа с книгами. Произведения  М.Ю. Лермонтова.

Комбинированный урок

Сказание (легенда) «Три пальмы». Народные и литературные колыбельные песни.

Знать жанры произведений

Уметь работать с книгами-

справочниками, выразительно читать произведения

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Тематический

Литературный

диктант

Произведения П.П.Ершова – 4 ч.

24

25

Волшебные сказки.

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки.

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных

Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

учебно-информационные

-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира

Текущий.

УО

26

П.П. Ершов. «Кто он?»

НРК «Хитрый Ембо» (ненецкая сказка)

 Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Наблюдение над особенностью стихотворных строк.  

Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения.

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий.

УО

27

Контрольная работа №1.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выполнение заданий.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Итоговый

Комплексная  разноуровневая  контрольная работа

II четверть

Произведения В.М.Гаршина – 5 ч.

1

2

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение

 Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

                       Текущий

                  УО

3

4

Слушание и работа с детской книгой.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница»

Комбинированный урок  

Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль

Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

                       Текущий

                                                                                                УО

5

Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Произведения П.П. Ершова, В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов.

Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану, рассказывать отдельные эпизоды

учебно-коммуникативные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы

-составление плана

Тематический

Самостоятельная работа

Произведения русских писателей о детях – 5 ч.

6

7

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник, авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя.

Знать героев, персонажей, их характеры, поступки

Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

8

9

Слушание и работа с книгами.

К. М. Станюкович «Максимка».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Книги о  детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. 

Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста;

выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

10

Произведения русских писателей о детях.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

НРК «Старик Выя» (ненецкая сказка)

Комбинированный.

Книги о  детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. 

Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста;

выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания

Тематический

С.р.

Произведения зарубежных писателей – 10 ч.

11

12

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Особенности приключенческой повести: юмор, герой повести - ребенок, особенности языка. Образ главного героя.

Знать структурные единицы произведения;  некоторые произведения зарубежных авторов            

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

УО

13

Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена о детях.

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.

Знать произведения отечественных и зарубежных авторов о детях

Уметь работать с книгами, выделять произведения разных жанров о детях; умение пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

14

В. Гюго «Козетта»  (отдельные главы)                        

Комбинированный урок  

Работа с текстом каждой главы. Образ Козетты.

Знать структурные единицы произведения;  некоторые произведения зарубежных авторов            

Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Текущий

УО

15

16

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Комбинированный урок  

Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора.

Работа с книгами – справочниками.

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена

Уметь пользоваться структурными  единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь  называть произведения Г.Х. Андерсена

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания

Текущий.

УО

17

Слушание и работа с книгами.  Х.К.Андерсен  "Дети года".

НРК «Старик Выя» (ненецкая сказка)

Комбинированный урок.

Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена.     Строфа, рифма, ритм, тон, темп.

Знать структурные единицы произведения;  некоторые произведения зарубежных авторов            

Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора)

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

18

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками».

К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

Комбинированный урок.

Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Знать жанр произведения - очерк

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу, анализировать произведение

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

19

 Обобщение по разделу

«Произведения зарубежных писателей»

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение по разделу.  Конкурс «Книгочей класса».

Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения

 Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Тематический

Самостоятельная работа

20

 Контрольная  работа №2   за 1 полугодие.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Проверка уровня усвоения материала, изученного в 1 полугодии.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Итоговый

      К.р.

Мифы народов мира – 2 ч.

21

14

Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

 Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Особенности древнегреческих мифов.  Главная мысль. Герои мифов.

Знать основное содержание мифа

Уметь понимать основное содержание текста составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение, пользоваться выразительными средствами  чтения  

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

III четверть

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

1

Славянский миф "Ярило – солнце".

 Древнеиндийский миф "Творение".                

 Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Особенности славянского мифа (язык, герои). Сравнение славянского мифа «Ярило - Солнце» и древнегреческого мифа «Творение»

Знать основное содержание мифа

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды, выделять пословицы (мудрые мысли); рассказывать подробно и кратко по готовому плану

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

Книги Древней Руси – 2 ч.

2

Книги Древней Руси. Отрывки

из «Повести временных лет»:

«О князе Владимире», «Деятельность Ярослава»

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов.

Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)

Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

                   Текущий

                  УО

3

Слушание и работа с книгами. Книги Древней Руси.

НРК Педор Кирон защищает Русскую землю

(коми-эпическое сказание)

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого»

Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)

Уметь понимать основное содержание текста, называть жанры литературы Древней Руси

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

Текущий.

 

  УО

Произведения  Л.Н.Толстого – 7

4

Повторение произведений Л. Н. Толстого.

