Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок. Литературное чтение. 2 класс Система "Школа 2100"ит | 128.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Предмет: «Литературное чтение»
Система и УМК «Школа 2100»
2 класс
Учитель: Мельникова Римма Ивановна
Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”.
Цели:
- развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ;
- обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.
Оборудование:
- Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри, сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней...”)
- Запись на доске: ’’Русский народ создал огромную изустную литератур: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины - говорившиеся нараспев, под звон струн - о славных богатырей, защитников Земли”. JI.H. Толстой.
- Репродукции.
- Детские рисунки “Сказочные богатыри”.
- Выставка книг.
- Карта “Киевская Русь в IX - XII”.
- Магнитофонная запись Римского-Корсакова.
- Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 2 часть (с. 174-187).
Ход урока.
- Постановка учебного задания.
Учитель: - Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию...
Напрасно вы думаете, что это легко: уметь ЧИТАТЬ и ВИДЕТЬ красивое, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ возвышенное, ПОНИМАТЬ умное и ЧУВСТВОВАТЬ глубокое.
Звучит музыка, объявляется тема "Дела давно минувших дней... ”, приоткрывается дверца...
- Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”. Звучит музыка.
- Повторение пройденного.
У: - Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете?
Дети:
- Устное - передаётся из уст в уста,
- Народное - придумывает сам народ,
- Творчество - творить, придумывать, создавать.
У: - Какие жанры устного творчества вы знаете?
Д: - Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.
У: - Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой?
Дети читают.
Ш. Беседа учителя с элементами литературного анализа.
Блиц-Турнир:
- При чтении произведений, что узнали нового?
- Кому понравилась сказка?
- А кому былина?
- Почему? Чем понравилась?
- Традиционна ли концовка сказки?
- Стихотворный жанр былин - зачем?
(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди - сказители, нараспев, играли на гуслях.)
У: - Давайте обратимся к зачину сказки.
- К зачину былины.
- Сравните концовки в сказке в былине.
- Что общего?
(Общие сказочные герои, есть зачин, концовка, троекратные повторы, язык простой, народный, созданы на народные сюжеты, со злом нельзя бороться злом, только добро может победить зло, оставаясь добром.)
- Найдите сказочные обороты, которые доказывают народность языка.
IV. Постановка проблемы.
У: - Так, а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?
Д: - От слова “быль”, “было”.
У: - Вы говорите “был, “было”, а в былине - то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить?
Д: - Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.
У: - А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами, и то, что были на нашей земле люди - богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира — Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу - реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории.
V. Работа в группах (дружинах).
В руках у учителя “Дракон ” - мягкая игрушка - рукавица
У: - Ай, же вы, удалы, добры молодцы и красны девицы!
Я вижу силушку вашу великую.
А проверить я хочу, кто из вас сильнее?
(Из-за сказочной “Двери ” достаёт задание для каждой группы, задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-итем, рисунок- кольчуга.)
Задания:
- дружина.
- Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”... до слов ... “не обижай беззащитных”.
- дружина.
- Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов: ... “Тут Святогор — богатырь да опомнился”... до слов ... “они друг с другом побратались”.
- Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему.
(Идёт работа в группах звучит тихая музыка) На доске “Памятка”:
- Внимательно выслушайте ответы.
2. Оцените полноту ответа:
- последовательность изложения;
- использование примеров;
- наличие вывода.
- Исправьте ошибки, дополните ответы.
- Дайте оценку.
Учитель: - Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко — почему?
Ответы учащихся.
Учитель: - Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. У южных границ русского государство кочевали хазары, половцы, печенеги (показ по карте). На Руси их называли басурманами, т.к. они были другой веры, не христианской. Они, кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси. Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от печенежских набегов, и это было такое благо, что прозвание “солнышко” казалось людям недостаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”.
Слушаем ответ III дружины.
От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах.
- Русские мастера научились делать прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага.
- Это были и меч булатный - меч, который ковали из очень твёрдой стали, секрет которой был раскрыт лишь в XIX веке.
Шлем пернатый - покрытый множеством металлических пластинок, которые, как оперение, покрывали голову воина.
Кольчуга — металлическая рубаха, изготовленная из тысяч железных колечек, соединённых между собой.
Щит — защищавший туловище воина.
И во всём этом облачении богатырь садился на богатырского коня (показ репродукции “три богатыря”).
Обсуждение заданий, выполненных каждой дружиной.
Оппонирование.
Оценка.
- Подведение итогов.
Учитель (в руках Дракон): - Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
- Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества?
Дети: - Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости.
- Они говорят нам о том, что война - это зло, жестокость.
- Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались.
- Спасибо за урок!
- Домашнее задание.
- Написать свою сказку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны» Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...
Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»
Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...
Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».
Цели урока:· познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;· расшир...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Путаница 2 класс
Проект урока Класс: 2 Школа: Дюпсюнская СОШ Учитель: Сивцева Варвара ...
Интегрированный урок по литературному чтению Тема «С.В.Михалков «Мой щенок»
Конспект интегрированного урока по литературному чтению во 2 классе. Программа "Школа России"...
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....