Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК «Школа России»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Методическая разработка по предмету «Литературное чтение » во 2 классе (учебный комплект Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», УМК «Школа России») разработана в соответствии с ФГОС НОО новых стандартов.
Урок строится на принципах системно- деятельностного подхода и включает: практическую работу в парах и группах, самостоятельный поиск информации в словарях и в учебнике, открытию нового знания через решение проблемной ситуации.
Назначение методической разработки: способствовать формированию личностных универсальных учебных действий учащихся младших классов через специально -подобранные приемы их формирования на уроках литературного чтения.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного урока могут быть использованы в педагогической деятельности учителей начальных классов по организации работы по формированию личностных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisok_literatury.docx | 14.15 КБ |
urok2.docx | 47.49 КБ |
annotatsiya_k_uroku.docx | 11.97 КБ |
zaklyuchenie.docx | 16.64 КБ |
vvedenie.docx | 12.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Список литературы
1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2.Жданова Е.А. Литературное образование младших школьников: пособие для учителя/Е.А.Жданова; под ред.Е.А. Ждановой.- Иркутск: Изд-во ВСГАО,2013.-118с.
3.Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / O.A. Карабанова. // Упр. начальной шк. – 2009. - № 12. - С. 9-11.
4. Фоны для презентации : интернет ресурс. http://www.broyrebenok.ru/.
5. Картинки для слайдов: интернет ресурс. http://www. 900 igr.net
Предварительный просмотр:
Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
2 класс, УМК «Школа России»
Брюханова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,
стаж работы 2 года
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
образовательные:
-приобщать детей к чтению басен.
-учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
-учить работать в парах, группах
развивающие:
-развивать у детей образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты,
-развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;
-развивать у детей читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
воспитательные:
-содействовать формированию интереса к искусству слова;
-содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;
-содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.
Задачи:
-познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова.
-учить видеть в произведении смысл басни, выражать свои мысли.
-формировать продуктивный навык чтения;
- развивать интерес к новому, речь, воображение, память;
- культуру общения, поведения, на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
-развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.
Планируемые результаты
предметные:
знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского баснописца; называть басни, прочитанные ранее; называть героев известных басен Крылова; рассказывать некоторые самостоятельно изученные факты из жизни и творчества баснописца; знать отличия басенного жанра;
Метапредметные :
-регулятивные УУД: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока;
-познавательные УУД: воспроизводить информацию, полученную самостоятельно, коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из учебника;
- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы.
-коммуникативные УУД: принимать активное участие в дискуссиях на уроке, задавать и отвечать на вопросы учителя и одноклассников, умение договариваться;
- признание роли лидера и значимости роли каждого члена команды;
- умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;
- умения выстраивать отношения в группе.
Личностные: проявлять интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; давать свою оценку поступкам героев.
Технологии: проблемно - диалогового обучение, здоровьесбережения и ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока:
Основное:
учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
Дополнительное:
-презентация к уроку
-фонограмма «Пляска Стрекозы и Муравья»
-фонограмма с записью басни в исполнении В. Гафта.
-индивидуальные листы самооценки для учащихся
-карточки с заданиями для групповой работы
-сигнальные карточки
Приложение 1
Индивидуальный оценочный лист
(за каждое правильно выполненное задание -1 балл)
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Выразительное чтение в парах диалога Стрекозы и Муравья по критериям: -читали без ошибок/ с ошибками; -читали внятно и разборчиво/неразборчиво и невнятно; -соблюдали темп чтения басни /не соблюдали; -передали чувства и характер героев /не передали | По каждому критерию -1 балл |
|
| |
9 |
| |
10 | Викторина «Знатоки басен» | |
11 | Итого |
Приложение 2
Пословицы
Содержание:
1.Мал муравей телом, да велик делом.
2.Ступай к муравью, ленивый, да поучись у него благоразумию
3.Человек без друзей, что сокол без крыльев.
4.Будете друг за дружкой держаться -можете ничего не бояться.
5.Дружно-негрузно, а врозь -хоть брось.
6.Без беды друга не узнаешь.
Приложение 3
Физкультминутка № 1
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Приложение 4
Физкультминутка № 2
«Что я делаю, скажи, точно также покажи»
Содержание:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз-росой она умылась,
Два-изящно покружилась,
Три-нагнулась и присела,
На четыре-полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась
. Приложение 5
Содержание задания для первой группы
Среди перечисленных признаков отметить только те, которые относятся к басне. Доказать, что произведение «Стрекоза и Муравей» -басня.