 Урок закрепления знаний.

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений.

 Знать героев произведения, сюжет, кульминация произведения

Уметь понимать главную мысль – идею, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

Текущий

УО

5

Л.Н.Толстой "Акула".

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод.

Знать понятие: кульминация произведения

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

 УО

6

Л.Н.Толстой  «Два брата».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими.

Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод

Уметь понимать главные мысли – идеи

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

7

Л.Н.Толстой  «Мужик и Водяной».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали.

Знать произведения
Л. Н. Толстого разных жанров

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Текущий

УО

8

Л.Н.Толстой  «Черепаха».

  Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев.

Знать произведения
Л. Н. Толстого разных жанров

 Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

9

 Л.Н.Толстой  «Русак».

Урок  изучения и первичного закрепления знаний.

 

Рассказ - повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи.

Знать типы текстов

Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

– работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

– понимать содержания литературного произведения

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

10

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль)

Урок обобщения и систематизации знаний.

Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Обобщение по разделу.

Знать типы текстов

Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

– работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

– понимать содержания литературного произведения

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

Пр.р.

Стихи А.А. Блока – 3 ч.

11

Стихи о Родине.  

А. А. Блок «Россия»

  Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение.

Знать признаки выразительного чтения

Уметь определять тему, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать стихотворение

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

Текущий

УО

12

А. А. Блок «Рождество» 

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Позиция автора. Интонационный рисунок. Выразительное чтение.

Знать что значит «читать выразительно»

Уметь определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

УО

13

Стихи русских поэтов.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).

Знать художественные образы, созданные поэтом

Уметь выразительно читать стихотворения, передавать чувства и настроение автора

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий.

Литературный

диктант

Стихи К.Д. Бальмонта – 4 ч.

14

Стихи о Родине, о природе.  К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»

    Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения.  

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

УО

15

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт

«Снежинка», «Камыши»

 Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний. 

Эпитеты, сравнение, олицетворение.

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий.

 УО

16

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

   Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора.

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Текущий.

 УО

17

Слушание и работа с детскими книгами.

К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

НРК «О Вавле»

(коми эпическая поэма о герое ненецкого народа Вауле Пиеттимине).

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение.

Знать художественные образы, созданные поэтом

Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

18

 А.И. Куприн «Скворцы».

   Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов,

описаний героев.

Знать произведения

А. И. Куприна разных жанров

Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

УО

19

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей.  

 Комбинированный урок.

Выставка книг с легендами русских писателей.

А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда»

Знать особенности языка легенды

Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

УО

20

Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных.

     Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон – Томсона». Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном.

Знать библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация)

Уметь объяснять заголовок, выделять повторы, устойчивые эпитеты описаний героев

 

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

21

Обобщение по разделу

«Произведения А.И. Куприна»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Знать произведения

А. И. Куприна разных жанров

Уметь слушать и работать с детскими книгами, понимать чувства поэта и выражать свои

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Тематический

Комплексная

разноуровневая

работа

Стихи И.А. Бунина – 3 ч.

22

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…»

 Комбинированный урок.

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений.

Знать выразительные средства языка поэта

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

учебно-интеллектуальные

-формирование приёмов мыслительной деятельности

Текущий

У О

23

И.А.Бунин «Листопад»

  Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

 

Литературоведческие понятия.

Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

24

Обобщение по разделу

«Стихи И.А. Бунина»

Комбинированный  

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин", К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов»

Знать выразительные средства языка поэта

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Тематический

С.р.

Произведения С.Я. Маршака – 8 ч.

25

Повторение изученных произведений С.Я.Маршака.

С.Я. Маршак "Словарь"

 Комбинированный урок.

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий

УО

26

27

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)  

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Структура произведения – пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора).  

Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

Текущий.

Инсценирование

сказки

28

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака.

Пьеса С.Я. Маршака  «Сказка про козла»

    Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов.

Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

учебно-коммуникативные

-пересказ прочитанного текста

Текущий.

УО

29

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака).  

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой.

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий

УО

30

Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Самостоятельное выполнение заданий.

Знать книги автора и его героев

Уметь работать самостоятельно

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Тематический

Комплексная

разноуровневая

работа

4 ЧЕТВЕРТЬ

1

Слушание и работа с детскими книгами  С. Я. Маршака.

 С.Я. Маршак «Ледяной остров»

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Игра «По страницам книг С.Я.Маршака Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки"

Знать книги С. Я. Маршака.

