Урок-исследование волшебной сказки в 4 классе Программа ПНШ (Литературное чтение)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование волшебной сказки 4 класс ПНШ | 38.08 КБ |
презентация к уроку | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование волшебной сказки на примере русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» 4 кл. ПНШ
Раздаточный материал:
1) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
2) таблица для групповой работы:
Признаки волшебной сказки |
Фиксация присутствия или отсутствия признака. |
1. Борьба добра со злом | |
2. Троекратные пвторы | |
3. Волшебные числа | |
4. Волшебные события | |
5. Волшебные существа | |
6. Два мира: свой реальный и волшебный | |
7. Тотемизм | |
8. Главный герой ущербный | |
9. Путешествие, совершение подвигов или выполнение приказа |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературного чтения присутствуют гости, посмотрим, улыбнемся всем присутствующим и сядем.
- Посмотрите на первый слайд: подумайте, на что я хочу настроить вас, обратите внимание на детали! (слон с большими ушами и сова с большими глазами: все слушать и видеть)
- Вы также обратили внимание, что вы сидите в группах. Скажите, какие качества вам пригодятся на уроке? (терпение, умение слушать, не перебивать….)
- Совершенно верно: эталонами урока будут ТЕРПЕНИЕ В УЧ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЗАИМОПОМОЩИ
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое сказка, признаки волшебной сказки, читали волш. Сказки…).
- Ребята, на сегодняшнем уроке у нас будут два шага: ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ. Как вы считаете, что мы будем повторять и что исследовать.
- Вы правильно сформулировали тему урока: «Исследование волшебной сказки»
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Итак, начинаем с первого шага: Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)
Стихотворение о сказке ( 1 ученик)
−Спасибо! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)
- Назовите известные вам признаки волшебной сказки? (Троекратное повторение, путешествие, волш. Помощники, волшебные герои, тотемы)
Предполагается работа со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», которые учащиеся читали заранее на предыдущем уроке.
РАБОТА В ГРУППАХ:
3. Исследование сказки «Крошечка-Хаврошечка»
- А сейчас я предлагаю вам исследовать сказку «К-Х». У вас на столе таблицы с признаками волшебной сказки. Те строчки в сказке, которые подтверждают этот признак можете подчеркнуть карандашом. Запишите результаты своих исследований в правую колонку и постарайтесь дать обоснованный ответ.
Физкультминутка.
5. Выступление групп.
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
6. «Минутка эрудиции» (учитель рассказывает интересную информацию, обобщает ответы детей)
У древнего человека было свое языческое представление о мире, которые находили воплощение в сказках, а некоторые из них до сих пор находят отголоски и в наше время!!!
- Например, древний человек верил, что часть сохраняет целое: был обычай вешать над входом в дом голову медведя или лося, считалось, что он охраняет дом.
- Все в мире др. человек делил на свой мир и чужой мир: день/ночь, свет/тьма, право/лево
Обычай- поплевать через левое плечо, то есть в тот мир и злые духи отойдут.
Свои цвета и чужие цвета: золотой, белый, черный. Поэтому в сказках на деревьях растут
золотые яблочки.
3) Тотемизм: вера в то, что племя произошло от какого-то животного.
- Перечислите сказки, в которых животное превращается в человека (финист Ясный сокол, царевна-Лягушка, девицы-голубицы, русалки). Обратили внимане, что девочку зовут Хаврошечка? Почему? Кого зовут хавроньей? (свинью)
- Считалось, что если человек пройдет через тотемное животное, он станет непобедим. Как в сказке «К-Х». Даже сегодняшним малышам в кроватку ложат плюшевого медвежонка. Зачем???? (он охраняет малыша, делает его сильнее)
7. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам, будем сочинять свои сказки.)
8. Рефлексия учебной деятельности.
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В групповой работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в своей работе (если была).
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.
9) Синквейн к уроку (СКАЗКА)
1 строка ________ 1 слово (имя существительное)
2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное)
3 строка ________ ________ _______ 3 слова (глаголы)
4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов
5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)
10) Домашнее задание:
По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».
Познакомься с правилами написания синквейна.
Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.
В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.
1 строка ________ 1 слово (имя существительное)
2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное или причастие)
3 строка ________ ________ _______ 3 слова (действие - глаголы)
4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов
5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи
Например:
Школа
Радостная, шумная
Учимся, познаём, исследуем
Дети и учителя всегда вместе!
Ура!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- исследование: "Признаки волшебной сказки".
Организация исследовательской деятельности на уроке литературного чтения....
Проект по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс УМК "Школа России"
Проект "Сочиняем волшебную сказку". был проведен с обучающимися 3 класса на уроке литературного чтения. Цель которого - создать условия на уроке для ор...
Защита проекта по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заране...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Анализ урока литературного чтения на тему " Волшебные сказки" 3 класс
Работа посвящена анализу урока литературного чтения, проведенного в 3 классе на тему "Волшебные сказки". В ней отражены цели и задачи данного урока, отмечены преимущества и недостатки данног...