Интегрированный урок по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
учить анализировать лирическое произведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока.
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства
УМК: Школа России
Программа: Литературное чтение
Автор:
Тема: С. Есенин. Берёза.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ Новоусадской ООШ
Горячкина Валентина Николаевна
с. Новый Усад – 2011г
Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
- формировать умение анализировать поэтический текст;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
- воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Оборудование:
- карточки для работы в группах;
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор;
- альбомный лист, простой карандаш;
- оценочный лист, разноцветные листочки березы
- выставка книг С. Есенина;
- фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».
ХОД УРОКА
Оргмомент
В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму.
Белые снежинки я домой возьму.
Представьте ребята, что на ваши ладошки упали снежинки. Они коснулись кончиков пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого, по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок и решили отпустить их на волю. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем с левой руки и с обеих ладошек.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить, а чтобы речь была яркой и приятной для других нужно управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.
Речевая разминка
Зима – волшебница. Она может устроить разные чудеса. Вот и у нас на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно, что нужно сделать, чтобы прочитать его.
(слайд 2)
ИКНИЖЕНС
ИЛАДАП
СЕБЕН С
(Прочитать каждое слово справа налево)
Какое предложение получилось?
(слайд 3)
Снежинки падали с небес.
Снежинки падали с небес.
Снежинки падали с небес.
Прочитайте первое предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Прочитайте второе предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Прочитайте третье предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Что вы заметили, выполняя это задание?
(Что смысл предложения изменился)
Почему?
(Потому, что менялось логическое ударение, повышение голоса в разных частях предложения)
Этап актуализации знаний
Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского поэта. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание.
Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора?
(слайд 4)
Тютч.в
Пау.товский
Б.рестов
Биа.ки
Пришв.н
Чаруши.
Как фамилия автора?
(Есенин)
Как зовут этого поэта?
(Ответы детей)
Давайте проверим, правы ли вы? Выполните задание в парах и узнаете имя и отчество поэта.
2 3 6 1 5 4 3 5 1 7 2 10 4 6 12 11 13
(Е Р Й С Е Г Е С А Н Л О К А И В Ч
(слайд 5)
Сергей Александрович Есенин (портрет)
Подготовка к восприятию нового материала
- А что вы знаете о С.Есенине? Вглядитесь внимательно в портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чём писал свои стихи? (Ребята подготовили доклады.)
(слайд )
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью в 1895 г. Детство и юность он провёл в деревне Константиново, расположенной на высоком берегу над рекой Окой. Рос он очень непоседливым ребёнком. Рано научился плавать, лазать по деревьям, частенько дрался. Ему не было и 4-х лет, когда научился скакать на лошади. Целые дни проводил на природе: встречал и провожал солнце, ходил в ночное, косил. Есенин очень рано начал писать стихи (в 9 лет).
(слайд )
В раннем детстве полюбил С. Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Будучи с детства очень впечатлительным, Есенин не мог остаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Своё восхищение картинам родной природы поэт передал в стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поём.
- О чём писал стихи Сергей Есенин?
Вступительная беседа.
- О чём будет стихотворение С. Есенина, вы догадаетесь сами.
На полянках девчонки
В белых рубашонках.
На плечах платочки зелёные,
В ушах серёжки посеребрённые (береза)
- Как вы догадались, что загадка о берёзе?
(слайд)
Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Берёзу считают русским деревом.
Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность. На «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду, погуляю, белую березу заломаю».
Словесно – речевая игра «Плетём венок»
- Ребята, сейчас мы с вами тоже будем водить хоровод и сплетём венок из эпитетов.
- Что такое эпитет?
(слайд)
Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. |
Встаём по одному, называя эпитет, подходящий к слову берёза, и образуем хоровод.
(Звучит музыка на песню «Во поле берёза стояла»)
- Берёза какая?
( Дети водят хоровод, нараспев называя эпитеты: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная придав народность.)
- Посмотрите, какой мы сплели венок из эпитетов!
Сообщение темы и цели урока.
«Берёза» - это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…
Какой же поэт С.Есенин видит берёзу? На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.
Этап изучения нового материала и его первичное закрепление
1. Первичное восприятие текста
Слушайте стихотворение внимательно. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать то состояние, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать. И я вас прошу ответить на вопрос: « Какие чувства хотел передать автор этим стихотворением?»
Какие же чувства хотел передать автор этим стихотворением?
(Поэт удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой берёзы.)
2.Жужжащее чтение
– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
3.Словарная работа
1. Найдите в произведении непонятные для вас слова.
Как вы можете их объяснить? А теперь, посмотрите, как в словаре.
(слайд)
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – свободно свисающие нити на краю ткани. (Обшить скатерть бахромой)
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. (Юбка с цветной каймой)
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Утренняя заря)
2. На доске написано предложение:
Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась).
Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться- закрыться со всех сторон.
Накрыться- закрыться сверху снегом.
Принакрыться- слегка накрыться.
Почему вы так считаете?
Физкультминутка
4. Анализ произведения
1. Описание красок
- Скажите, в какое время года стоит берёза? Докажите словами из текста.
