Методическая разработка урока литературного чтения по сказке Г.-Х.Андерсена "Ель" в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Скаченко Людмила Евгеньевна

Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».

Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».

Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия, познакомить с новым произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

1.     Правильно читать вслух и про себя текст произведения.

2.     Отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения.

3.     Развитие речи обучающихся, формирование навыков чтения.

4.     Осознанное понимание художественного текста.

Личностные:

1.     Развивать интерес к предмету литературное чтение.

2.     Мотивировать свои действия.

3.     Выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения.

4.     Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и другое.

Метапредметные:

Регулятивные

1.     Соотносить результат своей деятельности и оценить его.

2.     Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

 

Познавательные:

1.     Общеучебные – находить ответы на вопросы, используя свой учебник, свой жизненный образ и информацию, полученную на уроке.

2.     Логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

3.     Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи.

Оборудование:

·        мультимедийная установка, компьютер, документ-камера;

·        выставка книг Г.-Х. Андерсена;

·        детские рисунки, 6 шляп;

·        мультфильм «Ель»;

·        конверты с заданиями для работы по группам;

·        учебник «Литературное чтение», ч. 2, О.В.Кубасова, Ассоциация XXI век.;

·        презентация.

Основные дидактические методы:

Технология критического мышления через чтение и письмо, деятельный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, парная, дифференцированная.

Форма проведения урока:

Урок с использованием технологии РКМИП, с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

литературного чтения.

Класс 3

Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».

Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».

Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия, познакомить с новым произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. Правильно читать вслух и про себя текст произведения.
  2. Отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения.
  3. Развитие речи обучающихся, формирование навыков чтения.
  4. Осознанное понимание художественного текста.

Личностные:

  1. Развивать интерес к предмету литературное чтение.
  2. Мотивировать свои действия.
  3. Выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения.
  4. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и другое.

Метапредметные:

Регулятивные

  1. Соотносить результат своей деятельности и оценить его.
  2. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

  1. Общеучебные – находить ответы на вопросы, используя свой учебник, свой жизненный образ и информацию, полученную на уроке.
  2. Логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи.

Оборудование:

  • мультимедийная установка, компьютер, документ-камера;
  • выставка книг Г.-Х. Андерсена;
  • детские рисунки, 6 шляп;
  • мультфильм «Ель»;
  • конверты с заданиями для работы по группам;
  • учебник «Литературное чтение», ч. 2, О.В.Кубасова, Ассоциация XXI век.;
  • презентация.

Основные дидактические методы:

Технология критического мышления через чтение и письмо, деятельный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, парная, дифференцированная.

Форма проведения урока:

Урок с использованием технологии РКМИП, с применением ИКТ.

Сценарий урока.

1. Организационный момент (1 мин.). Эмоциональный настрой.

Слайд 1.

Учитель: Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.

                                         А сказка? Сказка не обманет.

                                         Тихонько сказку расскажи

                                         И в мире добра больше станет.

2. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.). Звучит музыка Э.Грига «Пер Гюнт», «Последняя весна».

У: Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет. Эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро, чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот почему так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли, пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!». И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай.

Почему так старался сказочник, работая в своём саду? Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

Слайд 2.

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания (5 мин.).

У: Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется «Жизнь дана на добрые дела».

Слайд 3.

В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это – сказки.

Почему вы любите слушать сказки? Чем отличается сказка от других произведений?

Выборочное чтение:

У: зачитайте слова, относящиеся к первой горошине; второй горошине; третьей горошине; четвёртой горошине. Как вы относитесь к каждой из четырёх горошин? А какое ваше отношение к пятой горошине?

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас».

Слайд 4.

4. Постановка темы и задач урока (1-2 мин.).

У: В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час появляются истории».

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником:

В мире много сказок грустных и смешных.

                             И прожить на свете нам нельзя без них.

                             А наш класс вдруг снова посетила сказка.

                             Как она зовётся – вот она подсказка.

Слайд 5.

У: (Загадка)        Её всегда в лесу найдёшь.

                             Пойдём гулять и встретим:

                             Стоит колючая, как ёж,

                             Зимою в платье летнем.

                                                                 (Ель)

5. Подготовка к первичному восприятию.

Приём «Прогнозирование».

У: А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели).

