"Сказка за сказкой"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по внеклассному чтению
Тема: « Сказка за сказкой »
Цель урока:
А) работать над построением сказок, секретами волшебных сказок, познакомиться с загадочной цифрой 3, отличие волшебных сказок от сказок о животных и бытовых, работать над загадками сказочного языка.
Б) развивать речь, память, творческие способности у учащихся.
В) Воспитывать: любознательность, пробуждать одухотворенность.
Оборудование:
- Таблица «Отличие народной сказки от литературной»
- Таблица (построение сказок)
- Волшебные предметы: скатерть – самобранка, дудка, Сивка-бурка, волшебный топор.
- Кукольный театр.
План урока
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
3.Основная часть. Конкурсы.
а)- представление команд
б)- задание для капитанов
в)- конкурс присказок
г)- конкурс зачинов
д)- конкурс концовок
е)- парад волшебных предметов
ж)- инсценирование волшебной сказки «Царевна-лягушка»
з)- анализ сказки «Царевна-лягушка»
и)- загадки страны сказочного языка
к)- инсценирование сказки «Кот, петух и лиса»
л)- инсценирование сказки «Каша из топора»
м)- парад героев
4. Итог.
Ход урока.
- Организационные моменты.
Здравствуйте, ребята, любители сказочных путешествий! Как много вас собралось у тесовых ворот сказки.
- Вступительное слово учителя.
Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, переплетена она солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
Сказка - это древнейший жанр в литературе. Сказки - это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сочинял их народ еще в глубокой древности и, передавая из уст в уста, бережно пронес через столетия. Имена особо талантливых рассказчиков славились по деревням. Обычно это были нищие старики и старухи. Они получали подаяние за свое искусство. Одной из самых талантливых сказочниц нашего времени была воронежская крестьянка Анна Киприяновна Барышникова, известная нам под именем Куприянихи. Возьмет она в руки гусли звонкие, яровчатые да настроит она их на старинный лад, на сказочный.
И начинает:
Ай, потешить Вас сказочкой?
А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные. В сказке как в зеркале отразился тысячелетний исторический путь нашего народа, его повседневная жизнь. Недаром народ говорит: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» или «Нет сказки без правды». В сказках мы узнаем, чем питались славяне, во что одевались.
Щи да каша - пища наша.
Ну, а без каши и обед - не обед.
Каша - мать наша.
Любили славяне и кисель.
«Киселем брюха не испортишь», - гласит поговорка.
Вспомним сказку русскую народную «Гуси - лебеди». «Поешь моего простого киселька с молочком».
Картошки славяне не знали, ее заменяла репа. Любимым хмельным питьем славян был вареный мед. Недаром многие сказки имели такую концовку:
«И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
А хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: Хлеб на стол, так и стол престол».
На обеденный стол ставилась одна большая чаша - одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезы. Ели деревянными ложками.
Основной мужской и женской одеждой была длинная рубаха. На ногах - лапти.
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, так появились сказки о «Ковре - самолете», о «Сапогах - скороходах». Мечтали выполнить работу за одну ночь, появилась волшебная прялка.
«Русские песни, предания, пословицы, наконец, русские сказки - без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они хранилище русской народности. (Н.А. Некрасов).
Русские народные сказки вдохновляли писателей, музыкантов, художников. Они не могли остаться равнодушными к жанру сказки.
Н.А. Римского - Корсакова называли музыкальным сказочником. Он написал музыку к опере «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Симфоническую сказку».
Мы сейчас прослушаем музыкальный фрагмент из оперы «Снегурочка». Мы с вами попадем в сказочный лес.
Что в музыке изображает композитор? (конец зимы, приход весны).
Снегурочка пошла с подружками в лес. Народ отмечает проводы зимы. Сжигается «зима». Девушки прыгают через костер. В природе все оживает: поют птицы, солнышко высоко поднялось над горизонтом.
Давайте вспомним чем же заканчивается сказка?