- Как вы думаете, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать эту берёзку? (Белая, чёрная, серебряная, бледно – розовая, золотистая.)
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.)
- Вот какое многообразие красок, хотя поэт описал заснеженную берёзу. С. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это сделано для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.
2. Поэтические приёмы
- Сколько строф в этом стихотворении?
- С чем автор сравнивает снег в 1 строфе?
Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В 1 строфе идёт явное сравнение – автор говорит «точно». Подберите синоним к слову «точно». (Как будто, словно).
- С чем автор сравнивает опушенные кисточки берёзовых веток?
- Какой приём использует автор, чтобы показать красоту берёзы зимой? (олицетворения)
(слайд)
Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа. |
- Зачитайте олицетворения (принакрылась снегом, заря лениво, заря обсыпает, заря обходит)
- Молодцы. А теперь я хочу проверить вашу сообразительность. Есенин пишет «снежинки горят в золотом огне». В каком значении употреблено слово «горят»? (переносном)
- Конечно же. Ведь мы часто говорим глаза горят, работа горит. Но ведь глаза не могут гореть, как дрова, да и работа не может полыхать.
- Давайте прочитаем последнюю строфу (чтение учеником последней строфы)
- Почему поэт называет зарю ленивой? (заря начинается позже, чем летом, как будто ей лень встать пораньше, и горит она не так ярко, как летом)
- Как автор относится к берёзе? (Поэт удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой берёзы.)
5. Подготовка к выразительному чтению
- Теперь, когда мы внимательно разобрали стихотворение, нам надо выбрать нужную интонацию для чтения.
- Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение?
- (И стоит берёза в сонной тишине)
- Как надо читать стихотворение – быстро или неторопливо?
- Громко или не очень громко?
- (Негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу. Неторопливо, так, чтобы все слышали, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
6. Выразительное чтение
7. Словесное рисование
- Прочитайте вопрос 2 на странице учебника
- Рисуя словесную картину, давайте определим, что будет на первом плане? Почему? (Берёза, потому что в стихотворении описывается берёза.)
- Что ещё вы нарисуете? (Снег, окно, иней, зарево…)
Изображение берёзы (карандаш)
- Объяснение
- Известные художники изображали берёзу в разные времена года.
(Слайд-шоу «Берёзы»).
- И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать берёзу.
Учитель объясняет последовательность рисования берёзы.
- Нарисуем ствол дерева, одной линией наметим его высоту и характер, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отметим поочерёдное расположение крупных ветвей. Нарисуем их линиями разной длины, направления и характер с ответвлениями на некоторых их них. Покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем немногие конечные ветки, их мягкое, ниспадающее волнистое движение. Белая кора ствола снизу вся изрезана чёрными пламевидными и ромбовидными корявыми трещинами. Нарисуем их. Изобразим выше расположенные чёрно-коричневые пятна и полосы, а также в местах соединения крупных ветвей со стволом угловатые фигуры, напоминающие опущенные вниз усы.
- Практическая работа.
Дети рисуют берёзу под музыку П.И. Чайковского.
Обобщение.
1. Групповая работа
А теперь проверим, какие мы исследователи.(карточки)
Соедините понятия с есенинскими определениями
понятие | Есенинское определение |
береза | пушистые |
ветки | золотой |
бахрома | точно серебро |
тишина | белая |
заря | снежная |
кайма | ленивая |
огонь | белая |
снег | сонная |
Проверка (слайд)
- - С каким произведением С.А.Есенина познакомились на уроке? Понравилось оно вам? Что больше всего понравилось?
(В этом стихотворении поэт, восхищаясь берёзой в зимнем наряде, показывает красоту природы.)
- С каким чувством поэт пишет о берёзе? (Удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой.)
Хочется поблагодарить вас за работу. Давайте запомним на всю жизнь, что надо всматриваться, вслушиваться в окружающий мир. А для этого нужно любить природу. Как сказано у поэта Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Рефлексия деятельности
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой и три коробочки с разноцветными листочками берёзы: жёлтые, зелёные, оранжевые.
- Кому на уроке больше понравилось быть слушателями - прикрепляют жёлтые листья; художниками – зелёные; исследователями – оранжевые.
(Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя.)
- Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
Домашнее задание
1. Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны стихи о природе, о родине. Со многими вы уже знакомы. Советую взять и почитать новые.
2. Какое бы вы хотели получить домашнее задание?
Выберите любое задание. (1-ое задание – всем.)
(слайд)
1. Выучить наизусть стихотворение
2.Сочинить стихи по рифме
…снежинки …зима
… на тропинке …терема
… у реки …кругом
…уголки …серебром
…дома
…зима
3. Сочинить зимнюю сказку, используя слова: жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.
(слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны» Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...
интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе
Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками" .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев, прочитанно...
Интегрированный урок по Литературному чтению и ИЗО во 2 классе
« Литературное чтение» Ефросинина Л.А., 2 класс "Уж небо осенью дышало"...
Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»
Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...
Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку в 4 классе
Тема: М.О. Ауэзов «Сирота» ...