Интегрированный урок по Литературному чтению и ИЗО во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Шашкова Марина Вячеславовна

« Литературное чтение» Ефросинина Л.А., 2 класс "Уж небо осенью дышало"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе «Уж небо осенью дышало»

Задачи урока: учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения; формировать основы читательской деятельности (умение работать с поэтическим текстом, выражать свое отношение к природе); развивать навыки выразительного чтения; развивать воссоздающее творческое воображение; развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Ефросинина Л.А., 2 класс 1 часть; осенние пейзажи и детские рисунки, музыкальный отрывок Чайковского; презентация.

Организационный момент: проверка готовности к уроку, приветствие гостей.

Актуализация знаний: 

- Есть пора в году, когда природа надевает самые дорогие наряды. Это шёлк и парча жёлто-оранжевых оттенков. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться.

- О каком времени года идет речь? (Об осени)

- На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Птиц уже не слышно, идут дожди, солнце все реже, пустеют поля, перелетные птицы собрались в дорогу.

Осенью

А. Ефимцев

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

«Осень. Снова осень!»

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

«Осень. Скоро осень!»

На кустарник иней

Белый плащ набросил.

Шепчет дуб рябине:

«Осень. Скоро осень!"

Е. Головин

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной за добычей по лесам

Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

(стихи читали подготовленные ученики) <Рисунок 1>

- Ребята прочитали стихи современных поэтов. А теперь послушайте такие строчки, кто их автор?

(читает учитель)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще, бежит за мельницу ручей

Но пруд уже застыл …

 _ Да, это великий русский поэт А. С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил её красе немало строчек.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Первичное восприятие текста стихотворения А.С. Пушкина:

Чтение стихотворения учителем или аудиозапись.

Анализ произведения:

- Какие признаки осени упоминает поэт?

-Как вы понимаете слова Лесов таинственная сень? (сень – укрытие)

- Чем были укрыты леса летом? Что произошло?

- Как вы понимаете слово караван?

- Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц? Как они летят?

- Почему Пушкин употребляет слово тянулись?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какой части стихотворения она подходит?

- Как вы понимаете слова небо осенью дышало?

- Как может небо дышать?

Обратите внимание на то, что всё стихотворение представляет собой одно большое предложение.

- Какой знак стоит в конце?

- Как будем читать стихотворение?

При чтении очень важно правильно делать паузы в нужном месте, выделить главные слова, подготовимся к выразительному чтению.

- Самостоятельно прочитайте стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению…

(Выразительное чтение стихотворения  учащимися)

Первичное восприятие рассказа Г.А. Скребицкого «Осень»

- В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег, есть в году пора, когда земля преображается. Что ни шаг – новые краски! Прочитайте произведение Георгия Алексеевича Скребицкого «Осень»

( Дети читают рассказ самостоятельно)

Анализ произведения:

- Кем изображена Осень в произведении Скребицкого?

- Где побывала Осень?

-Какими стали березы? А клены?

(дети рассматривают красоту этих деревьев на иллюстрациях и презентации)

- С чем сравнивает автор листья осин?

-Как стал выглядеть дуб?

- Какими стали липы?

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие деревья не изменили свою окраску?

- Как изменилась жизнь на лугах и полях?

Творческая работа:

Сейчас вы тоже станете художниками. Мы коллективно создадим нашу картину. Каждый из вас нарисует дерево для нашего осеннего леса на картине.

Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила…

(Дети рисуют деревья, вырезают их и наклеивают на ватман, создавая коллаж) <Рисунок2>

Рефлексия:

Какая замечательная картина у нас свами получилась!

- С произведениями,  каких авторов мы сегодня познакомились?

- Как назывались эти произведения?

У вас на столе осенние листья, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих произведений – возьмите желтый листок, если не всегда знали ответ на вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите зеленый, давайте покажем свои оценки, поднимите руки.

- Спасибо всем за урок, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе

Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками"  .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев,  прочитанно...

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...