Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Цель:
- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавливать части текста; обучать прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; обучение пониманию лексического значения слов; обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного
- развитие речи, внимания, мышления, творческих способностей учащихся;
-воспитывать в детях чувство сострадания, учить бережно относиться к к окружающей среде ,способствовать формированию полноценной личности учащегося.
Оборудование: предметные картины «Животные»,портрет Е.И.Чарушина, выставка книг о природе, энциклопедии, аудиозаписи ,магнитофон, учебник «Капельки солнца».
Актуализация прежних знаний
1.Проверка домашнего задания. Рассказ Ю.Коваль «Дик и черника»
а)Беседа по содержанию произведения:
- Кто является главными героями произведения?
-Где жили главные герои рассказа?
-Что узнали о собаке?
- Что любил делать мальчик?
- Как мальчик научил собаку есть бруснику?
- Почему мальчик не стал учить собаку есть смородину?
б) Чтение текста отдельными учениками
в)Чтение произведения по началу и по концу .
г) Работа над оглавлением каждой части
-Как озаглавили каждую часть?
д) Обсуждение более понравившихся эпизодов произведения.
-Что понравилось в произведении? Почему ?
е)Выделение главной мысли произведения
2.Физминутка .Игра на внимание «Пол,нос,потолок»
3.Чтение слов, напечатанных на доске
медведь собака
белочка ежиха
волчата бурундук
зайчонок лисица
-Что общего у героя произведения Ю.Коваль и данными словами?
-Назовите однокоренные слова к данным словам ;
-Какое слово лишнее? Почему?
-Что вы можете рассказать дополнительно о каком-либо из животных?
4.Сообщения детей о животных(энциклопедические знания)
5. Работа над фразеологизмами
-Как вы понимаете смысл данных выражений(это фразеологические обороты)
- Собачий холод/очень холодно/
-Как белка в колесе /быть в беспрестанных хлопотах, заботах, много суетиться/
- Волка ноги кормят /чтобы прокормиться, надо не сидеть на месте, надо искать, добывать/
Изучение нового материала
1.Постановка цели урока
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Что узнаете нового?
2.Рассказ учителя о творчестве Е.И.Чарушина
В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животныхНа всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...
Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.
Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»
Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
3.Знакомство с произведениями писателя Е.И.Чарушина
С произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились.
- Страшный рассказ
- Почему Тюпу прозвали Тюпой.
-Сегодня мы познакомимся ее с одним произведением писателя.Это рассказ «Томкины сны»
4.Работа до чтения произведения.
-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?
-Какое будет по характеру произведение?
5.Чтение рассказа по частям. Чтение «цепочкой».Чтение отдельными учениками.
6.Обсуждение произведения по прочтению произведения
Какие слова подтверждают,что Томка енок?
-Почему человек не может увидеть такие сны,какие видят собаки?
Итак ,мальчик догадался, что щенку что-то снится.
-Как он догадался ,что ему снится заяц?
-Почему Никита решил ,что Томка убегает именно от козы?
-Почему Никита решил разбудить спящего Томку?
7.Озаглавливание частей.
8.Беседа об отношении детей к произведению
-Кто автор рассказа?
-Понравилось ли вам произведение? Что именно понравилось?
-Что необычного в произведении?
9.Физминутка .Релаксация. Дети ,слушая музыку, представляют, что могли бы рассказать животные, если бы они заговорили.
10.Обсуждение темы «Я и щенок»
-Представьте такую картину. Вы превратились в щенка. Щенок маленький, беленький, красивый. Вас все любят ,с вами хотят играть. И вот вас взяли домой один мальчик, или одна девочка. Проходят день за днем, собачка стала подрастать, хлопот с ней прибавилось. Да и не такая она уже и красивая. Надоел щенок хозяину, выбросили его на улицу. И вот по ночной улице города, бредет неизвестно куда маленький четвероногий. Куда идти он не знает, город ему незнаком.А в это время вы шли с родителями домой. Тут ваши глаза встретились с глазами того самого щенка.
-Что вы могли бы прочитать в этих глазах?
Действительно, нельзя бросать друзей. «Мы всегда в ответе за тех,кого приручили»,сказал французский писатель А.Сент-Экзупири.
11. Чтение стихотворения С.Михалкова «Щенок»
12.Выявление черт характера учащихся. Этюд «Я-верный пес»
-На какие группы делятся все виды собак?
-Итак,мы представили,что мы на некоторое время превратились в собак.Мы участвуем на выставке собак .Сейчас вас будут награждать как самых лучших.К какой породе собак вы бы хотели себя отнести (специальная,комнатная,охотничья,пастушья) ?Почему?
Итог урока
-Что узнали нового?
-Что понравилось на уроке?
-Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки РТ
Муниципальное автономное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Открытый урок
в рамках регионального и городского семинара учителей начальных классов
по литературному чтению в 1 классе б
по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Составила и провела
учитель 1 кв.категории Зинурова З.А.
Цель:
- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавливать части текста; обучать прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; обучение пониманию лексического значения слов; обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного
- развитие речи, внимания, мышления, творческих способностей учащихся;
-воспитывать в детях чувство сострадания, учить бережно относиться к к окружающей среде ,способствовать формированию полноценной личности учащегося.
