Открытый урок по литературе в 4 классе.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Медведева Татьяна Геннадьевна

 

Открытый урок по литературе в 4 классе.

Тема:К. Г. Паустовский  « Стальное колечко».            

 Провела:     Медведева Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов ОШ № 117  Ауэзовского  района, г. Алматы

      

Задачи:1) повторить и обобщить знания учащихся о биографии  и творчестве К. Г. Паустовс кого, познакомить с  произведением "Стальное колечко" и проанализировать его;

              2) способствовать развитию навыков устной, выразительной и красивой речи учащихся, (через прослушивание сказки с пластинки), активизации словарного запаса, памяти, мышления и воображения ( через словесное рисование и ответы на вопросы учителя );

              3) способствовать воспитанию эстетитечких чувств, любви и бережному отношению к природе, уважения к людям преклонного возраста.

 

Оборудование: иллюстрации к произведению (из книжки "Стальное колечко"), использование ТСО (пластинка "Стальное колечко"), карточки с незнакомыми словами (стальное колечко, тесовая крыша, цигарка, сапер, ершился, стреха, махорка), плакаты: "Что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!", "Земля родная, что взяла, то и отдала", "Доброта всегда вознаграждается".

          

                                    Ход урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalnoe_kolechko_dop._material.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon stalnoe_kolechko_-urok.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

 махорка

   стреха

  ершился

  сапёр

  цигарка

 тесовая крыша

 стальное колечко

…наша земля ис  тинный рай и не ту другой такой

 хорошей земли

  на белом свете!..

 Земля родная,

что  взяла то  и

 отдала.

  Доброта  всегда

  вознаграждается!



Предварительный просмотр:

                           

       Открытый урок по литературе в 4 классе.

Тема: К. Г. Паустовский  « Стальное колечко».           

 Провела:     Медведева Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов ОШ № 117  Ауэзовского  района, г. Алматы

       

Задачи: 1) повторить и обобщить знания учащихся о биографии  и творчестве К. Г. Паустовс кого, познакомить с  произведением "Стальное колечко" и проанализировать его;

              2) способствовать развитию навыков устной, выразительной и красивой речи учащихся, (через прослушивание сказки с пластинки), активизации словарного запаса, памяти, мышления и воображения ( через словесное рисование и ответы на вопросы учителя );

              3) способствовать воспитанию эстетитечких чувств, любви и бережному отношению к природе, уважения к людям преклонного возраста.

Оборудование: иллюстрации к произведению (из книжки "Стальное колечко"), использование ТСО (пластинка "Стальное колечко"), карточки с незнакомыми словами (стальное колечко, тесовая крыша, цигарка, сапер, ершился, стреха, махорка), плакаты: "Что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!", "Земля родная, что взяла, то и отдала", "Доброта всегда вознаграждается".

           

                                    Ход урока:

1. Организационный момент:

Готовность и проверка рабочего места к уроку.

II.Сообщение целей и задач урока:

- Давайте вместе определим задачи урока.

- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке? (этапы урока вывешены в виде занимательных картинок)

                - проверять домашнее задание,

                 - познакомимся с новым произведением,

                  - узнаем значение новых слов,

              - будем читать и анализировать текст,

                - совершенствовать навыки выразительного чтения.

III. Проверка домашнего задания:

- Посмотрите на доску. Портрет какого писателя вы видите?

- Что можете  рассказать о жизни К. Г. Паустовского?

- Какие его произведения знаете, читали?

-С каким рассказом Константина Георгиевича Паустовского мы познакомились па прошлом уроке?

- Что было задано?

            Краткий пересказ.

- Кто помогал Пете-маленькому?

- Почему?

-Какая главная мысль рассказа? Найдите и зачитайте ее.

- Чему учит нас этот  рассказ?

- Что автор хотел сказать этим произведением?

IV. Работа над новым произведением: 

а) вступительное слово учителя:

- Мы продолжаем знакомство с произведениями К. Г. Паустовского. С каким рассказом мы позна комимся сегодня?

                        Вывешивается иллюстрация.

б) целевая установка:

«Стальное колечко» - это рассказ-сказка о чудесном колечке, которое помогло главной героине Варюше понять простую и мудрую истину. А вот какую, об этом мы узнаем, прочитав и проанали зировав сказку «Стальное колечко».

- Перед чтением давайте посмотрим на доску.

V. Словарная работа:

                Вывешиваются карточки с незнакомыми словами.

- В тексте встречаются незнакомые слова, давайте разберем их значение:

     стальное колечко – колечко, сделанное из стали. Сталь, очень прочный метал, из него делают ножи, рельсы, запчасти на машины и т. д.

