Программа по литературному чтению 1 класс Эльконин-Давыдов
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чтение 1 класс Эльконин-Давыдов | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 1 КЛАССА
(ПРО Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовая база.
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
- Примерная программа по Литературному чтению, автор: Е.И.Матвеева (Сборник примерных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2012, - 384 с.).
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и авторской программы по литературному чтению автора Е.И.Матвеевой.. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Содержание и логика построения предмета «Литературное чтение» определяются закономерностями формирования учебной деятельности. Именно в деятельности создаются благоприятные условия и для решения собственно предметных задач. В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса и т. п.
Место предмета в образовательном процессе
Программа по литературному чтению в 1 классе реализуется в 40 часах (4ч х 10нед).
В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. Разные жанры, предлагаемые ребятам на данном этапе обучения, нужны для того, чтобы дети увидели, как удивителен и разнообразен мир литературы. Все тексты имеют небольшой объем, описывают разные ситуации, их легко воспроизвести. Они подталкивают детей к размышлениям, приемлемы для выразительного чтения и для заучивания наизусть.
Цель и задачи обучения в 1 классе
Цель - формирование читательской компетентности через:
- обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения обучающихся;
- освоение «смыслов» литературного текста;
- открытие разных способов понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных
- способностей обучающихся;
- воспитание культуры восприятия текста;
- стимулирование потребности обучающегося в творческом чтении.
Формы реализации рабочей программы
Образовательный процесс по литературному чтению организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование – место для решения проектных задач;
учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
УМК
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
для ученика:
- Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
для учителя:
- Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е, Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детей
http://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослых
http://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека
http://www.strumishka.ru/ - блог Н. К. Абрамцевой
http://www.slovotvorhestvo.ru/ - сайт «Твори, обучаясь!»
Ожидаемые результаты
Личностные:
- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
- имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
- имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
- имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
Метапредметные:
- считают книгу источником информации;
- читают текст целыми словами;
- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
- выделяют в тексте абзац;
- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
- находят страницу книги по номеру;
- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
- умеют соотносить текст и иллюстрацию;
- участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики).
Предметные:
- имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
- различают прозаический и стихотворный тексты;
- связывают заглавие произведения с его содержанием;
- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
- имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
- определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;
- способны кратко описать образа персонажа;
- имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
Содержание предмета Литературное чтение
Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения.
Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.
Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.
Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.
Фраза и речевое звено в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.
Смысловые части высказывания. Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление его на основе фраз на такты. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.
Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися речевых звеньев и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.
Литературоведческая пропедевтика
Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.
Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.
Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.
Творческая деятельность
Создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование сказки, рассказа). Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Создание «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (на основе предварительной раскадровки). Чтение по ролям. Драматизация.
В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. На данном этапе ученикам специально предлагается «спектр» разных жанров для того чтобы они увидели, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.
Все предлагаемые тексты имеют в основном небольшой объем, описывают разные жизненные и сказочные ситуации, легко воспроизводимы. Они подталкивают к размышлению, оригинальны интонационно, разнообразны по темпу, ритмике, тональности, выразительности. Приемлемы для выразительного интонирования и запоминания наизусть. Большинство поэтически текстов дети легко запоминают в ходе беседы на уроке. На данном этапе изучения текстов мы не ставим задачу освоения специфики определенной жанра, чтобы не разрушить целостного восприятия текста, не помешать детям насладиться искусством словесного выражения.
Произведения, изучаемые на этом этапе, имеют прямое или косвенное отношение к одной общей теме: «Что такое чудо? Как и где его можно обнаружить?» Естественно, что не только эта тема обнаруживается в содержании текстов, с которыми знакомятся ученики, каждое новое произведена представлено как некое чудо, созданное талантом автора.
