Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бараева Ирина Викторовна

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивного чтения. Урок украшен небольшими театральными постановками: кукольный спектакль, декламация прозы и басен, литературные загадки.

Внимание! Данный материал участвует в конкурсе. Доступ к полной версии ограничен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteni_4_klass_l._n._tolstoy.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

4 класс.

ОС «Школа 2100»

Тема: Л. Н. Толстой – народный учитель (сказка «Два брата»).

 Художественная задача: ненавязчивое поучение о выборе своей дороги в жизни.

Цель: провести рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных  персонажей и биографии Л. Н. Толстого.

Задачи: 1. Дать представление о Л. Н. Толстом как народном учителе.

                2. Помочь в понимании жизненной мудрости «каждый человек сам            строит своё счастье».

                3. Учить правильному и умелому использованию речи для передачи своих мыслей, чувств.

                 4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Учебник: Литературное чтение. В океане света. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: Баласс, 2013.

Оборудование: мультимедийная презентация, кукольный театр, раздаточный и демонстрационный материал, толковые словари.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование оборудо

вания

I. Организация класса.

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас урок литературного чтения, надеюсь, он будет для всех интересным и познавательным.

II. Актуализация знаний.

1. Мобилизация внимания.

Перед нами портреты русских писателей. (Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов)  

-Послушайте цитату и скажите, о ком идёт речь.

«Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут… , так и зовите меня».

Речь идёт о русском писателе Л. Н. Толстом. Так он говорил крестьянским ребятишкам, которые пришли учиться в его школу и смущались.

Портреты писате-

лей (Слайд 1)

2. Вступительный рассказ и формулирование темы.

Книги этого великого русского писателя уже более ста лет с огромным интересом читают люди на всей земле. Удивительно, как удалось одному человеку показать в своих произведениях события целого столетия (1828-1910). Рассказать о мыслях и самых тонких движениях души различных людей: крестьянина, помещика, молодой девушки, мальчика. Для этого, казалось, надо прожить несколько таких долгих жизней, как жизнь Льва Николаевича Толстого.

- Попробуйте предположить тему урока.

-В процессе работы мы уточним тему урока.

Произведения для детей Л. Н. Толстого.

Слайд 2

Открыть часть темы

3. Составления кластера «Личность

Л. Н. Толстого».

-Что вы знаете о Л. Н. Толстом как о  многогранной личности?

Граф

Русский офицер

Образованный человек (полиглот)

Принадлежал к древнему русскому роду, носил титул графа.  Его предок,  П. А. Толстой, был сподвижником Петра I. Находился в родстве с А. С. Пушкиным. Однако барство было ему ненавистно. Сам жил он скромно, старался сам обслуживать себя, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать.

В 1851г. поступил на военную службу и уехал на Кавказ. Там он хотел испытать себя, храбрый ли он человек. Во время Крымской войны командовал батареей в Севастополе, осаждённом вражескими войсками. В окопах, под пулями он написал «Севастопольские рассказы». Толстой в течение 11 месяцев был примером мужества и бесстрашия для многих.

В 16 лет поступил в Казанский университет. Проучившись три года, стал заниматься по собственному плану. Занимался историей, медициной, сельским хозяйством, юридическими науками, музыкой, рисованием. Был поразительно способен к иностранным языкам. Он свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, сербском и чешском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и др. языки.

Слайд 3

Материал урока участвует в конкурсе. Доступ ограничен.

V. Итог урока.

-Закончи предложение: «Сказка «Два брата» помогла мне понять…»

Рабочий лист

VI. Оценивание  учащихся.

-Чьи ответы на уроке понравились больше всего?

Рефлексия: Оцените свою работу с помощью кубика (Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

VII. Домашнее задание (по выбору)

1. Пересказ сказки.

2. Прочитать другие тексты Л. Н. Толстого для детей и определить в чём их ценность для читателя.

3. Придумать свою надпись на камне счастья.

Рабочий лист

Приложение 1.

Физминутка.

А сейчас мы поиграем так, как  дети играли со Львом Николаевичем.

Дети становились в круг, размахивали руками и качались в разные стороны, изображая метель, и пели:

Потом дети делали быстрые движения руками, как будто что-то надевали, как будто что-то пристёгивали и побежали по кругу.

Внезапно остановились, пошли медленнее – это приехали в лес. Руками дети показывали как происходит рубка леса, валились деревья, обрубались сучья.

В конце концов все устали от работы.

Лев Николаевич вдоволь налюбовавшись детьми, выходил к ним на площадку, ходил среди них и разговаривал:

-Ну спасибо, что попели. Поплясали!

Хорошо ты пляшешь. Кто ж тебя так научил?

-Хорошо, хорошо! И ты ловко коленочки выкидываешь!

Вдоль по улице метелица метёт,

Скоро вся она дорожки заметёт.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжём мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Только щепочки по лесу полетят.

А из леса мы тихонько пойдём

И в ладоши так пришлёпывать начнём.

А ногами-то притопывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

Я сам научился.

Приложение 2.

Рабочий лист по литературному чтению

учени___ 4б класса лицея_______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"

Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....