Защита проекта по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта.
Работа над творческим проектом «Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку» способствовала формированию универсальных учебных действий, таких как: умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить информацию; осмыслять полученную информацию в процессе исследования. Способствовала развитию творческих способностей, фантазии, личностных нравственных ориентиров, повышению мотивации учебной деятельности и познавательного интереса к чтению. Данный проект является групповой творческой работой по созданию книги "Сказки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_proekta_sochinyaem_skazku.docx | 29.35 КБ |
sochinyaem_skazku.pptx | 88.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённоеобразовательное учреждение
«Еманжелинская средняя общеобразовательная школа» Еткульского района
Творческий проект
«Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку»
Выполнили:
обучающиеся 3 «б» класса:
Руководитель:
Лычагина Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
Еманжелинка, 2018 г.
(Слайд № 1)
Мы очень любим читать сказки. Они волшебные, красивые, страшные, завораживающие… В них много интересного, познавательного.
Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из « уст в уста». И в современном мире интерес к сказкам не угасает, наоборот, люди придумывают всё больше новых и интересных сказок. Ведь сказки нужны и взрослым, и детям. Они учат добру, милосердию, мудрости, честности.
На уроке литературного чтения мы познакомились с народными волшебными сказками: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Сказки нас заинтересовали, и мы решили создать свои волшебные сказки, сделать иллюстрации, инсценировать их. Так родился наш творческий проект «Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку»
Слайд № 2
Цель проекта: придумать и записать волшебную сказку
Задачи: - изучить особенности волшебных сказок;
- сочинить волшебные сказки;
- создать сборник волшебных сказок
Сказка – это жанр литературного творчества.
В толковом словаре русского языка Ожегова сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»
Слайд № 3
Сказки бывают про животных, бытовые и волшебные.
Слайд № 4 Структура волшебной сказки:
- Зачин.
- Запрет, обращённый к герою
- Нарушение запрета
- Вредительство злого персонажа
- Испытание
- Появление героя – помощника
- Наказание отрицательного персонажа
- Счастливый конец
Читая сказки на уроках чтения, мы выяснили структуру волшебных народных сказок.
В русских народных сказках есть зачин: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»
В любой из этих сказок есть запрет на что – либо. « Не пей водицу из копытца…», «Не оставляй братца одного на улице…»
Как правило, идёт нарушение запрета: попил водицы из копытца; заигралась, оставила братца без присмотра.
Обязательно имеется злой персонаж: ведьма, Кощей Бессмертный
Мы заметили, что каждый герой проходит ряд испытаний, чтобы вернуться домой к своей прежней жизни. Обычно таких испытаний бывает три.
В какой – то момент появляется герой - помощник, который дарит волшебные предметы или помогает сам пройти герою испытания (Серый волк, Сивка-бурка)
В конце – концов, отрицательный герой несёт наказание.
Положительный герой возвращается домой, встречается с близкими. И живут они долго и счастливо.
Анализируя и сравнивая прочитанные сказки мы определили признаки волшебных сказок (слайд №5 )
- особая композиция;
- троекратное повторение;
- положительные и отрицательные герои;
- сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
- чудесные превращения;
- добро побеждает зло
Зная примерную схему простой волшебной сказки, мы попробовали сочинить свои. Записали их, проиллюстрировали и создали книгу – сборник волшебных сказок (демонстрация книги)
А теперь предлагаем вашему вниманию наши сказки.
Инсценировка сказок.
Слайд № 6
Выводы: Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть борьба добра со злом, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности.
Практическое применение: думаем, что наша работа может помочь начинающим сказочникам и может быть использована:
- на уроках литературного чтения
- на уроках развития речи
- на классных часах
Сказка «Волшебный орех»
Жили - были дед да баба, и не было у них детей. Как-то раз пошли они в лес по грибы да по ягоды. Долго ходили по лесу и набрели на поляну, а посередине поляны стоит гриб-боровик. Да такой красавец! Хотел было дед его срезать, глядит, а на том месте уже не гриб, а красивый молодец стоит. Удивился дед: - Что за чудо такое?
