Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 8. 11. 2019 ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна
Школа: МОУ Варшавская СОШ ФИ студента: Ефименко Анастасия Петровна
Класс: 4 ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна
Кабинет: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме.
Уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.
Личностные: воспитание нравственных качеств личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень», ПК, проектор, презентация к уроку.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | - Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. | Настраиваются на работу. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | - О творчестве какого писателя мы говорили на прошлом уроке? - Какое произведение мы читали на предыдущем уроке? (Слайд) - Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика? Работа в парах. - Угадайте произведение. - Прочитайте отрывки, обсудите в парах и постарайтесь вспомнить, из какого они произведения. (Слайды с отрывками) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» «Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу». «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». | - Л. Н. Толстой -рассказ «Детство» Высказывают свое мнение. -Л.Н. Толстой «Прыжок» -Л.Н. Толстой «Лев и собачка» -Л.Н. Толстой «Филиппок» -Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
III. Постановка учебной задачи | 2-3 мин | - Что объединяет эти произведения? - Назовите тему урока. - Верно. | -Эти произведения написал Л.Н. Толстой -Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – планирование (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | Первичное восприятие. - Послушайте произведение - Понравилось ли вам произведение? - Что вас удивило? Физкультминутка Чтение текста про себя. - Отметьте, какие слова требуют объяснения. - Какие слова показались трудными? - Объясните значение слов: Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта, Подле камня – возле. Выдумка – вымысел, изобретение. | Учащиеся прослушивают аудиозапись басни. Ученики делятся впечатлением. Читают про себя. Читают непонятные слова. Совместно с учителем объясняют значение слов. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – доказательство (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | Чтение текста вслух. Проблемный вопрос - К какому жанру вы бы отнесли это произведение? - Докажите. (Обсуждение в паре)
- Что означает слово басня? - Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ. - В чём заключается особенность басни? - Что принято понимать под словом мораль? - Кто же прав? Постараемся доказать. | -Рассказ; басня -Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение. Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. Отвечают. -В том, что есть мораль. -Поучительный вывод, наставление, какие-то правила. | – подведение под понятие (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | Групповая работа - Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части. Выборочное чтение 1 части. - Какие вопросы подготовили? - Где происходит действие? - Назовите участников. - Какая стояла задача перед инженерами? - Как озаглавили? Работа над 2 частью. - Какая стояла задача перед инженерами? - Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? - Что предложил 1 инженер? - Что предложил 2 инженер? - Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько? - Как озаглавим? 3 часть. - Как решил эту задачу мужик? - Почему ему дали еще 100 руб.? - Как вы представляете мужика? - Какими чертами характера обладал мужик? - Как озаглавили эту часть. -Давайте оценим работу каждой группы и выставим оценки. | Делятся на группы. Отвечают на вопросы учителя. -Камень на площади. Отвечают на вопросы учителя. -Спор. Отвечают на вопросы учителя. -Простой, умный, сообразительный. -Хорошая выдумка. Совместно с учителем оценивают себя и одноклассников. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | - Рассмотрите иллюстрацию. - Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. - В чём заключается главная мысль? А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого. - Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой? - К какому жанру относится это произведение? Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью. Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа: стихи, сказки, пословицы, загадки — интересно и полезно читать детям. В книги, которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне, он включил много сказок, пословиц, загадок. Работа над пословицами (Слайд) - Прочитайте пословицы. - Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни? 1. Сколько голов, столько умов. 2.Сила ломит всё, а ум силу. 3. Мало что хотеть, надо знать да уметь. 4. Ленивые руки, не родня умной голове. 5. Каков мастер, такова и работа. 6. Недаром говорится, что дело мастера боится. | Работают с иллюстрацией. - Важна не столько сила, сколько смекалка. -Инженеров для того, чтобы показать силу и мужика – смекалку. - Произведение «Как мужик убрал камень» является басней. Читают пословицы. - Вторая пословица. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | - Что нового вы сегодня открыли для себя? - Нужны ли сегодня басни? - Ребята, какую задачу мы с вами ставили? - Оцените свою работу на уроке. - Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии». Домашнее задание. (1 мин) -Выразительное чтение басни -Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них; | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу на уроке. Записывают домашнее задание. | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)
материал собержит подробный конспект к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...
Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России
Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознакомить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...