Уметь приводить примеры разножанровых произведений поэта, узнавать произведения  С. Я. Маршака по эпизодам

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий

УО

2

Работа с детскими книгами. С. Я. Маршака. С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. 

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с детскими книгами  Маршака.

Знать книги автора и его героев

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий

УО

Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 ч.

3

Н.А.Заболоцкий «Детство»

   Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и   И. Сурикова «Детство»

 Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма

Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

   Текущий

     УО

4

Н.А.Заболоцкий

«Лебедь в зоопарке»

    Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение)

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение»

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий.

УО

Произведения о детях войны -2 ч.

5

В. П. Катаев «Сын полка»

  Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

 Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою

Знать героя повести - Ваню Солнцева

Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения

учебно-коммуникационные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов

Текущий

УО

6

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры).

Знать жанр, тему произведения, главную мысль

Уметь слушать, рассказывать о любимом литературном герое - ребёнке

учебно-организационные

-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания

Текущий

УО

Стихи Н.М. Рубцова -3 ч.

7

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы».

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы.

Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий

УО

8

Стихи о родине. Н.М.Рубцов

«Тихая моя родина»

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и

И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения.

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения,

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий.

УО

9

Обобщение по разделу "Стихи Н.М. Рубцова ".

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение по изученным разделам. Отбор произведений по заданной теме – «О Родине» - из изученных произведений.

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

учебно-организационные

-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом

Тематический.

Проверочная

работа

10

11

Произведения С.В. Михалкова

«Школа», «Хижина дяди Тома»

Комбинированный урок

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста.

Знать произведения

С.В. Михалкова

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений

учебно-коммуникационные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов

     Текущий

    УО

12

Басни С.В. Михалкова.  

С.В. Михалков «Зеркало»

   Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение

Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

учебно-коммуникативные

-составление плана текста

-пересказ прочитанного текста

Текущий.

УО

13

Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова.    

 НРК  Л. Лапцуй «Вавлевские камни». Восстание  Вауле Пиеттомина.

Урок обобщения и систематизации знаний

Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений. Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал».

Знать тему и жанр произведений

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация).

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий.

Самостоятельная

работа

Юмористические произведения -2 ч.

14

Юмористические рассказы о детях и для детей.

Н.Н.Носов "Федина задача".

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия:  юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой.

Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог

учебно-коммуникационные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов

Текущий

УО

15

Юмористические стихи.

И.Л. Гамазкова «Страдания».

 Комбинированный урок.

Сравнение произведений  И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова.

 Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки.    

Знать понятия:  юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой.

Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения)

учебно-информационные

-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)

Текущий.

УО

Очерки – 4 ч.

16

Очерки о Родине. И.С.Соколов

-Микитов «Родина»

НРК М. Анисимкова «Ваули» 

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Работа с очерками, выделение их особенностей          (герой, описание, выражение точки зрения).

Знать тему произведения и авторскую позицию

Уметь определять тему произведения и авторскую  позицию

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий

УО

17

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер

"Картины-сказки"

Комбинированный урок.

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

Знать основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

учебно-коммуникационные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов

Текущий.

УО

18

Слушание и работа с книгами.

 Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.

Комбинированный урок.

Работа с очерками, выделение их особенностей  (герой, описание, выражение точки зрения). Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель».

Знать основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Тематический.

Творческая работа

19

Обобщение по разделу

«Очерки».

Урок обобщения и систематизации знаний.

М. Горький «О книгах»,

«О сказках». Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь».

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов, основное содержание

Уметь работать самостоятельно; находить нужную информацию

учебно-организационные

-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи

Тематический.

Проверочная работа

Путешествия, приключения, фантастика – 5 ч.

20

21

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза». 

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

Знать тему произведения, основную мысль, понятия:  эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения

учебно-информационные

-выделять главные мысли текста

Текущий

УО

22

Слушание и работа с детскими книгами.

Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»  

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов

издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка".

Знать основное содержание текста

понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения

учебно-коммуникационные

-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов

Текущий

УО

23

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

Урок  изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям).

 Знать книгу автора и его героя 

Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы)

учебно-информационные

-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя

Текущий

УО

24

 Контрольная работа №3 (итоговая).

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение заданий контрольной работы.

Рубрика «Проверьте себя».

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

учебно-организационные

-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи

Итоговый

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)-

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К Д

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Ф Д

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д/К Д

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковыв пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Д

Игры и игрушки

Настольные  развивающие  игры,  литературное

ф

лото, викторины

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектов стульев

К

Стол учительский с тумбой.

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических

Д

материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

Полки для «Уголка книг».

Д

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....