Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
материал по чтению (2 класс) по теме
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России».
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Горького
Конкурс
«Урок года»
в номинации
«Лучший урок, разработанный в соответствии с ФГОС НОО»
Учитель: Шабатько Оксана Галиахметовна
Учитель: Шабатько О.Г.
Предмет: литературное чтение
Тип урока: закрепление знаний и выработка умений.
Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Продолжительность: 45 мин.
Технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная, ИКТ.
Класс: 2 «а»
Аннотация:
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России».
На уроке прослеживаются основные цели: образовательная, развивающая, воспитательная.
Урок ориентирован на новые образовательные стандарты. Деятельность учителя и детей нацелена на формирование УУД. В ходе занятия используются современные технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная.
Урок соответствует возрастным особенностям детей, а его содержание – требованиям программы. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи (русский язык, окружающий мир).
В процессе формулирования темы, определения задач принимают участие обучающиеся. Учебные действия осуществляются по намеченному плану.
В ходе урока применяются диалоговые формы общения, используется наглядный материал. Реализуется дифференцированое обучение. Формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Реализуется развивающая функция обучения. Идет развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Происходит чередование материала различной степени трудности, видов учебной деятельности. На уроке присутствуют физкультминутки и разрядка эмоциональной сферы урока.
В конце урока учитель организует рефлексию. Домашнее задание дает право выбора.
Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии используемые для данного урока , помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим, привить обучающимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное мнение, по прочитанному, делать выводы и обобщать.
Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Цели:
Образовательная:
- формирование общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы
- формирование навыка чтения по ролям;
- формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава;
Развивающая:
- развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.
Задачи:
- учить чтению по ролям;
- учить работать в группах постоянного и сменного состава;
- учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл; пословиц;
- учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать
-обогащать словарный запас;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать басни И.А. Крылова;
- характеризовать героев басни;
- определять мораль басни;
- читать по ролям
Метапредметные:
Познавательные
- определять структурные элементы басни;
- слушать, анализировать, сравнивать
Регулятивные
- определять цель
- работать по плану
- оценивать степень успешности достижения цели по критериям
Коммуникативные
- участвовать в диалоге
- работать в паре, групп;
Личностные:
- осознавать , что басня высмеивает пороки человеческого общества;
- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
Ход урока
- Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Проверка домашнего задания
- Проверим, как вы научились читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Работать будем в парах постоянного состава. Сейчас каждый из вас выступит в роли ученика и учителя. Договоритесь, кто из вас первым будет читать, кто проверять. Затем поменяетесь ролями. На экране параметры, на которые вы должны обратить внимание при оценивании ответа вашего товарища.
На экране:
1. Правильная постановка ударения. (слайд 1)
2. Соблюдение пауз.
3. Темп.
4. Эмоциональность.
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А. Крылова. Давайте вспомним, что такое басня? (слайд 2)
(Басня - короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками)
Кто главные герои басен? (слайд 3)
(Главные герои басен – это животные, в которых мы легко узнаем людей)
Что такое мораль басни? (слайд 4)
(Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни)
Что вы узнали о И.А. Крылове? (слайд 5,6)
( Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал человеческие пороки. В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенному среди героев своих басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России простые люди.)
- Мотивация познавательной деятельности
Первый этап - работа с текстом до чтения
1.Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова. Сейчас вы сами определите тему урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
(Дети делятся на три группы. Каждой группе дается задание на карточках.)
1 группа.
Карточки:
1.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет
2.Жили – были петушок и курочка.
Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя не торопись.
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
4.У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
5. Загадка
6. Русская народная сказка
7.Ф.И. Тютчев
8. А.С. Пушкин
9. И.А. Крылов
Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «И.А. Крылов» останется одна.
2 группа
Карточки:
1. Лев и медведь
2.Воробей и голубь
3.Окунь и карась
4. Звери
5. Птицы
6. Рыбы
7. Стрекоза и муравей
Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «Стрекоза и Муравей» останется без пары.
3 группа
Карточка:
Угадай слово. Первый слог как в слове «барабан». Второй слог начинается с буквы, которая обозначает звук, парный звуку [ з ‘]. Последнее слияние состоит из букв, обозначающих звуки [н’],[ а].
Дети получают слово «басня». Из ответов трех групп определяем тему урока . (слайд 7)
-Вспомните план по которому мы работали на прошлом уроке.
На доске фиксируются ответы детей.
План работы
- познакомиться с содержанием басни
- дать характеристику героям басни;
- определить мораль басни;
- учиться читать по ролям
- Учебно-познавательная деятельность
Второй этап – работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение басни в учебнике. Проверка восприятия.
-Прежде чем читать басню проведем речевую разминку.
Физминутка-чистоговорка.
Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)
По ходу чтения дети останавливаются на незнакомых словах и словосочетаниях и объясняют их смысл. В ходе чтения и словарной работы на доске получается запись:
Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда – недостаток чего-либо.
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Мурава – молодая трава.
- Понравилась, ли вам басня и почему? (Ответы детей)
2. Перечитывание текста
- Сейчас мы посмотрим мультфильм по мотивам басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (интернет)
(После просмотра мультфильма дети отвечают на вопросы по содержанию басни, подтверждая свои ответы цитатами из учебника. В ходе беседы на доске появляется сравнительная характеристика героев басни.)
- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.
- Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.
- Почему она пошла просить о помощи Муравья?
- Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо или нет, поступил Муравей?
- Ребята, а вам жаль Стрекозу?
-Каким показан Муравей в мультфильме? Стрекоза? Подтвердите свои ответы словами из басни.
- Какая пословица встретилась вам в мультфильме? Объясните ее смысл. (слайд8)
-В каких строках содержится мораль басни? Зачитайте. Как вы ее понимаете? Физминутка:
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Вверх на солнце посмотрели
И детей лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (звучит запись «Звуки природы»)
4. Чтение басни по ролям.
Сейчас мы разобьемся на тройки.
- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнеров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнера к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами.
Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.
Дети читают по ролям 2-3 раза.
- Рефлексия.
- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
- Кого подразумевает под животными Крылов?
- Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
- Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя)
- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час). Иван Андреевич Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
-Оцените свою работу на уроке по шкале успеха. (доска)
-Спасибо всем за работу. (слайд 9)
- Домашнее задание. (по выбору)
1.Пересказать содержание басни от лица одного из героев. Нарисовать героев басни. (П. У)
2.Выучить басню наизусть. (Б.У)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:· урок, обучающий читательской деятельности,·...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Литературное чтение. Школа России. 2 класс. "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Урок литературного чтения во 2 классе по басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"
Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....
Презентация для урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"".
Данная разработка будет полезна учителям начальных классов. Презентация содержит иллюстрации и текст басни....