     тесовая крыша – это крыша, сделанная из специально обтесанных, обструганных досок.

     цигарка – это самодельная папироса. Скрученный из газеты кулечек заполняется табаком, край подгибается и поджигается.

      сапер – человек, который может разминировать взрывное устройство. Это одна из самых опасных профессий военных.

       ершился – возмущаться, сопротивляться.

        стреха – пространство между крышей и домом.

        махорка - давайте посмотрим значение этого слова в учебнике.

 - Произведения К. Г. Паустовского широко известны и поэтому некоторые из них экранизированы, т. е. по ним сняты художественные фильмы, мультфильмы, поставлены спектакли. И перед тем, как познакомиться с текстом, я хотела бы предложить вам прослушать правильное, выразительное чтение артистов театра и кино.

                    Включается в/фильм со сказкой «Стальное колечко» (вступление).

      Первичное и выборочное чтение учащихся  по учебнику с. 175-178.

VI. Анализ прочитанного:

- Кто является главными героями рассказа?

- Зачем пошла Варюша в село Переборы?

- Кого встретила?

- Чем отблагодарил боец Варюшу?

- Найдите и прочитайте, что рассказал боец о стальном колечке?

- Почему назвал его чудесным?

- Что случилось с колечком, когда Варюша возвращалась домой?

- Значит, как вы думаете, Варюша отреагировала на пропажу кольца? Почему?

- Что случилось дальше?

- О первом герое мы поговорили. А теперь найдите отрывок и зачитайте, где описывается второй герой, кто?

                         Иллюстрация № 1.

- Найдите и прочитайте отрывок, который соответствует этой иллюстрации. ( …Дед сильно кашлял…)

                        Иллюстрация № 2.

- Найдите и прочитайте отрывок, который соответствуют этой иллюстрации. ( …Боец достал из кармана…)

                        Иллюстрация № 3.

- Найдите и прочитайте отрывок, который соответствует этой иллюстрации. (…Варюша охнула и начала…)

- Мы прочитали, какая беда случилась с Варюшей, и уже знаем, как она отнеслась к ней.

- Как вы думаете, какая черта характера является главной у Варюши? Докажите.

 VII. Вывод. 

- А теперь давайте вспомним начало урока, где мы говорили о простой и мудрой истине. Какова же эта истина? Посмотрите на доску. Прочитайте ее.

«… что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!.. »

- Как вы понимаете, смысл этой истины? (земля родная, что взяла, то и отдала, доброта всегда вознаграждается).

- Как земля может помочь Варюше?

- Какая есть русская пословица, похожая на истину? (Земля что взяла, то и отдала).

- Значит, земля, что сделает с кольцом? (Отдаст).

VIII. СТРАТЕГИЯ «Углы» 

           Класс делится (по желанию учащихся) на 3 группы.

        1 ГРУППА: - это те ребята, кто считает, что Варюша найдёт кольцо.

        2 ГРУППА: - те ребята, кто считает, что кольцо не найдётся.

        3 ГРУППА: - те ребята, кто не знает, найдётся или нет.

    Каждой группе даётся время, чтобы они нашли такие доводы своей правоты, чтобы в неё  повери ли соперники и ребята из 3 группы и перешли к ним.

                          ВЫСТУПЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ ( если спор затягивается, учитель нахо

                          дит такой  повод, который останавливает всех.)

IX.  Прогнозирование.

- Вот на следующем уроке мы и узнаем, нашла ли Варюша кольцо и чем закончилась эта сказка.

- А так же подробно поговорим о родной, доброй земле и узнаем, как автор смог показать связь между временами года: зимой и весной.

X. Итог.

- Давайте вспомним, какие мы ставили задачи в начале урока.

- Реализовали ли мы их, т.е. выполнили ли?

                     - проверили домашнее задание;

                      - познакомились с новым произведением;

                      - узнали значение новых слов;

                      - читали, пересказывали, анализировали текст.

XI. Оценивание.  (Подсчёт «стальных колечек», которые получали ученики  за работу на уроке)

                                    Объявление результатов и оценивание работы учащихся.

 XII. Домашнее задание.

     с. 175-181 выразительное чтение, пересказ, рисунок  к понравившейся части.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова

Открытый урок по литературе 5 класс -200-летие М.Ю.Лермонтова....

Открытый урок по литературе "Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?"

Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?Цели: познакомить с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют; выяснить, что такое периодика...

Сценарий открытого урока по литературе С.Есенин

Сценарий открытого урока памяти Есенина...

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Открытый урок по литературе Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с новым разделом; ввести этические понятия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привива...


 

Комментарии

Кащаева Валентина Яковлевна

Довольно интересно, хотя и просто. Спасибо!