Защита проекта по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лычагина Ольга Борисовна

           Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта.

            Работа над творческим проектом «Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку» способствовала формированию универсальных учебных действий, таких как: умение планировать деятельность, время, ресурсы;  умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить информацию; осмыслять полученную информацию  в процессе исследования.  Способствовала развитию творческих способностей, фантазии,  личностных нравственных ориентиров, повышению мотивации учебной деятельности и познавательного интереса к чтению. Данный проект  является групповой творческой работой по созданию книги "Сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_proekta_sochinyaem_skazku.docx29.35 КБ
Файл sochinyaem_skazku.pptx88.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённоеобразовательное учреждение

«Еманжелинская средняя общеобразовательная школа» Еткульского района

Творческий проект

«Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку»






Выполнили:

обучающиеся 3 «б» класса:


Руководитель:

Лычагина Ольга Борисовна,

учитель начальных классов


Еманжелинка, 2018 г.

 (Слайд № 1)

Мы очень любим читать сказки. Они волшебные, красивые, страшные, завораживающие… В них много интересного, познавательного.

Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из « уст в уста». И в современном мире интерес к сказкам не угасает, наоборот, люди придумывают всё больше новых и интересных сказок. Ведь сказки нужны и взрослым, и детям. Они учат добру, милосердию, мудрости, честности.

На уроке литературного чтения мы познакомились с народными волшебными  сказками: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Сказки нас заинтересовали, и мы решили создать свои волшебные сказки, сделать иллюстрации, инсценировать их. Так родился наш творческий проект «Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку»

Слайд № 2

Цель проекта: придумать и записать волшебную сказку

Задачи:  -  изучить особенности волшебных сказок;

                - сочинить  волшебные сказки;

                - создать сборник волшебных сказок


Сказка – это жанр литературного творчества.

В толковом словаре русского языка Ожегова сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Слайд № 3

Сказки бывают про животных, бытовые и волшебные.

Слайд № 4 Структура волшебной сказки:

  1. Зачин.
  2. Запрет, обращённый к герою
  3. Нарушение запрета
  4. Вредительство злого персонажа
  5. Испытание
  6. Появление героя – помощника
  7. Наказание отрицательного персонажа
  8. Счастливый конец

Читая сказки на уроках чтения, мы выяснили структуру волшебных народных сказок.

В русских народных сказках есть зачин:  «Жили-были»,  «В некотором царстве, в некотором государстве»

В любой из этих сказок есть запрет на что – либо. « Не пей водицу из копытца…», «Не оставляй братца одного на улице…»

Как правило, идёт нарушение запрета: попил водицы из копытца; заигралась, оставила братца без присмотра.

Обязательно имеется злой персонаж:  ведьма, Кощей Бессмертный

Мы заметили, что каждый герой проходит ряд испытаний, чтобы вернуться домой к своей прежней жизни. Обычно таких испытаний бывает три.

В какой – то момент появляется герой - помощник, который дарит волшебные предметы или помогает сам пройти герою испытания (Серый волк, Сивка-бурка)

В конце – концов, отрицательный герой несёт наказание.

Положительный герой возвращается домой, встречается с близкими. И живут они долго и счастливо.

Анализируя и сравнивая  прочитанные сказки мы определили признаки волшебных сказок  (слайд №5 )

  • особая композиция;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
  • чудесные превращения;
  • добро побеждает зло

     Зная примерную схему простой волшебной сказки, мы попробовали сочинить свои. Записали их, проиллюстрировали и создали книгу – сборник волшебных сказок (демонстрация книги)

А теперь предлагаем вашему вниманию наши сказки.

Инсценировка сказок.

Слайд № 6  

Выводы:  Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть   борьба добра со  злом, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности.

Практическое применение: думаем, что наша работа может помочь начинающим сказочникам и может быть использована:

- на уроках литературного чтения

- на уроках развития речи

- на классных часах

Сказка «Волшебный орех»

Жили - были дед да баба,  и не было у них детей. Как-то раз пошли они в лес по грибы да по ягоды. Долго ходили по лесу и набрели на поляну, а посередине поляны стоит гриб-боровик. Да такой красавец! Хотел было дед его срезать, глядит, а на том месте уже не гриб, а красивый молодец стоит.  Удивился дед: - Что за чудо такое?

