открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по чтению на тему
Открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 5 классе
200-ЛЕТИЮ со дня рождения М. Ю. Лермонтова ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Докторовский филиал МБОУ СОШ с. Большое Попово
Учитель: Сальникова Людмила Николаевна
Тема. «Бородино» -патриотический призыв М. Ю. Лермонтова к современникам»
Цели.
1. Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу.
2. Охарактеризовать патриотизм Лермонтова как чувство, связанное с общественно-политическими взглядами писателя. 3. Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания Лермонтова.
4 Анализируя балладу «Бородино», рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю.
5. В ходе занятия развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
6.Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся:
- выразительное чтение произведения;
- аналитическая работа с текстом;
- умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи ,делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах, рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Оборудование:
- портрет М. Ю. Лермонтова,
- карта “Отечественная война 1812 года”,
- список непонятных слов с иллюстрациями,
- репродукция картины П. Гесса “Сражение при Бородине, 26 августа”,
- репродукции фрагментов панорамы Шевченко В.Г.“Бородинское сражение”, репродукция картины « Подвиг солдат Раевского.»
Худ. Н. Самокиш, выставка портретов “Герои Отечественной войны 1812 года”, - выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению “Бородино”,
- аудиозапись стихотворения “Бородино” в исполнении В. Зозулина.
Эпиграф урока:
“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!” (М. Ю. Лермонтов)
План урока.
I.Организационный момент.( слайд1)
II. Работа с эпиграфами урока. Объявление темы урока.(слайд2)
“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!” (М. Ю. Лермонтов)
Звучит мелодия романса «Белеет парус одинокий».
III. Целеполагание . Объявление формы работы. Постановка проблемного вопроса: (слайд 3)
Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года?
Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение
«Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
IV.Работа по изучению баллады «Бородино».
1.Вступительное слово учителя:
-Ребята, знакомы ли вам слова прозвучавшего романса? Кто автор слов?
-Правильно, это слова Лермонтова, замечательного поэта, который , как мятежный парус, искал полной, беспокойной, значительной жизни. И если он не находил того, чего жаждало сердце, в окружающей его мире, то обращал свой взор в героическое прошлое и насыщался им , как святым источником.
-Как вы думаете, ребята, может ли художественное произведение рассказать что-либо об авторе, о его мыслях, чувствах, об обстановке вокруг в момент создания?
2.Высказывания учеников:
-Если внимательно читать произведение и вдумываться в него и ещё сравнивать факты из истории и литературы, то можно понять и почувствовать настроение автора.
-Автора можно увидеть рядом с героями, например, старый солдат из «Бородино» передаёт мысли автора.
-Я учила «Бородино» и думала, что если бы Лермонтов раньше родился, то мог быть участником сражения.
-Мне казалось, когда читал слова « богатыри не вы», что Лермонтов меня спрашивает, чем мы сегодня гордимся, есть ли среди нас люди, похожие на богатырей.
-Я думаю, что, если в произведении герои любят и защищают Родину, умирают за неё, значит, и сам автор поступал также.
3.Сообщение темы и задач урока.
-Правильно вы говорите: в талантливом произведении всегда угадывается автор, он незримо присутствует между строк.
-Темой нашего урока будет продолжение разговора о «Бородино» как патриотическом призыве к современникам поэта и к нам, сегодняшним читателям.
Задачи урока:
-представить М. Ю. Лермонтова как живого собеседника, любящего родину и народ;
-выразительно прочитать текст, выражая гордость за праотцов, защитивших Отечество;
-раскрыть значение событий 1812 года для Лермонтова;
-высказывать своё мнение о теме и идее «Бородино»
Выбор эпиграфа (цитаты для пояснения замысла урока) (выбрать нужное и объяснить):
“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!” (М. Ю. Лермонтов)
-Тема подвига русского народа во время Бородинского сражения и через 200 лет после этого события продолжает нас волновать. Почему всё-таки «недаром помнит вся Россия про Бородина»? Почему вспомнил о ней Лермонтов в 1837 году и написал героическую балладу «Бородино» к 25 годовщине битвы?
-Я попросила вас подготовить небольшие исторические справки о времени и жизни Лермонтова к моменту создания «Бородино»
4.Защита групповых мини-исследований. (слайд4-5)
-В 30-е годы Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он написал свои первые стихи. Юноша был очень талантлив: прекрасно рисовал и лепил скульптуры, хорошо играл на скрипке и флейте, увлекался математикой и шахматами, овладел европейскими языками. Но главным делом своей жизни он выбрал поэзию.