Характеристика контрольно- измерительных материалов
№ | Вид работы | Проверяемые умения |
1 | Проверочная работа | 1. Читать текст. 2. Делить каждое высказывание текста на речевые звенья. 3. Выделять в каждом речевом звене ключевое слово. 4. Находить слова и выражения, в которых автор выказывает свое отношение к тому, о чем пишет. |
2 | Проверочная работа | 1. Читать текст. 2. Делить каждое высказывание текста на речевые звенья. 3. Выделять в каждом речевом звене ключевое слово. 4. Находить слова и выражения, в которых автор выказывает свое отношение к тому, о чем пишет. |
3 | Проверочная работа | 1. Читать текст. 2. Выделять в каждом речевом звене ключевое слово. 3. Озаглавить текст. 4. Находить слова и выражения, определяющие настроение автора текста. |
4 | Проверочная работа | 1. Читать текст. 2. Выделять в каждом речевом звене ключевое слово. 3. Находить слова и выражения, в которых автор выказывает свое отношение к тому, о чем пишет. 4. Отвечать на вопросы по тексту. |
5 | Итоговая проверочная работа | 1. Читать текст. 2. Выделять в каждом речевом звене ключевое слово. 3. Находить слова и выражения, определяющие настроение автора текста. 4. Пояснять заглавие рассказа. 5. Отвечать на вопросы по тексту. |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Чудеса природы | 12 |
2 | От дождя до радуги | 10 |
3 | Кто придумал чудеса? | 11 |
4 | Сквозь волшебное стекло | 7 |
Итого | 40 | |
Из них: Проверочная работа | 5 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождениецифровые и ЭОР | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||
| |||||||||
3 четверть | |||||||||
1 | 10.03 11.03 12.03 | Образ весны, весеннего листа в стихотворениях М. В. Бородицкой, Я. Л. Акима. | 3 | Интонация, ключевые слова, речевые звенья | Освоение синтагматического чтения. Усвоение понятий «интонация», «автор», «читатель», «герой произведения». Умение различать прозаический и стихотворный тексты. | Умение проводить наблюдения; различать, классифицировать различные виды текстов. Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках. | http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детейhttp://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослыхhttp://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека | ||
2 | 14.03 17.03 18.03 | Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Н. И. Сладкова, Э. Ю. Шима. | 3 | Автор, читатель | |||||
3 | 19.03 21.03 | Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. | 2 | Изобразительные средства | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||
4 четверть | |||||||||
4 | 31.03 1.04 | Образ весеннего цветка в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова. | 2 | Описание, ключевые слова, речевые звенья | Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении. | Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. Умение обосновывать свой выбор. Умение четко и грамотно выражать свои мысли. | |||
5 | 2.04 4.04 | Образ весеннего цветка в стихотворениях П. С. Соловьева, И. А. Бунина и в сказке Г. Х. Андерсена. | 2 | Изобразительные средства, настроение текста | |||||
II. От дождя до радуги. (10 часов) | |||||||||
6 | 7.04 8.04 | Юмористический образ погоды в «детских» стихах. Г. М. Кружков «Пес Прогноз», Ф. Д. Кривин «Мечта». | 2 | Ключевые слова, речевые звенья | Усвоение синтагматического чтения. Усвоение представлений об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме). Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. | Умение проводить наблюдения. Умение оценивать способ чтения в соответствии с предложенными критериями. Умение обосновывать свой выбор. Умение аргументировать своё мнение в развернутом ответе. | http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детейhttp://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослыхhttp://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека | ||
7 | 9.04 11.04 | Образ дождя в стихотворениях С. Я. Маршака и Л. Н. Конырева. | 2 | Иллюстрирование | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||
8 | 14.04 15.04 | Художественное описание дождя в произведениях Б. А. Павлова и Н. К. Абрамцевой. | 2 | Выразительное чтение текста | |||||
9 | 16.04 18.04 | Образ радуги в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова. | 2 | ||||||
10 | 21.04 22.04 | Художественное описание радуги в сказке К. Д. Ушинского и стихотворении В. А. Жуковского. | 2 | ||||||
III. Кто придумал чудеса? (11 часов) | |||||||||
11 | 23.04 | Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте. | 1 | Ключевые слова, речевые звенья | Умение различать прозаический и стихотворный тексты. Умение кратко пересказать эпизод произведения, перечислить события. | Умение проводить первичный сравнительный анализ прозаических и поэтических текстов. Умение выявлять сходства и различия. | http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детейhttp://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослыхhttp://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека | ||
12 | 25.04 28.04 | Образ чудной страны и чудака в стихотворениях И. П. Токмаковой и О. О. Дриза. | 2 | Выразительное чтение | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||
13 | 29.04 30.04 | Образы «чудес» в стихотворениях В. В. Лунина. | 2 | ||||||
14 | 2.05 5.05 | Чудесные превращения в природе и в жизни. Стихотворения Н. А. Кончаловской и О. Е. Григорьева. | 2 | Составление текста по предложенным словам | |||||
15 | 6.05 7.05 | Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В. В. Берестова. Диалог героев. | 2 | Выразительное чтение | |||||
16 | 9.05 12.05 | Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. Рассказ героя от первого лица. | 2 | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | ||||
IV. Сквозь волшебное стекло (7 часов) | |||||||||
17 | 13.05 14.05 | Образ солнечного зайчика и солнечного луча. Способ интонирования радостной песни. Выбор средств для передачи авторского настроения. | 2 | Выразительное чтение | Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении. Умение проводить наблюдения, классифицировать. | Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках. Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. | http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детейhttp://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослыхhttp://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека | ||
18 | 16.05 19.05 | Образ стеклышка в сказке Н. К. Абрамцевой и стихотворении Е. Я. Тараховской. | 2 | Классификация произведений | |||||
19 | 20.05 21.05 | Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя. Ю. И. Коваль «Фиолетовая птица». | 2 | ||||||
20 | 23.05 | Урок-рефлексия. Что я знаю и что умею по литературному чтению. | 1 | Проверочная работа | Письменная самостоятельная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа для 2 класса система РО Эотуонина-Давыдова автор В.В. Репкин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов по учебнику Александровой...
Программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (Эльконин-Давыдов)
Рабочая программа содержит аннотацию, пояснительную записку, тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Эльконин-Давыдов)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.И. Матвеевой....