Оборудование: предметные картины «Животные»,портрет Е.И.Чарушина, выставка книг о природе, энциклопедии, аудиозаписи ,магнитофон, учебник «Капельки солнца».
Актуализация прежних знаний
1.Проверка домашнего задания. Рассказ Ю.Коваль «Дик и черника»
а)Беседа по содержанию произведения:
- Кто является главными героями произведения?
-Где жили главные герои рассказа?
-Что узнали о собаке?
- Что любил делать мальчик?
- Как мальчик научил собаку есть бруснику?
- Почему мальчик не стал учить собаку есть смородину?
б) Чтение текста отдельными учениками
в)Чтение произведения по началу и по концу .
г) Работа над оглавлением каждой части
-Как озаглавили каждую часть?
д) Обсуждение более понравившихся эпизодов произведения.
-Что понравилось в произведении? Почему ?
е)Выделение главной мысли произведения
2.Физминутка .Игра на внимание «Пол,нос,потолок»
3.Чтение слов, напечатанных на доске
медведь собака
белочка ежиха
волчата бурундук
зайчонок лисица
-Что общего у героя произведения Ю.Коваль и данными словами?
-Назовите однокоренные слова к данным словам ;
-Какое слово лишнее? Почему?
-Что вы можете рассказать дополнительно о каком-либо из животных?
4.Сообщения детей о животных(энциклопедические знания)
5. Работа над фразеологизмами
-Как вы понимаете смысл данных выражений(это фразеологические обороты)
- Собачий холод/очень холодно/
-Как белка в колесе /быть в беспрестанных хлопотах, заботах, много суетиться/
- Волка ноги кормят /чтобы прокормиться, надо не сидеть на месте, надо искать, добывать/
Изучение нового материала
1.Постановка цели урока
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Что узнаете нового?
2.Рассказ учителя о творчестве Е.И.Чарушина
В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животныхНа всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...
Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.
Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»
Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
3.Знакомство с произведениями писателя Е.И.Чарушина
С произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились.
- Почему Тюпу прозвали Тюпой.
-Сегодня мы познакомимся ее с одним произведением писателя.Это рассказ «Томкины сны»
4.Работа до чтения произведения.
-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?
-Какое будет по характеру произведение?
5.Чтение рассказа по частям. Чтение «цепочкой».Чтение отдельными учениками.
6.Обсуждение произведения по прочтению произведения
Какие слова подтверждают,что Томка енок?
-Почему человек не может увидеть такие сны,какие видят собаки?
Итак ,мальчик догадался, что щенку что-то снится.
-Как он догадался ,что ему снится заяц?
-Почему Никита решил ,что Томка убегает именно от козы?
-Почему Никита решил разбудить спящего Томку?
7.Озаглавливание частей.
8.Беседа об отношении детей к произведению
-Кто автор рассказа?
-Понравилось ли вам произведение? Что именно понравилось?
-Что необычного в произведении?
9.Физминутка .Релаксация. Дети ,слушая музыку, представляют, что могли бы рассказать животные, если бы они заговорили.
10.Обсуждение темы «Я и щенок»
-Представьте такую картину. Вы превратились в щенка. Щенок маленький, беленький, красивый. Вас все любят ,с вами хотят играть. И вот вас взяли домой один мальчик, или одна девочка. Проходят день за днем, собачка стала подрастать, хлопот с ней прибавилось. Да и не такая она уже и красивая. Надоел щенок хозяину, выбросили его на улицу. И вот по ночной улице города, бредет неизвестно куда маленький четвероногий. Куда идти он не знает, город ему незнаком.А в это время вы шли с родителями домой. Тут ваши глаза встретились с глазами того самого щенка.
-Что вы могли бы прочитать в этих глазах?
Действительно, нельзя бросать друзей. «Мы всегда в ответе за тех,кого приручили»,сказал французский писатель А.Сент-Экзупири.
11. Чтение стихотворения С.Михалкова «Щенок»
12.Выявление черт характера учащихся. Этюд «Я-верный пес»
-На какие группы делятся все виды собак?
-Итак,мы представили,что мы на некоторое время превратились в собак.Мы участвуем на выставке собак .Сейчас вас будут награждать как самых лучших.К какой породе собак вы бы хотели себя отнести (специальная,комнатная,охотничья,пастушья) ?Почему?
Итог урока
-Что узнали нового?
-Что понравилось на уроке?
-Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"
Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....
Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...
Интегрированный урок (литературное чтение + классный час) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема: Люблю природу русскую. Весна.
Конспект урока для учителя начальных классов. Познакомит учащихся с новым разделом; научит анализировать произведения, поможет воспринимать выраженные в них чувства, настроение; развивает речь, образн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказ Л.Пантелеева "Честное слово". УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Пантелеева «Честное слово»; формирование умений: анализировать текст и понимать особенности жанра рассказа; выразительное и правильное (ос...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказы о детях. А.П. Платонов “Еще мама” УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:знать о жизни и тво...