Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Если добрый ты – это хорошо!»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения "Если добрый ты - это хорошо!" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Поповка
Урок литературного чтения в 3 классе на тему:
«Если добрый ты – это хорошо!»
Учитель: Яшина Любовь Алексеевна
2014 год
Тема. «Если добрый ты – это хорошо!»
Цели и задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания школьников о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.
Подготовительная работа. Дети читали книги о дружбе, изготавливали наглядный материал.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с мультипликационными фильмами «Крошка енот», «Приключения кота Леопольда»; наглядный материал – солнышко грустное, солнышко веселое, макеты деревьев и цветов, модель улыбка, вырезанные из бумаги ладошки детей, сундучок с предметами: яблоко, открытка, семечко, цветок, клубок со спицами.
Оформление доски. Солнышко грустное, солнышко веселое. По ходу работы на доске вывешивается улыбка, ладошки детей.
1. Организационный момент.
(Звучит мелодия из мультфильма «Крошка енот»). Дети в классе рассаживаются полукругом на стульчиках.
2. Основная часть.
Вступительное слово учителя.
У. Добрый день ребята, добрый день гости. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
У. Сегодня, ребята, тема нашего урока «Если добрый ты – это хорошо!
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Высказывания детей).
В словаре Сергея Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – все положительное, хорошее, полезное.
- А как вы думаете, где живет доброта? (Высказывания детей).
Послушайте стихотворение о том, где может жить доброта. А прочитает нам его Настя.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
У. Доброта, в первую очередь, должна жить в наших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – сады.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, цветок за цветком мы создадим этот сад. Если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, то в классе у нас вырастет красивый сад.
- Первое задание, которое нам предстоит выполнить «Где спряталось добро?»
У. Посмотрите на доску. Каким вы видите солнышко? (Грустным. Оно спит). Нам нужно постараться его разбудить, чтобы оно стало веселым, ярким, теплым.
На доске записаны слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Примеры: добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день, добрый сосед и т.д)
- Давайте постараемся объяснить значение этих слов. (Высказывания детей).
- Молодцы, ребята. Вы верно понимаете значение данных слов.
- Добрый сосед. Когда так говорят? Назовите своих соседей. Можете вы их назвать добрыми? Почему? (Высказывания детей).
- Молодцы.
У. В народе всегда относились к доброте по – особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Какие пословицы о доброте вы знаете? (Дети высказываются).
1. На добрый привет - добрый ответ.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Жизнь дана на добрые слова.
4. Учись доброму, дурное на ум не пойдет.
У. С этим заданием вы справились правильно. Сейчас в нашем классе «вырастет» первое дерево. (Ученик «высаживает» дерево).
- Задание «Улыбка доброты».
У. Ребята, скажите, а как можно определить, что человек добрый? (Высказывания детей – он улыбается).
Какое огромное значение имеет улыбка. Об этом нам споет Крошка енот из мультипликационного фильма. (Дети смотрят мультфильм и подпевают песню «Улыбка»).
У. Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу, говоря при этом что – то доброе, хорошее. и так далее. Последний из вас приклеит улыбку на доску. (Дети передают друг другу вырезанную из бумаги модель улыбки и говорят пожелания).
У. От улыбок вокруг все становится добрым, веселым. Я думаю, что мы с вами можем посадить еще одно дерево. (Ученик «высаживает» дерево).
- Путешествие в сказку.
У. А сейчас мы отправимся в сказку.
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли в автобус, делаете какие – либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Дети называют героев: Василиса Премудрая, Варвара краса – длинная коса, Елена Прекрасная и другие).
- Правильно. Молодцы.
У. Представьте себе, что вы стали волшебниками. Какие добрые дела вы бы совершили с помощью данных предметов. (Яблоко, открытка, семечко, цветок, клубок со спицами, книга). (Данные предметы достаю из сундучка по одному).
- Какую вещь назвали бы вы, которая могла бы сделать полезное дело? (Высказывания детей).
- Хорошо, молодцы. Вы рассказали о хороших, добрых поступках. И я верю, что на самом деле вы их, конечно же, можете сделать, если представится случай. Я считаю, что в нашем саду можно посадить ещё одно дерево - дерево радости, улыбок.
- Физминутка «Бабочка».
(Ученик проводит физминутку).
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- «Доброе сердце».
У. Ребята, а вот какое доброе дело сделает мальчик из стихотворения Садовского «Доброе сердце», нам расскажет Сережа.
Я как – то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу, чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого, его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, она сказала, -пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка…
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, сказала мама , -пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка …
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху, и заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - «Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдется место!
У. Какое доброе дело сделал мальчик? Поддержала ли его мама? (Высказывания детей).
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
- А может быть и вам приходилось кого – нибудь спасать, жалеть? (Дети рассказывают истории, если с ними что – то подобное случалось).
У. Копилка добрых поступков наполняется. Это очень приятно нам всем.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря!
- Сейчас мы посадим еще одно дерево, дерево доброты. Вы согласны со мной? (Ученики «высаживают» еще одно дерево).
- «Я и мои друзья».
У. Человеку не прожить без дружбы. Согласны? Расскажите о своих друзьях. (Ребята рассказывают о своих лучших друзьях).
Дружить можно со всеми и с кем – то одним. Но все – таки самая главная дружба начинается в семье, ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе, доброте. Какие сказки и рассказы о дружбе вы знаете, прочитали? (Дети говорят о прочитанных книгах).
- О чем рассказ «Мама, не грусти?» (Высказывания детей).
- А была ли подобная ситуация у нас в классе? (Случай с Алсу). (Девочка долго лежала в больнице. Ребята писали ей письма, делали подарки своими руками и пересылали ей, звонили по телефону. Они поддерживали с ней тесную связь).
У. - Нужно всегда вовремя протянуть руку помощи.
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
У. Ребята, а какие основные законы дружбы вы знаете? (Высказывания детей).
Символом классной дружбы будут ваши ладошки с пожеланиями друг другу. (Дети выходят к доске, читают пожелания и прикрепляют свою ладошку на доску).
Если все вокруг подружатся-
Улыбнется вся Земля!
- Сейчас мы «посадим» дерево дружбы в нашем саду.
У. Ребята, есть добрые слова, которые всем приятно слушать, а есть слова, которые могут обидеть.
Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.
Так давайте назовем еще раз добрые слова, чтобы разбудить наше солнышко. (Дети называют добрые слова).
- Посмотрите, ребята, солнышко проснулось. (На доску вывешивается веселое солнышко). Изменилось оно? Каким оно стало? (Высказывание детей).
- А сейчас нам Женя прочитает стихотворение «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Спасибо, Женя.
- Как вы считаете, легко ли быть добрым? Что приносит доброта людям?
7. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение на тему: «Какие качества я ценю в людях»
8. Подведение итогов.
У. Посмотрите, дети, какие красивые деревья выросли в нашем саду. Давайте вокруг них разобьем цветочную клумбу. Сад станет еще красивее от этого. (Дети «высаживают» цветы вокруг деревьев).
- Молодцы. Получилось очень красиво.
У. Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами, как показано в мультфильме. (Ребята смотрят отрывок из мультфильма «Приключения кота Леопольда».
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
У. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".
Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...
Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "С.Михалков Рисунок, Если"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: С.В. Михалков «Если» , «Рисунок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве С.В. Миха...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....