Рабочая программа по предмету чтение 4 класс
материал по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.
тел./факс: 8 (499) 235-52-94; e-mail: spo-4@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Чтение»
4 «А» КЛАССА
(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)
Составитель программы:
учитель
Гусева Анастасия Андреевна
Москва
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Рабочая программа по чтению реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Чтение» в учебном плане отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень | II уровень | III уровень |
- читать после анализа текст вслух целыми словами ( по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующем тоном голоса и темпом речи. - отвечать на вопросы по прочитанному. - читать про себя, выполнять задания учителя. - выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам. - читать диалоги по ролям. - пересказывать прочитанное по частям. - выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса. | - осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами. - пересказывать содержание прочитанного по вопросам. - участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий. - выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса. | -слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы с помощью картинно-символического плана; - читать текст по слогам; - соотносить иллюстрацию с определенным отрывком; - отвечать на вопросы по тексту с помощью учителя. |
Обучение осуществляется по учебникам: 1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:Просвещение», 2008; 2. Чтение. 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – М.:Просвещение, 2012.
В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Обучение может проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами. Первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения.
Обучение чтению во 2-ом классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.
Содержание рабочей программы по предмету «Чтение».
Раздел в программе | Содержание | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Предметные учебные действия | |||||||
Чтение, техника чтения. Выразительное, сознательное чтение | Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, б их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Выразительное чтение. Соблюдение пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого. Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи. Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. | Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Читать целыми словами, послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре. Совершенствовать звуковую культуру речи. Научить отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом. Разучить загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации. | Учащимся необходимо прейти на чтение целыми словами без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений. Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Необходимо уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом; разучивать загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации. | Проверка техники чтения | Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова). Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративным материалом, а также содержания рассказа и его заглавия. | Читать без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Выразительно читать, по возможности, наизусть 3-4 небольших стихотворения по образцу учителя. | Читать, по возможности, без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом. |
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этого цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Помощь учителя в объяснении симантики слова. Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учитеем. | Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Уметь читать выразительно стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь делить текст на части с опорой на серию картинок, устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия. | Необходимо соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительно читать наизусть короткие стихотворения по образцу учителя. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия. | Проверка техники чтения | Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. | Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по наводящим вопросам учителя. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом. | ||
Развитие речи | Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрации к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным. Предварительная работа над текстовыми синонимами. Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и высказываний. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. | Учить пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. | Учащиеся должны научиться пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделять в тексте слова, характеризующие персонажей; использовать эти слова в пересказе. | Предметно-практическая деятельность, беседа. | Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы; работать на правильной интонацией. Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя. | Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы. Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению с помощью учителя. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя (по возможности). | Уметь правильно строить предложения при ответе на наводящие вопросы учителя. Разучивать двустишия с голоса учителя (по возможности). |
Внеклассное чтение | Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед классом на уроке чтения. | Мотивировать учащихся к самостоятельному чтению книг, прививать любовь к художественному чтению и к активному участию в анализе произведения. Учить эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. | Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы. Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. Уметь высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения. | Беседа на уроках по внеклассному чтению. | Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы. Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения. | Читать художественную литературу по мимо школьной программы с родителями. Излагать прочитанное, опираясь на картинный план. | Слушать чтение художественной литературы на магнитных носителях или при помощи родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г....
Рабочая программа по предмету чтение 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс
Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Рабочая программа по предмету "Чтение" для 4 класса коррекционной школы.
Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы" (И.М.Бгажноковой). Прогрпмма расчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Прил...