Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_2kl._gusi-lebedi.docx | 68.16 КБ |
gusi-lebedi.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №51
Куйбышевского района г.о. Самара
Методическая разработка
урока литературного чтения во 2 классе
по теме:
Жанровые особенности русской народной сказки
«Гуси – лебеди»
(УМК «Школа России»)
Составитель:
Альфутина Н.А.
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 51
Куйбышевского района г.о.Самара.
Самара, 2013г.
План – конспект урока
- Альфутина Наталья Александровна.
- МБОУ СОШ №51 Куйбышевского района г.о. Самара.
- Учитель начальных классов.
- Предмет- литературное чтение.
- 2 класс.
- Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»
- Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»
- Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».
- Задачи:
- Обучающие: выявить жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».
- Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.
- Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.
10.Тип урока – комбинированный.
11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.
13. Структура и ход урока:
- Организационный момент.
(Вступительное слово учителя)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
-Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.
- Вызов.(Актуализация опорных знаний.)
Создание проблемной ситуации.
(Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)
-Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»- сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)
-Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)
- Работа по теме урока.
Повторение содержания сказки.
-Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)
-Прочитайте задание. (Дети читают задание)
-Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах. ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга, говорить хором во время работы в парах. Надо уметь слушать одноклассника, высказывать свое мнение.)
(Работа в парах.)
- Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)
- Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).
- Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.
(Физминутка)
Мы по лугу прогулялись
И немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)
-Пока мы с гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)
- Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)
- Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)
- Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.
(Работа в группах.)
- Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе. (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)
- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)
- Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)
- Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)
- Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)
- Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)
(Выборочное чтение.)
- Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)
- Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)
-Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)
- Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)
- Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)
- Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)
- Ну что ж, молодцы, ребята.
4.Закрепление .
( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)
- А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание. (Дети выполняют задание) (Прил.2.)
- А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание. (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.
5. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Перечислите признаки волшебной сказки.
- Какой урок вы извлекли для себя из сказки?
6. Рефлексия.
- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (На доске изображение яблони.)
- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
7. Домашнее задание. (По выбору)
Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».
Список литературы
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. - М: Просвещение,2012г.
- Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.
- Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.
Приложение 1
Приложение 2
Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки
«Гуси-лебеди».»
- Отметь волшебную сказку:
А) «Каша из топора»
Б) «Гуси-лебеди»
В) «Лиса и Тетерев
- Отметь отличительные черты волшебной сказки:
А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса
Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор
В) Главные герои сказки-животные
Г) Троекратный повтор
- Дополни список волшебных сказок:
«Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…
14. Технологии, используемые на уроке
№ | Этап урока | Название технологии | Время (в мин.) |
1. | Вызов, осмысление | Технология развития критического мышления (прием «кластер») | 5 минут 10 минут |
2. | Вызов, повторение, осмысление, контроль. | ИКТ- технология | 10 минут |
3. | Физминутка, работа в группах | Здоровьесберегающие технологии | 7 минут |
4. | Закрепление (тест) Домашнее задание | Уровневая дифференциация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ?
А тут и отец с матерью пришли.. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка – скажу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика. Поешь моего лесного яблочка – скажу. Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! А тут и отец с матерью пришли..
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ Волшебные герои Троекратный повтор Волшебные помощнники Герой становится лучше Добро побеждает зло
Ключ ответов к тесту 1 Б 2 А, Г 3 ?
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....