Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данилова Лариса Николаевна

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

2 г класс МОУ «СОШ № 34»

Учитель: Никифорова Лариса Николаевна

Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Цели:

Обучающая: Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого и его произведением “Котёнок”.

Развивающая: Развивать у учащихся умения выделять главное в тексте; учить видеть скрытый смысл произведения.

Воспитательная: Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания, бережное отношение к природе.

Задачи:

Обучающая: Закреплять знания учащихся о творчестве Л. Н. Толстого; знакомство с содержанием рассказа «Котенок».

Развивающая:  Развивать у учащихся умения ставить вопросы, делать обобщение и выводы; подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию техники чтения.

Воспитательная: Создать условия для воспитания общечеловеческих ценностей и интереса к художественному слову.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс авт. Голованова М. В. И Климанова Л. Ф., портрет Л. Н. Толстого, пословицы, выставка книг, музыкальное сопровождение ФМ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Общие методические указания

I. Психологический

настрой

1 мин.

Формирую умения выражать свои чувства, настраиваю на урок.

 Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
- Посмотрите в паре друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок?

- Что помогло?

Дети смотрят друг на друга, желая доброго настроения.

Глаза, улыбка, взгляд

Настрой использую для развития коммуникативных качеств учащихся.

II. Проверка д/з.

3 мин.

Проверяю д/з.

- Начнём урок с проверки домашнего задания. (Выставка рисунков к рассказам Л. Н. Толстого)

Дети в группах показывают рисунки к рассказу «Филипок». Выбирают лучшие, из них составляем выставку.

Данный этап урока позволяет творчески проверить д/з.

III. Постановка цели урока.

3 мин.

Озвучиваю тему и цель урока.

- Сегодня мы приступим к чтению рассказов на тему «О наших друзьях — животных».

Побуждаю к высказыванию своего мнения.

- Скажите, почему люди называют животных своими друзьями?
- Объясните смысл пословицы:

Плохо без друга, но, если он есть, его надо беречь.
— Эта мысль, выраженная в пословице, рожденная народной мудростью, будет проходить через все рассказы, которые будем читать по теме.

- У кого дома есть животные?

-  Какие?

- Как вы заботитесь о них?

- Почему вы заботитесь о животных?

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, а с каким произведением узнаете, если
отгадаете загадку:

Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко.
-
Мы познакомимся с рассказом «Котёнок».

На доске иллюстрации домашних животных.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Животные любят нас, а мы любим их; мы с ними играем, ухаживаем за ними.

С другом не надо ругаться, без него грустно, скучно.

Дети рассказывают о своих животных и о том, как они за ними ухаживают.

Дети отгадывают загадку.

Котёнок.

Данные вопросы выбрала потому, что они позволяют  подвести детей к новой теме и самостоятельным выводам.

Данное задание создает условия для воспитания общечеловеческих ценностей и интереса к художественному слову.

IV. Подготовка к чтению.

7 мин.

Подготовка к чтению:

  1. Организую работу над техникой чтения:

- На доске – скороговорки и стишок – чистоговорка.

Ученик учил уроки.

У него в чернилах щёки.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Ра – ра – ра – ра-

Начинается игра.

Ре – ре – ре – ре –

Пес проснулся в конуре.

Ро – ро – ро – ро –

На пути лежит бревно.

Ри – ри – ри – ри -….

Ры – ры – ры – ры - …
Рю – рю – рю – рю - …

Ру – ру – ру – ру –

Мы закончили игру.

  1. Организую индивидуальную работу на доске.

- Соедини название произведения и пословицу, подходящую к ней. (двое у доски)

«Старый дед и внучек» - Без уменья и сила ни причём.

«Отец и сыновья» - Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
«Лгун» - Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
«Как мужик убрал камень» - Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Контролирую выполнение задания, оцениваю.

  1. Игра «Назови лишнее»
    «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Старик – годовик», « Как мужик убрал камень».
    (Автор всех произведений Лев Николаевич Толстой, а сказку «Старик годовик» написал Владимир Иванович Даль.)

Молодцы!

Дети произносят скороговорки.

Учащиеся придумывают окончание чистоговорок.

Я пишу, а ты смотри.

Налетели комары.

Я сегодня удивлю.

2 человека выходят к доске и соединяют названия произведения и пословицу.

Остальные учащиеся осуществляют предварительную оценку.

Находят лишнее название произведения.

Эти задания развивают речь учащихся, совершенствуют технику чтения; обогащать словарный запас учащихся.

Данные задания помогают закрепить изученный материал.

V. Работа над текстом.

10 мин.