Композитор М.П. Мусоргский рассказывает в своих автобиографических записках о своей няне. Он писал: «Няня близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я не спал по ночам». Он создает ряд симфонических картинок.
А сейчас мы послушаем симфоническую картинку М.П. Мусоргского.
Подумайте, какого сказочного героя изображает музыка?
Музыка добрая или злая (симфоническая картинка: «Избушка на курьих ножках»).
С. Прокофьев написал сказку «Петя и Волк».
А.К. Лядов создал «Бабу - Ягу», «Кикимору».
Иллюстрировали народные сказки И. Билибин, В. Васнецов и
др.
Поэт И.В. Суриков передавал нам свои воспоминания о бабушкиных сказках в известном стихотворении «Детство».
Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой,
Заберешься на печь
К бабушке седой
И начну у бабки
Сказку я просить
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван - царевич
Птицу - жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
А.С. Пушкин писал письмо своему брату Льву из Михайловского: «До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю нянины сказки».
Но детских лет люблю воспоминания.
Ах! Умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И сказки русские рассказывать мне станет.
Наши далекие предки оставили большой след в устной народном творчестве. Не умея читать и писать, но желая сохранить накопленные знания, они передавали их из уст в уста, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. В сказках отразилась мудрость народа, его мечты о счастье, вера в силу любви и добра. Сказки принято подразделять на волшебные, бытовые и сказки о животных.
- Основная часть
Конкурсы:
Во время путешествия по стране Волшебной Сказки нам предстоит преодолеть много препятствий.
Конкурс №1. Представление команд.
Конкурс №2. Конкурс капитанов.
Мы с вами находимся у тесовых ворот сказки.
У меня на столе разложены слова, выберите правильный ответ. В старину чтобы, заинтересовать простой люд, начинали рассказывать сказку с(1,2,3)….
Да, у многих сказок есть присказки.
Присказка – это шутливое вступление.
Конкурс №3. Присказки.
Какая команда больше расскажет присказок, та команда и выиграет.
Конкурс №4. Конкурс капитанов.
На листе бумаги вы должны написать без чего мы не можем попасть в сказку, потому что у тесовых ворот сказки стоит изба, а живут в ней 1,2,3
Конкурс 5.
Каждой команде нужно назвать зачины. Какая больше назовет, та команда и выиграла.
1. В некотором царстве, в некотором государстве
2. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
3. Жили - были
Конкурс 6
Ну, вот вы и в сказочной стране. Каких только чудес не происходит здесь!
А как заканчиваются сказки
Продолжите концовки:
Вот сказка вся, (больше врать нельзя)
Вот вам сказка, (а мне бубликов связка)
Я там был (мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)
Сказка вся (говорить нельзя)
А сейчас мы с вами должны сами установить маршрут путешествия. Поможет нам в этом волшебный камень. А также мы должны выбрать средство передвижения, это может быть и ковер - самолет, и сапоги - скороходы. В старину некоторые предметы оберегали от напастей.
Конкурс №7. Парад волшебных предметов.
Я - скатерть - самобранка
Только кликнешь, откуда не возьмись, появляется стол накрытый,
на нем бочонок пива да бык печеный, в боку нож точный.
Я ковер - самолет
Подхватить меня буйный вихрь и понесет - горы и леса, города и
деревни так внизу и замелькают
Я Сивка - бурка
Вещая курка, одна шерстинка серебряная, другая - золотая; бегу - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет
Я - волшебный топор
Повернешь меня - сам начну тяпать: тяп да ляп - выйдет корабль
Я - волшебная дудка
Задудел - войско появилось, и конница, и пехота
Я - волшебная дубинка
Ну-ка, дубинка, обломай бока. Я сама начну колотить какому хочешь силачу обломаю бока
Я - волшебное кольцо
Если перекинуть меня с руки на руку - тотчас 12 молодцев явятся, и что им не будет приказано все выполнят.
