интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками" .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев, прочитанное, исполнительские навыки, воспитываетсяя любовь к музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_i_muzyke_v_4_klasse.docx | 25.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе.
Тема: Паустовский К.Г. «Козина с еловыми шишками»
Цель: углубить и обобщить знания о норвежском композиторе, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, анализировать прочитанное, развитие исполнительско- творческих навыков и умений, воспитывать любовь к музыке.
Методы: беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование: диск с музыкой Э. Грига, рисунки детей, книги о Паустовком К., портреты Э.Грига и К. Паустовского, эмблемы для биографов, исполнителей, музыковедов, карточки с названием групп, мультимедийный проектор, презентация «Природа Норвегии», учебник «Литературное чтение» 4 класс (автор Климанова)
Ход урока.
Организационный этап.
Постановка задач, сообщение темы урока.
- Уважаемые гости! Сегодня вместе с биографами, музыковедами и исполнителями мы отправимся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Георгиевичем Паустовским и Эдвардом Григом, а также проведем небольшое исследование и выясним, являются ли события жизни Э. Грига, описанные в рассказе Паустовского, реальными или вымышленными или же, взяв отдельные факты из биографии композитора и соединив их воедино, автор создал художественное произведение.
Звучит фрагмент музыки Э. Грига «Утро». На фоне музыки учитель читает отрывок из рассказа «Корзина с еловыми шишками» со слов «…Композитор Эдвард Григ» до слов «…однажды Григ…». Страница 47.
3. Работа по теме урока.
- Наши биографы, конечно же, догадались из какого произведения этот отрывок.
- Этот отрывок из произведения К.Д.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
- Природу какой страны описывает Паустовский?
- Природу Норвегии.
- Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной страны для Грига?
- Писатель использует сравнения, олицетворения.
- Да, Паустовский настоящий мастер олицетворения. А что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
- Докажите это примерами.
- Туман шуршит; ковры, портьеры приглушают звуки; рояль мог петь, черные и белые клавиши убегали; капли твердили; пошел снег ; музыка уже не пела.
- А что такое сравнение?
- Сравнение – сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.
- Докажите это примерами.
_ Листва сравнивается с медью и золотом; эхо с птицей – пересмешником.
_А теперь вопрос музыковедам. Что за мелодия звучала в начале урока, которая сопровождала текст?
- Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
- Правильно. Чтобы глубже понять, почувствовать, проанализировать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Грига и его жизнь.
Вопрос к биографам: «В чем заключается значение творчества Эдварда Грига?»
- Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Это первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу, самобытное искусство, быт, нравы маленькой северной страны известны всему миру.
Путь к Григу к его музыке проходит через природу, жизнь и историю родной Норвегии.
- Давайте послушаем эту мелодию до конца. Какие картины природы вы представили?
Звучит мелодия пьесы «Утро»
- Какие картины вы представили, слушая музыку?
- Легкий рассеивающий туман, утреннюю дыму, восходящее солнце, неясная утренняя прохлада и свежесть, солнечное тепло.
- Правильно. Слушая «Утро», люди по-разному воспринимают эту музыку. Кто зримо и буквально рисует прекрасную картину утра: пробуждение природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. Кто весь во власти неуловимых, сменяющих друг друга чувств.
Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Максимович Горький.
- Вопрос к музыковедам : «Какие средства музыкальной выразительности помогли нам почувствовать и лучше увидеть природу Норвегии; этой величественной и суровой страны?
- Мотив, напоминающий пастушеский наигрыш, исполняющийся флейтой и гобоем. Мелодия неторопливая, спокойная, звучит нежно и прозрачно
-Вопрос к биографам: «А что вы знаете о природе Норвегии?»
- На севере Европы раскинулся огромный Скандинавский полуостров, часть которого занимает Норвегии. Люди этих краев всегда были связаны с морем. Большую часть Норвегии занимают Скандинавские горы. Их склоны круто спускаются к морю. Склоны сильно изрезаны – это работа ледников далекого прошлого. Такие вырезы называются фьордами, иногда они похожи на сказочные коридоры. В Норвегии много воды. Здесь много рек и озер. Здесь преобладает ель, сосна, береза. Животный мир северный. В лесах водятся лоси, барсуки, рыси, куницы. А озерах много рыбы. Население сельское живет на хуторах или в небольших рыбацких поселках.
Во время рассказа демонстрируется через проектор слайды с изображение природы Норвегии.
-Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые и чистые чувства любви к природе.
Они очень любили природу. Для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения в написании произведений.
Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Вопрос к биографам: «Как вы думаете, почему этот случай описан Паустовским? Почему в его рассказе Григ с любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите с фактами из биографии композитор.
- У Грига была дочь Александра, но прожила она совсем недолго, чуть больше года. «Она была красивым, милым ребенком, развитая умная, она мгновенно умолкала, стоило Э.Григу сесть за рояль. «Особенно любила слушать Шумана»- так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было.
- Через всю жизнь пронес Григ эту утрату. Любовь к дочери он перенес на своих друзей – ребятишек.
- Для занятия музыкой в последние годы своей жизни Григ построил домик. Никто не смел мешать ему во время работы. Но , несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга испугалась, но композитор успокоил ее.
Агга очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.
-Самым драматичным моментом в жизни Грига стала смерть дочери. И в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал и Паустовский.
Сейчас исполнители покажут вам сцену встречу Грига с девочкой. Но прежде чем вы это увидите, я хотела бы задать вопрос музыковедом: «Могла ли девочка, собирая в лесу шишки, петь песни.