Признак басни | + |
герои-животные или растения; | |
наличие вымысла; | |
троекратный повтор; | |
стихотворная форма; | |
мораль; | |
небольшой объем; | |
необычность. |
Приложение 6
Содержание задания для второй группы: собрать пословицы, которые относятся к нашей басне.
Поспешишь, | потехе час. |
Лето пролежишь | людей насмешишь |
Много захочешь | один отрежь. |
Семь раз отмерь | зимой с сумой побежишь |
Делу время | тот плачет зимой. |
Лето прохлопали, | последнее потеряешь |
Кто веселится, | тут снег на голову. |
Приложение 7
Презентация к уроку «И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей»
Приложение 8
Фонограмма с записью текста басни в исполнении Валентина Гафта.
Приложение 9
Фонограмма с записью «Пляска Стрекозы и Муравья»
Предварительный просмотр:
Аннотация
Методическая разработка по предмету «Литературное чтение » во 2 классе (учебный комплект Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», УМК «Школа России») разработана в соответствии с ФГОС НОО новых стандартов.
Урок строится на принципах системно- деятельностного подхода и включает: практическую работу в парах и группах, самостоятельный поиск информации в словарях и в учебнике, открытию нового знания через решение проблемной ситуации.
Назначение методической разработки: способствовать формированию личностных универсальных учебных действий учащихся младших классов через специально -подобранные приемы их формирования на уроках литературного чтения.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного урока могут быть использованы в педагогической деятельности учителей начальных классов по организации работы по формированию личностных универсальных учебных действий.
Предварительный просмотр:
Данный урок имеет актуальность на современном этапе образования – реализации ФГОС НОО. В методической разработке предлагается планирование современного урока: прогнозирование результатов освоения программы по предмету «Литературное чтение» во 2 классе и конкретной темы урока с учётом возрастной спецификой обучающихся.
Урок направлен на ознакомление детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
При знакомстве с новым произведением ученики анализируют поступки героев, ставят вопросы, логически рассуждают, делать выводы, занимаются поисковой деятельностью, которая способствует развитию познавательной активности. Самооценка и самоконтроль на каждом этапе урока даёт возможность объективно оценивать степень усвоения материала
В ходе урока используются различные виды деятельности учащихся: литературная викторина, выразительное чтение диалога в парах, инсценирование, работа с пословицами и загадками , составление таблицы, самооценка и контроль своей деятельности и поведения на каждом этапе урока. С целью повышения интереса детей к материалам урока используется мультимедийное оформление, а для образного восприятия нового произведения –фонограмма с записью басни в исполнении Валентина Гафта.
На своих уроках часто использую дополнительный материал как загадки, пословицы, кроссворды, фонограммы, помогающие мне расширить детский кругозор, познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Для проведения урока мною применялись элементы технологий: проблемно-диалогового обучения, здоровьесбережения и ИКТ.
Особое внимание уделяю домашнему заданию: стараюсь, чтобы оно было интересным и разнообразным, что ещё более повысит интерес к данному предмету.
Результативность: у обучающихся постепенно формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Считаю, что учебный курс «Литературное чтение» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, так как способствует становлению ценностно-смысловой ориентации учащихся младших классов, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предварительный просмотр:
Введение
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Потому, разрабатывая свой урок, я ставила перед собой задачу - сделать его интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
При чтении басен И.А.Крылова, у детей формируются творческие способности, идет усвоение определенных нравственных норм. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главных героев басен, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.
Методическая разработка позволяет способствовать формированию личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения через приемы их формирования: проблемная ситуация, показ значимости новых знаний для учащегося, самостоятельный поиск ценности знаний с помощью вопросов, задания по содержанию произведения, описание героев, моделирование ситуаций, оценка поступков «Я бы поступил так … потому что…», самостоятельное обобщение того, чему научились, где это может пригодиться, создание ситуации будущего успеха, самооценка вербальная, взаимная оценка, самооценка с помощью символов.
Считаю, что данные материалы могут использоваться учителями начальных классов на уроках литературного чтения по формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Литературное чтение. Школа России. 2 класс. "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Урок литературного чтения во 2 классе по басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"
Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....
«Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» подготовительная группа
laquo;Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» подготовительная группа...