А молодец ему и говорит:
- Не удивляйся, дед, я грибной царь, хочу Вам с бабкой помочь. Вот Вам орех, посадите его в горшок, полейте и вырастет из него цветок, а в нем будет то, о чем вы так долго мечтаете.
Вернулись дед с бабкой домой, и сделали всё так, как сказал им грибной царь. Через некоторое время вырос из ореха цветок, раскрылся, а там сидела маленькая девочка.
- Ты кто? – спрашивают
- Я ваша дочка.
Обрадовались старики и назвали дочку Машенька. Машенька росла не по дням, а по часам, выросла красавицей и во всем помогала родителям.
Рядом в лесу жила злая колдунья. Она очень завидовала красоте Машеньки и решила погубить её. Однажды уехали родители в город, а колдунья тут как тут. Притворилась страницей и говорит:
- Издалека я иду, устала. Не дашь ли водицы испить, милая девушка?
Машенька вынесла ей воды, колдунья напилась, поблагодарила и дала ей яблоко:
- Вот тебе гостинец за твою доброту - яблочко наливное, кушай на здоровье.
- Спасибо, бабушка.
А яблоко-то было отравленное. Откусила Машенька яблоко и упала замертво.
Вернулись родители из города, увидели Машеньку на лавке и стали горевать. Вспомнил старик про грибного царя и пошел его искать. Долго ходил он по лесу, устал, сел на пенёк отдохнуть. Глядит, а перед ним стоит Грибной царь и говорит:
- Не меня – ли ты ищешь, старик?
Поделился дед своим горем:
- Отравила нашу дочку Машеньку злая колдунья. Вот пришёл к тебе за помощью.
-Не печалься старик, - говорит грибной царь, - помогу я вашему горю. Есть у меня волшебное средство. Идём скорее.
Пришли они в дом, Машенька лежит на лавке бездыханная. Царь подошёл к ней, сбрызнул лицо сначала мертвою водой, потом живою водой, Машенька ожила и стала ещё краше. Царь увидел её и влюбился. Тут же сыграли они свадьбу и стали жить-поживать и добра наживать.
Сказка про царя Нептуна и Морское Чудовище
В некотором царстве в морском государстве жили-были царь Нептун с царицей Афиной. И была у них красавица-дочка Алекса.
Однажды Нептуна не было дома. В замок проникло морское чудовище и похитило Афину с Алексой.
Вернувшись, Царь Нептун погоревал немного и отправился на их поиски. Долго-ли, коротко-ли он путешествовал по океану и встретил дельфина, который запутался в сетях. Нептун достал свой волшебный трезубец и освободил дельфина. И тут дельфин заговорил человечьим голосом:
-Спасибо, Царь Нептун, за спасение. Почему ты такой печальный?
- Как же мне не печалиться? – говорит Нептун - Похитило Морское чудовище моих родных: жену и красавицу-дочку. Вот теперь ищу их по всему океану.
-Я помогу тебе, – говорит Дельфин - Я знаю, где находится замок морского чудовища. Но победить его будет нелегко. Его смерть спрятана в жемчужине, жемчужина в ракушке, а ракушка в сундуке. Сундук стоит в пещере, а пещеру охраняет зубастая акула.
-С акулой я справлюсь с помощью волшебного трезубца, ты только покажи мне дорогу.
И отправились они в путь. Долго-ли, коротко-ли плыли они по морю-океану, наконец-то, добрались до пещеры. А пещера та была в скале, а на скале стоял замок морского чудовища. Только приблизился Нептун к пещере, как из нее выплыла огромная зубастая акула и набросилась на царя. Нептун выхватил трезубец и пронзил акулу. Акула тут же превратилась в маленькую рыбку и уплыла. Нептун вбежал в пещеру и вынес сундук. Достал ракушку, а из ракушки-жемчужину. Изо всех сил он ударил жемчужину о камень. Жемчужина раскололась на маленькие кусочки. И тут же все вокруг задрожало, забурлило, скала и замок разрушились. А из развалин вышли Афина и Алекса, живые и невредимые. Нептун обнял своих родных и хотел познакомить их с Дельфином. Смотрит, а рядом стоит принц. Удивился Нептун, а принц говорит:
- Не удивляйся, царь Нептун. Я вовсе не дельфин, а принц. Морское Чудовище погубило моих родителей, а меня заколдовало. И вот теперь с его смертью злые чары развеялись. Благодарю тебя, Нептун, за спасение.