А молодец ему и говорит:

- Не удивляйся, дед, я грибной царь, хочу Вам с бабкой помочь. Вот Вам орех, посадите его в горшок, полейте и вырастет из него цветок, а в нем будет то, о чем вы так долго мечтаете.

Вернулись дед с бабкой домой, и сделали всё так, как  сказал им грибной царь. Через некоторое время  вырос из ореха цветок, раскрылся, а там сидела маленькая девочка.

- Ты кто? – спрашивают

- Я ваша дочка.

Обрадовались старики и назвали дочку Машенька. Машенька росла не по дням,  а по часам, выросла красавицей и во всем помогала родителям.

Рядом в лесу жила злая колдунья. Она очень завидовала красоте Машеньки и решила погубить её. Однажды уехали родители в город, а колдунья тут как тут. Притворилась страницей и говорит:

- Издалека я иду,  устала. Не дашь ли водицы испить, милая девушка?

  Машенька вынесла ей воды, колдунья напилась, поблагодарила и дала ей яблоко:

- Вот тебе гостинец за твою доброту - яблочко наливное, кушай на здоровье.

- Спасибо, бабушка.

А  яблоко-то  было отравленное. Откусила Машенька яблоко и упала замертво.

Вернулись родители из города, увидели Машеньку на лавке  и стали горевать. Вспомнил старик про грибного царя и пошел  его искать.  Долго ходил он по лесу, устал, сел на пенёк отдохнуть.  Глядит, а перед ним стоит Грибной царь и говорит:

- Не меня – ли  ты ищешь, старик?

Поделился дед своим горем:

- Отравила нашу дочку Машеньку злая колдунья. Вот пришёл к тебе за помощью.

-Не печалься старик, - говорит грибной царь, - помогу я вашему горю. Есть у меня волшебное средство. Идём скорее.

Пришли они в дом, Машенька лежит на лавке бездыханная. Царь подошёл к ней, сбрызнул лицо сначала мертвою водой, потом живою водой,  Машенька ожила и стала ещё краше. Царь увидел её и  влюбился. Тут же сыграли они свадьбу и стали жить-поживать и добра наживать.

Сказка  про  царя Нептуна и Морское Чудовище

В некотором царстве в морском государстве жили-были царь Нептун с царицей Афиной. И была у них красавица-дочка Алекса.

Однажды Нептуна не было дома. В замок проникло морское чудовище и похитило Афину с Алексой.  

Вернувшись, Царь Нептун погоревал немного и отправился на их поиски. Долго-ли,   коротко-ли он путешествовал по океану и встретил дельфина, который запутался в сетях. Нептун достал свой волшебный трезубец и освободил дельфина. И тут дельфин заговорил человечьим голосом:

-Спасибо, Царь Нептун, за спасение. Почему ты такой печальный?

- Как же мне не печалиться? – говорит Нептун -  Похитило Морское чудовище моих родных: жену и красавицу-дочку. Вот теперь ищу их по всему океану.

-Я помогу тебе, – говорит Дельфин - Я знаю,  где находится замок морского чудовища. Но победить его будет нелегко. Его смерть спрятана в жемчужине, жемчужина в ракушке, а ракушка в сундуке. Сундук стоит в пещере, а пещеру охраняет  зубастая  акула.

-С акулой я справлюсь с помощью волшебного трезубца, ты только покажи мне дорогу.

И отправились они в путь. Долго-ли, коротко-ли плыли они по морю-океану, наконец-то, добрались до пещеры. А пещера та была в скале, а на скале стоял замок морского чудовища. Только приблизился Нептун к пещере, как из нее выплыла огромная  зубастая акула и набросилась на царя. Нептун выхватил трезубец и пронзил акулу. Акула тут же превратилась в маленькую рыбку и уплыла. Нептун вбежал в пещеру и вынес сундук. Достал ракушку, а из ракушки-жемчужину. Изо всех сил он ударил жемчужину о камень. Жемчужина раскололась на маленькие кусочки. И тут же все вокруг задрожало, забурлило, скала и замок разрушились. А из развалин вышли  Афина и Алекса, живые и невредимые. Нептун обнял своих родных и хотел познакомить их с Дельфином. Смотрит, а рядом стоит принц. Удивился Нептун, а принц говорит:

- Не удивляйся, царь Нептун.  Я вовсе не дельфин, а принц.  Морское Чудовище погубило моих родителей, а меня заколдовало. И вот теперь  с его смертью злые чары развеялись. Благодарю тебя,  Нептун,  за спасение.

