Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чурикова Наталья Юрьевна

Конспект урока литературного чтения по теме Г.Х. Андерсен "Русалочка". Программа "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

                  Открытый урок литературного чтения в  4 классе    

  Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка»

  Цели:

      Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:                                                                                                        

     Развивать универсальные учебные действия учащихся:

 предметные:

           расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

          актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

             информационные:

           развивать умения анализировать и представлять информацию  в

          виде схемы, модели, рисунка

            коммуникативные:

             развивать социально приемлемые формы поведения;

            умения  самостоятельного и совместного принятия решений;

            навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

             Личностные:

             формировать позитивную самооценку, самоуважение;

              воспитывать целеустремленность и настойчивость.

                              ХОД  УРОКА.

I.   Организационный  момент.

II. Слайд 1

1. Стихотворение загадка.

              Девочка спит и  пока что не знает,

                 Что в этой сказке её ожидает:

                 Жаба под утро её украдёт,

                 В нору упрячет бессовестный крот…

                 Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

                 Кто эта девочка? Чья это сказка?

                 («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

                III. Творчество и жизнь писателя. Слайд  2.(Портрет писателя и годы  жизни)

  1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)
  2. Викторина по произведениям.

- Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий  утёнок»)

- Что вы можете сказать о произведении «Гадкий  утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО  КРЕПКО  ДЕРЖИТСЯ, ТОТ  ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ  УПАЛ,  ТОТ  ПРОПАЛ.)

- Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

 Слайд 5

-О  чём  эта  сказка?

( О любви  девушки  к  юноше.)

IY.Сообщение цели и задач  урока.(формулируют учащиеся)

 Y.Работа над  сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя   модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

Слайд 6.

-  Кто главный герой сказки?

Русалочка

-  Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир                       земной мир

-  С  кем  живёт  Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

-  Какой она была  из  сестёр?

Самая младшая , милее всех

 -  Что  особенного  было  у  русалочки,  впрочем как и у остальных?

Вместо  ног  хвост, как  у  рыб.

-  О  чём  мечтала  Русалочка,  о  чём  думала?

 Тянуло  на поверхность

-  Когда  она  впервые  поднялась  на  поверхность?

Поднялась  на  поверхность  в 15 лет

-  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой?

-  Что  произошло  во время  бури?

Во время  бури  спасла  молодого принца

-  Как  это  было?

-   Изменилась  ли  Русалочка  после  этого события?

Стала  ещё  тише,  ещё  задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый  вечер или каждую  ночь

-  Зачем?

 Всё сильнее тянуло  к  людям

Полюбила  принца  больше , чем отца и мать.

-   Каким  ещё  прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела  лучше  всех

-  Что  говорит о  силе,  о глубине  чувства  Русалочки к  принцу?

-  Как   она  сама   об   этом  говорит?

 Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

- Итак,  на  что  пошла  Русалочка?

Отдала свой чудный голос, стала немая.

- Как  это  произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула  отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

- Что испытала  Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

-  Кем стала Русалочка  во дворце принца?

 Стала первой красавицей при дворе.

-  Любил ли принц Русалочку?

(Он любил  её как милое,  доброе дитя. Ему было хорошо с ней,  он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

- Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

- Кто и как пытался её спасти?

- Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

 Не смогла убить принца.

- Что же стало с Русалочкой?

 Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI.  Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

«Цветные» слова: 

вода _________________________,_______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________

Эпитеты:                       деревья _________________________

                                        окна        _________________________

                                        стебли   __________________________

Сравнения:   вода, как ______________________________________________________

                     рыбы, как______________________________________________________

                    солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.

(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)

YII. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.

Подводное царство

Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Морское дно

?

?

сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

дом

?

YIII.Закрепление.

1.Общие выводы по сказке.

-Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?

 (Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

- Как бы вам хотелось закончить сказку?

- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

 (Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

-  Виноват ли кто-нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над  лексическим  значением  слова.

-  Как вы поняли лексическое значение слова любить?

Слайд  7

ЛЮБИТЬ -  (выслушиваются мнения  детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

-  Что  это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

-  О какой любви говорит автор в этой сказке?

 (девушки к юноше)

-  Кого ещё может связывать чувство  любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

IX. ИТОГ УРОКА.

- Чему   учит  нас  эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Свои варианты окончания сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...