Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по чтению

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,
Планируемые результаты
Предметные: 
Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме.
Уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.
Личностные: воспитание нравственных качеств личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень», ПК, проектор, презентация к уроку.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        8. 11. 2019                                                                                                ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                        ФИ студента: Ефименко Анастасия Петровна

Класс: 4                                                                                                        ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме.

Уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.

Личностные: воспитание нравственных качеств личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень», ПК, проектор, презентация к уроку.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

- Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем,

И  работать начинаем.

Настраиваются на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

- О творчестве какого писателя мы говорили на прошлом уроке?

- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке? (Слайд)

- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?

Работа в парах.

- Угадайте произведение.

- Прочитайте отрывки, обсудите в парах и постарайтесь вспомнить, из какого они произведения. (Слайды с отрывками)

«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась»

«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям»

«Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу».

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было».

- Л. Н. Толстой

-рассказ «Детство»

Высказывают свое мнение.

-Л.Н. Толстой «Прыжок»

-Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

-Л.Н. Толстой «Филиппок»

-Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

- Что объединяет эти произведения?

- Назовите тему урока.

- Верно.

-Эти произведения написал Л.Н. Толстой

-Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– планирование (П);  

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

Первичное восприятие.

- Послушайте произведение

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

Физкультминутка

Чтение текста про себя.

- Отметьте, какие слова требуют объяснения.

- Какие слова показались трудными?

- Объясните значение слов:

 Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

 Порох – взрывчатое соединение или смесь.

 Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,      

 Подле камня – возле.

 Выдумка – вымысел, изобретение.

Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.

Ученики делятся впечатлением.

Читают про себя.

Читают непонятные слова.

Совместно с учителем объясняют значение слов.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– доказательство (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Чтение текста вслух.

Проблемный вопрос

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение?

- Докажите. (Обсуждение в паре)

 

     

- Что означает слово басня?

- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.

- В чём заключается особенность басни?

- Что принято понимать под словом мораль?

- Кто же прав? Постараемся доказать.

-Рассказ; басня

-Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.

Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.  Имеется мораль.    

Отвечают.

-В том, что есть мораль.

-Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.

– подведение под понятие (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Групповая работа

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

  Выборочное чтение 1 части.

- Какие вопросы подготовили?

- Где происходит действие?

- Назовите участников.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Как озаглавили?

Работа над 2 частью.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?

- Что предложил 1 инженер?

- Что предложил 2 инженер?

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

- Как озаглавим?

3 часть.

- Как решил эту задачу мужик?

- Почему ему дали еще 100 руб.?

- Как вы представляете мужика?

- Какими чертами характера обладал мужик?

- Как озаглавили эту часть.

-Давайте оценим работу каждой группы и выставим оценки.

Делятся на группы.

Отвечают на вопросы учителя.

-Камень на площади.

Отвечают на вопросы учителя.

-Спор.

Отвечают на вопросы учителя.

-Простой, умный, сообразительный.

-Хорошая выдумка.

Совместно с учителем оценивают себя и одноклассников.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.

- В чём заключается главная мысль?

А это и есть мораль басни Льва   Николаевича Толстого.

- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

- К какому жанру относится это произведение?

  Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.

Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа: стихи, сказки, пословицы, загадки — интересно и полезно читать детям. В книги, которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне, он включил много сказок, пословиц, загадок.

Работа над пословицами (Слайд)

- Прочитайте пословицы.

- Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки, не родня умной голове.

5. Каков мастер, такова и работа.

6. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Работают с иллюстрацией.

- Важна не столько сила, сколько смекалка.

-Инженеров для того, чтобы показать силу и мужика – смекалку.

- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.

Читают пословицы.

- Вторая пословица.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– подведение под понятие (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Нужны ли сегодня басни?

- Ребята, какую задачу мы с вами ставили?

- Оцените свою работу на уроке.

- Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».

Домашнее задание. (1 мин)

-Выразительное чтение басни

-Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них;

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...