Инсценировка сказки Царевна - лягушка
(Песня «Спор Маши и Вити»)
Сказочник: Ай, потешить вас сказочкой?
А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные.
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и было у него три сына.
Говорит им царь:
«Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь.
Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил средний брат - полетела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа - девица, дочь купеческая. Пустил младший брат ~ попала стрела в грязное болото, и подхватила ее лягушка - квакушка. Иван - царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит: «Ква - ква, Иван - царевич, жалеть не будешь!». Подумал — подумал Иван - царевич, взял лягушку - квакушку, завернул ее в платочек и принес во дворец.
Автор: Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попал.
Царь: Иван - царевич, бери квакушку - ничего не поделаешь!
Автор: Вот поженились царевичи. Призывает их царь и приказывает.
Царь: Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу!
Автор: Воротился Иван - царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.
Лягушка: Ква- ква, Иван - царевич, что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
Иван - царевич: Как мне не печалиться! Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба...
Лягушка: Не тужи, Иван - царевич! Ложись-ка лучше спать - почивать: утро вечера мудренее!
Автор: Уложила лягушка царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась душой - девицей, Василисой Премудрой.
Автор: Вышла на красное крыльцо и закричала зычным голосом Лягушка:
Мамки - няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков я ела, кушала у родного моего батюшки.
Автор: Наутро проснулся Иван - царевич, у квашни хлеб давно готов - и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Царь: Вот этот хлеб только в большие праздники есть.
Хочется мне знать, как умеют ваши женя рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они за одну ночь соткут по ковру!
Автор: Воротился Иван - царевич не весел, ниже плеч буйну голову повесил!
Лягушка: Ква- ква, Иван - царевич! Почто так кручинишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?
Иван - царевич: Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер.
Автор: Уложила его спать, да сама сбросила лягушечью кожу и обернулась душой - девицей, Василисою Премудрою. Вышла на красное крыльцо и закричала зычным голосом.
Лягушка: Мамки - няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковер ткать, чтоб таков был, на каком я сиживала у родного батюшки.
Автор: Утром проснулся Иван - царевич, глянул на ковер, да так и ахнул. Иван - царевич:
Такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
Царь: Вот этот ковер только у ворот стелить!
Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
А вот этот ковер по большим праздникам расстилать!
Приглашаю ваших жен на пир. Хочу посмотреть, какая из них лучше танцует.
Автор: Пришел он домой не весел, ниже плеч буйну голову повесил! Лягушка:
Иван - царевич, о чем запечалился?
Иван - царевич:
Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез Лягушка:
Не горюй! Иван - царевич! Ложись - ка да спи: утро вечера мудренее!
Автор: Наступило утро. Царевна - лягушка и говорит Лягушка:
Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду, как услышишь стук да гром - скажи это моя лягушонка в коробчонке едет.
Братья: Что же ты, брат, без жены пришел. Хоть бы в платочке принес! И где ты эдакую красавицу выискал!
Автор:Г ости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать, а Иван - царевич говорит Иван - царевич:
Не бойтесь, господа. Это моя лягушонка в коробчонке приехала.
Автор: Подлетела к царскому крыльцу карета, и вышла оттуда Василия - такая красавиц, что ни вздумать, ни взгадать только в сказке сказать!
Автор:Заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать, махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Все дивятся. Иван - царевич побежал домой и сжег лягушечью кожу.
Василиса (приехала домой): Ай, Иван - царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу? Если бы ты еще 3 дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь за мною летит Змей - Горыныч. - прощай.
Автор: Иван - царевич горько заплакал и пошел искать Василису. Долго ли шел, коротко ли и повстречал старичка.
Старичок: Эх, Иван - царевич. Зачем ты лягушечью кожу спалил. Не ты ее надел, не тебе и снимать было. Вот тебе клубок: куда он покатится - ступай за ним смело.