Обрадовался Нептун и предложил принцу жениться на своей дочери Алексе. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить поживать, да добра наживать.  

Сказка «Волшебная горошина»

Жили - были дед да баба,  и не было у них детей. Как-то раз перебирала баба горох. Одна горошина упала на пол и закатилась в щель. Через некоторое время из горошины вырос цветок. Смотрят дед с бабой, а в цветке сидит девочка и говорит им:

- Я ваша дочка, а зовут меня Настенька.

Обрадовались старики, будет теперь им помощница. Настенька росла не по дням, а по часам и стала просто красавицей: лицом белая, глаза синие, русая коса ниже пояса. И жених сыскался ей – добрый молодец Иванушка. Стали они готовиться к свадьбе.

А неподалеку жил колдун. Увидел он в волшебное зеркало Настеньку и захотел взять ее в жены. Оборотился ястребом и похитил Настеньку. Погоревал Иванушка, да делать нечего, отправился на поиски невесты. Долго ли,  коротко ли ездил он по свету и оказался в дремучем лесу. Смотрит, стоит избушка на курьих ножках, а на крылечке сидит Баба Яга и спрашивает:

- Куда путь держишь,  добрый молодец?

- Ищу свою невесту  Настеньку. Ее похитил злой колдун.

- Я могу тебе помочь. Если отгадаешь мои загадки, дам тебе лук с серебряными стрелами.

- Я согласен, - отвечает Иванушка, - загадывай свои загадки.

- Вот тебе первая загадка:  Что идёт вперёд и не останавливается?

Подумал Иванушка, да и говорит: - Не остановить, не воротить назад нельзя время.

- Хорошо, слушай вторую загадку: Что нужнее золота и важнее славы?

Почесал Иванушка затылок да  и говорит: - Нужнее золота и важнее славы – здоровье, его ни за какие деньги не купишь.

- Вот тебе третья загадка: Без чего голова как пустой котёл?

Тут Иванушка даже думать не стал и говорит: - Без ума!

-Молодец, Иванушка! Вот тебе лук со стрелами и клубочек. Он приведет тебя к замку колдуна.

Поблагодарил Иванушка Бабу Ягу. Бросил клубок и побежал за ним. Скоро привёл его клубок прямо к замку колдуна. А  колдун глянул  в волшебное зеркало и увидел Иванушку. Тут же оборотился в ястреба, вылетел из замка и бросился на Иванушку. А молодец не растерялся, натянул лук и выстрелил. Попала серебряная стрела прямо в сердце ястреба. Упал он на землю и превратился в прах. А Иванушка пошёл в замок, нашёл свою Настеньку, и отправились они в обратный путь. Добрались до дому, а там их уже родители дожидаются.

В этот же день сыграли свадьбу. Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Еманжелинская средняя общеобразовательная школа» Еткульского района Творческий проект «Сочиняем, иллюстрируем, играем сказку» Выполнили: учащиеся 3 б класса Руководитель: Лычагина Ольга Борисовна, учитель начальных классов Еманжелинка , 2018 г.

Слайд 2

Цель проекта: придумать и записать волшебные сказки Задачи: - изучить особенности волшебных сказок ; - сочинить волшебные сказки; - создать сборник волшебных сказок.

Слайд 3

Сказки : про животных бытовые волшебные

Слайд 4

Структура волшебной сказки: Зачин. Запрет, обращённый к герою Нарушение запрета Вредительство злого персонажа Испытание Появление героя – помощника Наказание отрицательного персонажа Концовка

Слайд 5

П ризнаки волшебных сказок: особая композиция: зачин, испытание героя, концовка; троекратные повторы; положительные и отрицательные герои; сверхъестественные силы, помощники, магические предметы; чудесные превращения; добро побеждает зло

Слайд 6

Выводы: Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть борьба добра со злом, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока:  С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Методическая разработка "Защита проекта на английском языке в 5 классе "Дом моей мечты".

В методической разработке представлена технологическая карта итогового урока по теме "Мой дом". ...

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Защита проектов по курсу ОРКСЭ в 4 классе.

Обобщение собственного опыта работы по защите проектов в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»....

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...