- В 1837 году на дуэли убивают А. С. Пушкина, это очень потрясло Лермонтова. Во главе России в то время стоял царь Николай Первый, который был напуган восстанием декабристов. Он заставил жандармов следить за умными людьми в России, писателями, поэтами. Министр образования Уваров так ненавидел русскую литературу, что однажды в порыве гнева сказал: «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я по крайней мере буду спать спокойно».
- В 30-е годы 19 века, когда жил Лермонтов, существовали две культуры: Россия - дворянская и Россия – крестьянская, народная. Лермонтов, живя среди дворянского общества, ненавидел его и презирал. Под красивой одеждой и золотыми мундирами он видел глупость, фальшь, лицемерие. Поэт служил на Кавказе в гусарском полку и наблюдал, как славу простого народа присваивали себе высшие чины.
- Лермонтов прожил всего 27 лет. Он всегда был выше узких интересов дворян : его не волновали высокие чины и награды. Поэт всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительством. Зато он любил простой народ. Проезжая мимо деревень, он радовался крестьянским избам, хорошему урожаю, а если это случалось в праздничный день, то он часами мог любоваться пляской мужиков.
- В 30-е и 40-е годы в России не было места героям и подвигам. Поэтому поэт Лермонтов искал их в прошлом России. Он родился в год, когда закончилась Отечественная война и русские полки возвращались из Франции. Отец Лермонтова тоже записался в армию, но по болезни не участвовал в сражениях. Зато два брата бабушки Лермонтова (Дмитрий и Афанасий Столыпины) рассказывали о войне и сражениях. Наверное, их речь звучит в «Бородино».
Что нового вы узнали о Лермонтове. ( слайд 6)
Заполняется таблица “Узнал”.
Знаю | Узнал |
Годы жизни 1814 – 1841 Писал стихи Служил на Кавказе Убит на дуэли | Нерадостное детство Учился охотно Увлекался литературой Интересовала история Привлекало Бородинское сражение |
Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.
Из истории Бородинского сражения( слайды 7-11)
5.Сообщение учителя (слайд 12)
-Несомненно, исторические события 1812 года помогли сформироваться патриотическому чувству Лермонтова. Профессор Московского пансиона Н. Л. Бродский вспоминает: «Два события :Бородинское сражение и пожар Москвы- вызвали в Лермонтове чувство гордости за свой народ в его борьбе за национальную независимость».
Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинском сражении
Под влиянием всех изустных преданий о 1812 годе у поэта сложилось убеждение, что главным героем в этих героических событиях был народ. И то, что Москва была спалена пожаром, явилось выражением народной воли. Это была форма борьбы всего народа с врагом.
Любовь к Москве и русскому народу слились у Лермонтова в одно большое патриотическое чувство
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый , безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть.
-Ребята, а кто ещё из русских писателей , подобно Лермонтову, упоминает об обмане врага. (И. А. Крылов в басне «Волк на псарне»).
-Почему Наполеон основной удар решил направить на Москву? (Он говорил своим солдатам- французам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Москву в самое сердце».
-Итак, в 125 км от Москвы, близ села Бородино русские войска заняли оборону.
6.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «БОРОДИНО»(слайды 13-30)
-Теперь , ребята, представьте себя героями баллады «Бородино». Я раздам вам открытки с изображением солдат и офицеров войны 1812 года, и вы от их имени расскажите о героическом событии. Фоном вашего выступления будут рисунки художника В. Шевченко.
7. Физкультминутка.
8. Лексическая работа .(Работа с Толковым словарем С. Ожегова в группах)«Узнай слово» ( слайды 31-36)
-Работая с текстом «Бородино», вы встретились с устаревшими слова, я просила вас запомнить их лексическое значение . Теперь по толкованию предлагаю вам вспомнить эти слова и записать.
полевое укрепление РЕДУТ
артиллерийский снаряд КАРТЕЧЬ
станок, на котором укрепляется ствол
артиллерийского орудия ЛАФЕТ
стоянка войска под открытым небом БИВАК
высокий круглый военный головной убор из кожи КИВЕР
солдаты кавалерийских частей УЛАНЫ ,ДРАГУНЫ
сражение СЕЧА
стальной клинок, меч БУЛАТ
враги, иноземцы БУСУРМАНЫ
9. Анализ стихотворения. Работа с текстом :
– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России )
– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. )
-Как вы думаете, таких солдат, как рассказчик, было много в русской армии? (В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)
-Много ли раз звучит в произведении слово «я»,а «мы», почему?
( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся)
-Как рассказчик относится командиру и способен ли он шутить в трудные минуты?
( «жаль его, сражён булатом», «есть разгуляться где на воле»)
-Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?
(Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)
Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
10. Самостоятельная работа исследовательского характера (Групповая работа. )(слайды 37-38)
Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.
Историческая справка | Строчки стихотворений |
1.12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. | «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали». |
2.22 августа, русская армия во главе с Кутузовым, остановилась у села Бородино. К югу от него, в пяти км, была деревня Утица. Развернувшись между ними на холмистой местности, русские преградили неприятелю путь на Москву. | «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле». |
3.В центре обороны, на Курганской высоте, была развернута батарея из 18 орудий. Левее от нее были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий. | «У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки…» |
4.24августа неприятель штурмовал Шевардинский редут, защищавшийся небольшим отрядом русских войск. 5. 26 августа 1812 г. в половине шестого утра началось Бородинское сражение. 6. Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно шесть часов. Багратион получил тяжелое ранение и умер от раны. 7. Большие потери русские несли от вражеской артиллерии. Русская армия имела небольшой перевес в количестве пушек, но французы вели более сосредоточенный огонь. 8. Потери русской армии были 44 тысячи, из них около тысячи офицеров и 23 генерала 9. День закончился под грохот артиллерии. Канонада Бородинского сражения была слышна в Москве. | «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут!» «И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй». «Полковник наш рожден был хватом. Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой». «Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.» «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать». «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». |
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
11.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ( слад 39)
– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь
(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)
– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.
(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
12.Тест (7 заданий) (Письменная работа, провести на слух, проверить, оценить всех) (2мин)
1. Исторической основой произведения является:
А. Великая Отечественная война;
Б. Отечественная война 1812 года;
В. Русско-японская война.
2.О Бородинском сражении рассказывает:
Молодой новобранец;
Б. Командующий армией;
Старый солдат.
3. Герой стихов (рассказчик) служил в :
Артиллерии;
Б. Кавалерии;
Танковых войсках.
4. Кому принадлежат слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…»:
А. Старому солдату;
Б. Драгуну;
В. Полковнику.
5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:
А. Сравнение;
Б. Антитеза;
В. Метафора
6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:
А. Ликование;
Б. Солдаты готовятся к бою;
В. Все легли спать.
7. Изображение боя представляет собой:
А. Описание;
Б. Рассуждение;
В. Повествование.
Ключ.
1 – б 5.-б
2– в 6. - б
3– а 7. - а
4- в
13.Вывод урока ( слайды40-41)
– Каково значение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в наши дни?
( Много лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)
-К чему призывает нас поэт?
(Быть патриотами Отечества, гордиться героическим прошлым, соответствовать этому прошлому, применять силы и знания)
V.Подведение итога урока (рефлексия):
–Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?
(Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М.Ю. и героев «Бородино», как события войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)
VI. Запишем домашнее задание : ( слайд42)
Выучить стихотворение наизусть.
РЕСУРСЫ
Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 класс.
Коровин В.И. Лермонтов. Путь поэта
Лотман В. Книга о поэзии Лермонтова
М. Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителей/ Сост. А. А. Щегалов
Ссылки на Интернет: festival@1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 4 классе.
Открытый урок по литературе в 4 классе.Тема:К. Г. Паустовский « Стальное колечко». Провела: ...
Открытый урок в 3 классе Математика Русский и Литература (ПервоЛого)
Разработка открытого урока....
Открытый урок на тему: Времена года. Лето: природа цветёт и плодоносит.
1.Научить находить основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зелёный покров, цветение растений, размножение растений и животных, созре...
Открытый урок по литературе "Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?"
Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?Цели: познакомить с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют; выяснить, что такое периодика...
Сценарий открытого урока по литературе С.Есенин
Сценарий открытого урока памяти Есенина...
открытый урок - занятие в классе предшкольной подготовки по художественной литературе на тему : " Чтение У.Турманжанов " Хромой скворец""
Открытый урок художественной литературына тему : « Чтение У.Турманжанов « Хромой скворец»»Цель: Формирование духовной жизни детей через ознакомление с детской художественной...
Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"
Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....