Автор: Идет, а навстречу ему медведь Баба - Яга:
Фу! Фу! Русским духом пахнет зачем ко мне пожаловал Иван - царевич:
Ах ты старая хрычевка, ты бы меня, доброго молодца накормила, напоила, да тогда б и спрашивала.
Баба - Яга: Я зная. Василиса теперь у Кощея Бессмертного, нелегко с Кощеем сладить, смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу.
Автор: Иван - царевич пошел туда, к дубу. Он не знает как ему достать сундук. Вдруг прибегает медведь и выворотил дерево. Сундук упал и разбился. Выбежал заяц, а за ним другой заяц. Догнал и разорвал в клочья. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко, а за ней селезень бросился, как ударит ее - утка тотчас яйцо выронила. Упало оно в море. Иван - царевич залился слезами. Вдруг подплыла щука и держит в зубах яйцо. Он взял яйцо, разбил и отломил у иглы кончик. Вот и пришла смерть Кощеева. Иван - царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того жили долго и счастливо.
Анализ сказки: «Царевна-лягушка»
С каких слов начинается сказка?
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь.
Цель зачина и присказки - показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать его.
Далее, начинается завязка сказки.
«Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь.
На чей двор упала стрела старшего брата? (на боярский двор)
На чей двор упала стрела среднего брата (на купеческий двор)
На чей двор упала стрела младшего брата (в грязное болото) Царь решил испытать своих невесток. Хорошие ли они будут жены? Сколько заданий дает царь для своих невесток (3).
Найдите в тексте, какое первое дал царь?
1 задание (чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу)
2 задание - по ковру
3 задание - посмотреть, какая из них лучше танцует.
Найдите описание царевны - лягушки.
Коллективный автор, народ, создающий сказку для устного пересказа не утруждает себя и рассказчиков подробностями внешности героя, не приводит его размышлений о чувствах героя.
Портрета царевны - лягушки - вообще нет.
«Видит - сидит лягушка».
А когда героиня в образе лягушки, описан ее костюм «на лазоревом платье - частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгалать только в сказке - сказать.
Кого мы считаем главными героями этой сказки?
(царевна - лягушка, Иван - царевич) они являются положительными героями.
Вспомните, что произошло дальше, (случилась беда. Иван - царевич сжег лягушечью кожу). Прилетает Змей - Горыныч и уносит царевну - лягушку.
Это самый напряженный момент в сказке - кульминационный. Наш герой отправляется на поиски своей жены.
Встреча Ивана - царевича с волшебным помощником, со старичком.
Какой волшебный предмет дал старичок Ивану - царевичу? (клубок).
Куда привел клубок Ивана - царевича? (к бабе-яге)
К отрицательным героям или положительным мы отнесем Бабу- Ягу? (к положительным, так как она рассказывает Ивану - царевичу, что смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу).
Назовите, волшебных помощников, которые встречаются на пути у Ивана - царевича (медведь, заяц, утка, щука).
Дадим характеристику лягушке. Какая она? Добрая, внимательная, заботливая, скромная, мудрая. «Не забегай вперед!»; «Сначала сделай, а потом говори». Так и поступает Василиса Премудрая.
Иван - царевич - смелый, добрый, справедливый.
Где происходит развязка действия?
Разбил яйцо, вытащил иглу и сломал ее кончик. Тут и наступила смерть Кощеева. Нашел он Василису, и стали они жить поживать, да добра наживать.
Чему учит эта сказка?
Добро побеждает зло. Не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам. Иван - царевич прошел через многие испытания,
Лингвистические комментарий.
Загадки страны сказочного языка
Дед - Всевед:
Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук.
1. Объясните значение выделенных слов в предложениях:
«Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь дорогу.»
«Что ты, мой конь, споткнулся? Или чуете вы, что Иван - крестьянский сын здесь. Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился.»
1. Объясните выражения:
- Ниже плеч буйну голову повесил (кручиниться)
- Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
2. Найдите постоянные эпитеты:
- Взяла Василиса Ивана - царевича за руки и повела за столы дубовые, скатерти узорчатые.
- Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец.
Приведите свои примеры.
3. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы)
- Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку.
- Много ли, мало ли проехали - вдруг ветер завыл, земля загудела.
- Эх, Иван - царевич, говорит старичок, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было.
Назовите общие особенности волшебных сказок.
- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда.
- столкновение с волшебной силой
- наличие волшебных персонажей, предметов.
- осложненная композиция.
Волшебная сказка - это занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
Конкурс 8.
Каждой команде нужно назвать волшебные сказки. Какая больше назовет, та и выиграет.
Конкурс 9.
«Знаешь ли ты сказки?»
Каждая команда должна задать 3 вопроса противоположной команде по сказкам.
Конкурс 10. Парад героев
Я - Емелюшка.
Был я лентяй. День — деньской лежал на печи и спал по несколько суток непробудным сном. Но по щучьему веленью, а по моему прошенью сделался я такой молодец, что нет мне подобного.
Я - Иванушка
Все сидел за печью и пепел пересыпал. Но появилась у меня Сивка
- Бурка. Как крикну зычным голосом: «Сивка - бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой». Бежит Сивка - бурка, вещая каурка, изо рта полымя пишет, из ушей дым столбом валит. Я в левое ушко влез - напился
- наелся; в правое влез - в цветное платье нарядился: сделался такой молодей, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать.
Я - Баба - Яга.
Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочью является, в нос бросается? Куда, добрый молодец, путь держишь? Долю пытаешь аль от дела лытаешь? Верно служат Бабе - Яге серые волки, гуси - лебеди, рыбы. Она может быть и доброй, Ягой
- дарительницей, к которой приходит герой. Я - Баба- Яга - модница.
Вот мы и вернулись к сказочному камню. Куда он нас направляет?
А сейчас мы отправляемся в следующую сказку, где герои сказок - животные, но часто они наделяются человеческими чертами: хитростью (лиса), простоватостью (волк), трусостью (заяц).
Инсценировка сказки
«Кот, петух и лиса».
Сказочник (присказка)
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.
Зачин: Жили - были кот и петух.
Завязка: кот пошел в лес на работу.
Концовка: воротились они домой, стали жить - поживать да добра наживать.
Чему учит эта сказка?
Старый друг лучше новых двух
А сейчас мы побываем в сказке, в которой высмеивается лень, а прославляется ум, смекалка, трудолюбие. Это бытовая сказка. Угадай сказку по предметам - топор, солдат.
Правильно, сказка «Каша из топора».
Инсценирование сказки.
«Каша из топора»
Чему учит эта сказка.
Глупый киснет, а умный все промысли
IV. Итог
1. Какие бывают сказки?
2. Таблица «Народные сказки»:
- Кто создает сказки?
- В какой форме создаются сказки?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Натянул он струны из бронзовой проволоки на инструмент и зазвучали гусли мягко, со множеством обертоков и неожиданно громко.
Струны на гуслях не зря называли золотыми или серебряными, так как для их изготовления использовали проволоку, содержащую золото и примеси меди, железа, серебра.
Корпус гусель делали из разного дерева: дуба, ели, клена, яблони.
Существует поверье, что музыкальный инструмент, сделанный из дерева, посаженного человеком, обладает голосом этого человека. Говорят, что золотые струны гусель - это солнечные лучи, а деревянный корпус - человеческая душа. В старину говорили: «Гусленные словеса негромки, но внимающему открываются в чарках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).
Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев, учатся работать в группе....
"Сказка за сказкой"Сценарий праздника для младших школьников
Праздник представляет собой путешествие к сказочным героям, проводится с целью вызвать интерес в чтении книг, обобщить знания обучающихся о почитанных сказках, расширить кругозор и словарный зап...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...
Учимся писать сказку.Сказка - не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес...
Учимся писать сказку - это методическая разработка в помошь ученикам для написания сказки об осени. Эпиграфом к работе взяты слова Александра Сергеевича Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...