-Могла, потому что когда на душе светло и радостно, хочется эти чувства передать кому-то. Но девочка была одна и общалась с природой, напевая песенку.
Инсценировка ( текст на с 47-50)
Григ очень любил гулять в лесу, в горах. Любил встречаться с народными музыкантами, певцами, которые исполняли ему народные норвежские мелодии. У него есть цикл песен «Девушка с гор», написанный под впечатлением встречи с молодой девушкой.
Вопрос к биографам: «Как вы думаете, о каком периоде жизни Грига Паустовский написал рассказ? Что это за место, где встретились в лесу Григ и девочка?
- В последние годы жизни Григ в теплое время жил в местечке Тролльхауген (это означает «Холм троллей»)
Показать рисунок.
Название этому месту в горах, расположенному недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. В отдельно стоящем доме ничто не отвлекало Грига от работы.
Сюда приходили послушать музыку жители окрестных мест. Они любили Грига и уважали его за прекрасную музыку.
- А кто слушал Грига, когда он писал музыку для Дагни. Подтвердите свой ответ строками из текста.
Чтение отрывка (с. 52) от слов «Это были синицы…» до « ….долетавшие из дома Грига»
- Почему, слушая одну и ту же музыку. Слушатели реагировали по-разному?
- Каждый думал о своей жизни, о своих проблемах.
- Вопрос к биографам: «Почему Григ назвал место в горах «Холм троллей»?
С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах. Григ взрослым продолжал любить легенды, верить в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.
- У Грига есть несколько музыкальных произведений, в которых он был композитором – сказочником. «Шестеро гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля».
Прослушивание.
- вопрос к биографам: «Почему композитор обещал девочке подарок через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.
Читают «…Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых»
- Григ никогда не писал музыку специально для детей., как Чайковский. Но в любом его сборнике есть пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига близки и понятны детям.
Лето композитор проводил на природе, а в зимнее время – в городе. Почему?
- Он был бы рад жить в своем доме как можно дольше, но сырой и холодный Тролльхауген был вреден для больных легких Грига. И Григ не представлял себя без концертных выступлений.
- Ответьте цитатой:
где Григ начал писать музыку для Дагни?
Когда Григ начал писать?
Как долго он писал это произведение?
«Рояль мог петь обо всем» Почему так написано у Паустовского?
Вопрос к музыковедам: «Кто сказал , что Дагни похожа на первый аккорд увертюры?»
- Дядя Нильс.
Спросите, почему он так сказал? Вы маленькие, вас тоже можно назвать первым аккордом. У вас все еще впереди. А школа – это ваша увертюра. От того как вы будете учиться, что читать, какую музыку слушать, будет зависеть ваша жизнь.
А сейчас давайте представим себе теплый июнь, белые ночи, городской парк, концерт симфонической музыки под открытым небом.
Чтение по ролям (автор, Дагни, ведущий) – с. 58.
- Григ посвящал свои произведения близким, любимым, дорогим людям: музыкантам, композиторам, друзьям.
Вопрос к музыковедам: «Почему именно Дагни Григ захотел посвятить свою музыку?»
- «Еще 10 лет тому назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе.
- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что делало его таковым? Найдите слова, подтверждающее это?
- «Я – старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата.
- Какая главная мысль заключена в этих словах?
Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ, что гораздо приятнее: отдавать или брать?
Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – хорошее настроение, улыбку, душу?
Как вы думаете, какой бы стала жизнь, если бы все люди на земле видели бы счастье в том, чтобы дарить себя?
Почему после исполнения чудесной музыки, сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?
Почему сначала медленно? Какое впечатление произвела музыка Грига на слушателя
Какое воздействие может оказывать классическая музыка на человека?
Подведение итогов.
_ Наша встреча подходит к концу. По вашим ответам мы поняли, что группы музыковедов, биографов и исполнителей очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку, читали произведения о Григе, выписывали интересные факты из его жизни. К какому мнению вы пришли вс процессе исследования: встреча Эдварда Грига с девочкой является фактом из его биографии, вымыслом или образ собирательный?
- 1. Образ собирательный.
2. Паустовский использовал события из жизни музыканта и придумал рассказ.
3. Это и правда, и выдумка.
- Итак, мы пришли с вами к общему мнению, что взяв отдельные факты из жизни Грига и соединив их воедино, Паустовский написал высокохудожественное произведение.
Почему музыка Грига вдохновила писателей, поэтов на создание произведений?
Я отвечу на этот вопрос словами П.И.Чайковского: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». А русский поэт Северянин Игорь написал стих «Григ».
Чтение наизусть детьми.
Тяжелой поступью подходят гномы.
Все ближе. Здесь. Вот затихает топ.
В причудливых узорах дальних троп
Лесов в горах, куда мечты влекомы.
Студеные в фиордах водоемы
Глядят цветы глазами антилоп.
Чьи слезы капают ко мне на лоб?
Не знаю чьи, но как они знакомы?
Прозрачно капли отбивают дробь.
В них серебрится радостная скорбь.
А капали падают и замерзают.
Сверкает в ледяных сосульках звук.
Сосулька сверху падает на луг.
Меж пальцев пастуха певуче тает.
- Григ действительно является великим музыкантом и волшебником. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.
Людей искусства благодарят аплодисментами.
Давайте поблагодарим Константина Паустовского за прекрасный рассказ, а Эдварда Грига за чудесную музыку.
Аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...
Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)
Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории....
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....