Обрадовался Нептун и предложил принцу жениться на своей дочери Алексе. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить поживать, да добра наживать.
Сказка «Волшебная горошина»
Жили - были дед да баба, и не было у них детей. Как-то раз перебирала баба горох. Одна горошина упала на пол и закатилась в щель. Через некоторое время из горошины вырос цветок. Смотрят дед с бабой, а в цветке сидит девочка и говорит им:
- Я ваша дочка, а зовут меня Настенька.
Обрадовались старики, будет теперь им помощница. Настенька росла не по дням, а по часам и стала просто красавицей: лицом белая, глаза синие, русая коса ниже пояса. И жених сыскался ей – добрый молодец Иванушка. Стали они готовиться к свадьбе.
А неподалеку жил колдун. Увидел он в волшебное зеркало Настеньку и захотел взять ее в жены. Оборотился ястребом и похитил Настеньку. Погоревал Иванушка, да делать нечего, отправился на поиски невесты. Долго ли, коротко ли ездил он по свету и оказался в дремучем лесу. Смотрит, стоит избушка на курьих ножках, а на крылечке сидит Баба Яга и спрашивает:
- Куда путь держишь, добрый молодец?
- Ищу свою невесту Настеньку. Ее похитил злой колдун.
- Я могу тебе помочь. Если отгадаешь мои загадки, дам тебе лук с серебряными стрелами.
- Я согласен, - отвечает Иванушка, - загадывай свои загадки.
- Вот тебе первая загадка: Что идёт вперёд и не останавливается?
Подумал Иванушка, да и говорит: - Не остановить, не воротить назад нельзя время.
- Хорошо, слушай вторую загадку: Что нужнее золота и важнее славы?
Почесал Иванушка затылок да и говорит: - Нужнее золота и важнее славы – здоровье, его ни за какие деньги не купишь.
- Вот тебе третья загадка: Без чего голова как пустой котёл?
Тут Иванушка даже думать не стал и говорит: - Без ума!
-Молодец, Иванушка! Вот тебе лук со стрелами и клубочек. Он приведет тебя к замку колдуна.
Поблагодарил Иванушка Бабу Ягу. Бросил клубок и побежал за ним. Скоро привёл его клубок прямо к замку колдуна. А колдун глянул в волшебное зеркало и увидел Иванушку. Тут же оборотился в ястреба, вылетел из замка и бросился на Иванушку. А молодец не растерялся, натянул лук и выстрелил. Попала серебряная стрела прямо в сердце ястреба. Упал он на землю и превратился в прах. А Иванушка пошёл в замок, нашёл свою Настеньку, и отправились они в обратный путь. Добрались до дому, а там их уже родители дожидаются.
В этот же день сыграли свадьбу. Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: придумать и записать волшебные сказки Задачи: - изучить особенности волшебных сказок ; - сочинить волшебные сказки; - создать сборник волшебных сказок.
Сказки : про животных бытовые волшебные
Структура волшебной сказки: Зачин. Запрет, обращённый к герою Нарушение запрета Вредительство злого персонажа Испытание Появление героя – помощника Наказание отрицательного персонажа Концовка
П ризнаки волшебных сказок: особая композиция: зачин, испытание героя, концовка; троекратные повторы; положительные и отрицательные герои; сверхъестественные силы, помощники, магические предметы; чудесные превращения; добро побеждает зло
Выводы: Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть борьба добра со злом, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
Методическая разработка "Защита проекта на английском языке в 5 классе "Дом моей мечты".
В методической разработке представлена технологическая карта итогового урока по теме "Мой дом". ...
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Защита проектов по курсу ОРКСЭ в 4 классе.
Обобщение собственного опыта работы по защите проектов в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»....
Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...