Далее составляется кластер о ели (на доске):

Ель

Дерево       вечнозелёное       растёт в лесу

Для пополнения сведений о ели выбираются три экскурсовода.

1-й экскурсовод даёт характеристику ели как дереву, используя иллюстрацию «Ель».

Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное растение.

2-й экскурсовод читает отрывок из произведения научно-популярного характера «Что делают из ели?».

Вывод: ель широко используется человеком.

3-й экскурсовод читает стихотворение Н.Филимоновой «Ёлка».

Вывод: ёлка – символ Нового года.

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

У: Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

Дети высказывают свои предположения, завязывается спор:

- Я думаю, что сказка о новогодней красавице, потому что скоро Новый год.

- А я считаю, что это произведение о пользе ели, так как раздел учебника называется «Жизнь дана на добрые дела» и т.д.

У: Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.

6. Знакомство с произведением (25 мин.).

  1. Просмотр мультфильма по сказке Г.-Х.Андерсена «Ель» (до слов «Радуйся своей юности и лесному приволью!» стр.110).

Приём «Дерево предсказаний».

Слайд 6.

На доске – рисунок дерева с вопросами:

«Как будут развиваться события дальше?»

«Чем всё закончится?»

На стрелочках – линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Ответы детей группы № 1.

Ответы детей группы № 2.

Физминутка для глаз (1 мин.).

  1. Чтение «буксир» (за сильными учениками).

Приём «Чтение с остановками» (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В основе лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот приём, мы с учениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главной мысли произведения.

У:

- Как украсили ёлочку? (воспроизведение информации).

- Почему трепетала ёлочка?

- Что бы изменилось, если бы ёлочка была некрасивая?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка (1мин.).

У: Отдохнём вместе с Ёлочкой.

А сегодня у Зимы новоселье,

С вами мы приглашены на новоселье (дети вытягивают руки вверх, в стороны).

Дом построен изо льда (дети стучат кулачком сверху кулачка).

А какой нижины? (Хором)  Вот такой нижины! (приседают).

А какой ширины? (Хором)  Вот такой ширины! (разводят руки в стороны).

  1. Просмотр видеофрагмента «Жизнь ёлочки после праздника».

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста (2 мин.).

У: Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.-Х.Андерсена «Ель»? Объясните почему?

Приём «шести шляп».

«Красная шляпа»: - Какие чувства у вас вызывает ель?

«Жёлтая шляпа»: - Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?

«Зелёная шляпа»: - Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

«Чёрная шляпа»: - О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?

«Белая шляпа»: - Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?

«Синяя шляпа»: - Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

(Дети по желанию выбирают цвет шляпы и готовят свои высказывания.

Каждый ребёнок определялся, на какой вопрос он хочет искать ответ.

Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения (2 мин.).

У:

- Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена – это люди?

- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

- Как называется такой приём в литературе?  (Олицетворение)

Слайд 7.

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.

- Конец у сказки очень грустный: ель умирает. Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума?

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самое ценное).

9. Рефлексия (2 мин.).

У: Составим синквейн, чтобы лучше понять чувства, настроение главной героини сказки. (запись на доске)

Ель

(Какая она и почему?)

Чудесная, маленькая, хорошенькая

(Что делает ель?)

Мечтает, вздыхает, дрожит, радуется, трепетала

(Выразим своё отношение к лисе: «Кто она по сути своей?»)

Мечтательница, бедняжка

(Как автор относится к ели?)

Бедная ёлка

Используя синквейн, рассказать об отношении сказочника к ели.

Слайд 8.

Дети: Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, всё время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло её счастья. Бедная ёлка!

10. Подведение итога урока (1 мин.)

Слайд 9.

У: 

- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

- О чём заставляют задуматься сказки Г.-Х.Андерсена?

- Один ученик сказал, что сказки Андерсена познавательные. Это правда?

11. Домашнее задание (1 мин.).

Слайд 10.

На выбор:

1). Перечитать сказку, разделить её на части и озаглавить их (составить план);

2). Составить диафильм к сказке;

3). Придумать другую концовку к сказке «Ель».

Слайд 11.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе.Тема "Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)" А.С.Пушкин.

На уроке обобщаются и закрепляются знания  по сказке, обогащается словарный запас учащихся. Перед уроком проводилась поисковая работа: ученики подбирали материал о семье А.С.Пушкина. На уроке исп...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....