Организую знакомство с текстом.

1. Чтение рассказа «Котенок» по частям и беседа по содержанию:

-  чтение 1 части читаю я,

- продолжают чтение ученики по цепочке.

- По ходу чтения объясняю непонятные слова:

  • амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку,
  • подле – около,
  • что было духу – очень быстро.

2. Провожу анализ произведения после чтения.

Беседа по содержанию:

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто больше всего понравился? Почему?

- Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

- Найдите это место в тексте и подтвердите свою мысль цитатой.

-На какие части можно разбить текст?

- Прочитайте про себя и попробуйте разделить текст на части.

Дети слушают чтение учителя и читают глазами.

2 часть читаем по цепочке.

Анализируют произведение, отвечают на вопросы.

Да.

Вася, потому что он не испугался и спас котенка.

Когда Вася закрывает котенка от собак.

Читают отрывок из рассказа на с. 119.

До прогулки и после.

Данный этап урока развивает речь учащихся, совершенствует технику чтения; обогащает словарный запас учащихся.

Данный вид работы развивает у учащихся умение выделять главное в тексте, подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста, ставить вопросы, делать обобщения и выводы.

VI. Физкультминутка.

2 мин.

Провожу ФМ.

Утром  бабочка  проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой  она  умылась,

Два  - изящно  покружилась,

Три  нагнулась  и  присела,

На  четыре  - улетела.

Дети выполняют упражнения.

Проведение физкультминуток помогает снять  утомление детей, настроить организм на работу.

VII. Закрепление изученного материала.

12 мин.

Обеспечиваю закрепление изученного.

  1. Повторное чтение в парах.
  2. Составление картинного плана.

Провожу беседу по уточнению и конкретизации прочитанного текста.

- Какие вопросы можно задать к каждой части?

-  Как котенок оказался один на дороге? Кто спас котенка?

- Все ли в рассказе вам было понятно?

- Ребята, представьте несколько картин, которые вы могли бы нарисовать по тексту.

А) Пропажа кошки.

Б) Дети нашли котят.

В) Лучший котенок.

Г) Забыли котенка.

Д) Страшные собаки.

Е) Вася спасает котенка.

Организую самостоятельную работу с учащимися в группе.

  1. Самостоятельная работа учащихся в группе.
    — Прочитайте вопросы на доске. Найдите ответы на каждый вопрос в тексте рассказа.
  • Как дети обнаружили пропавшую кошку?

  •   Как выглядел котенок,           которого дети оставили себе?
  •   Какая опасность угрожала котенку?
  •   Сколько котят родила кошка?
  •    Как заботились дети о котёнке?
  • По чьей вине котёнку угрожала опасность?
  •   Как Вася спас котёнка?

Организую коллективную проверку самостоятельной работы.

  1. Проверка самостоятельной работы.

- О чем же этот рассказ?

- Что в нем самое главное?

- Что хотел писатель сказать читателю своим рассказом?

- Как надо обращаться с животными, живущими рядом с вами и нуждающимися в вашей помощи?

Учащиеся читают  текст в парах, делят его на смысловые части, задают вопросы.

Несколько учащихся рассказывают о содержании этих картин с опорой на текст.

Ребята в группе находят в тексте ответы на вопросы.

Один раз они играли подле амбара и услыхали - … Серого с белыми лапками.

Собаки хотели схватить котенка.

Котят было пять.

Кормили его, играли с ним.

Дети забыли про котенка.

Вася упал животом на котенка.

Ответы учащихся по содержанию рассказа.

Кормить их, не обижать.

Данный этап урока развивает у учащихся умение выделять главное в тексте, подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста, ставить вопросы, делать обобщения и выводы.

Выполнение упражнения подведёт учащихся к осознанию проблемы выбора нужных предложений.

VIII. Итог.

2 мин.

Подвожу детей к выводу об отношении к животным.

- Чему учит нас этот рассказ?

- Какие чувства вы испытывали во время слушания и чтения рассказа?

Даю комментарии к д/з.

 Задание на дом: читать рассказ «Котенок», ответить на все вопросы к тексту, подготовить его пересказ.

Высказывают свои предположения, делают выводы.

За животными надо ухаживать внимательно.

Тревоги, страх, напряжение.

Записывают д/з.

Данные вопросы помогают  делать выводы, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Е. И. Чарушин "Страшный рассказ"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Е. И. Чарушин "Страшный рассказ"...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...

Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Цель урока:  продолжить выявлять секреты «смешного»,  показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.Задачи:-  продолжить формирование навыков осознанного...