Программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk_1_klass_rs_elkonina-davydova.docx | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 1 КЛАССА
(ПРО Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовая база.
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
- Авторская программа по русскому языку, автор: С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко (Сборник примерных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2012, - 384 с.).
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и авторской программы по русскому языку, автор: С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Место предмета в образовательном процессе
Программа по русскому языку в 1 классе реализуется в 50 часах (5ч х 10нед).
Специфика курса «Русский язык» состоит в том, что основная задача, отвечающая его предметному конструкту, — усвоение системы понятий науки о языке, овладение способами действий с языковыми единицами и формирование на этой основе мышления и сознания учащихся — подчинена цели формирования коммуникативной компетенции школьников, которая является важной составляющей общих метапредметных компетенций, определяющих успешность ученика в овладении другими предметными курсами начальной школы.
Предмет «Русский язык» представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого закладываются основы языкового мышления, первоначально осваиваются все виды речевой деятельности.
Цель и задачи обучения в 1 классе
Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:
- формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения;
- овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе программой предусмотрено решение следующих задач:
- осознание закономерностей русской графики и орфографии, овладение на этой основе общим способом решения орфографических задач, применяемым для проверки орфограмм в разных значимых частях слова, а также основами пунктуационной грамотности;
- усвоение системы основных понятий науки о языке в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и овладение способами анализа основных единиц языка;
- обучение осмысленному слушанию и правильному осознанному чтению;
овладение действиями говорения и письма: обнаруживать умение отбирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, создавать тексты разных жанров и стилевой принадлежности, демон стрировать достаточный лексический запас, умение строить предложения и текст, соблюдать нормы языка, следовать правилам речевого общения;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ;
- формирование познавательного интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.
УМК
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
для ученика:
- Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 1 класса начальной школы: В 2 ч. — 6-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011Матвеева Е. Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. — 6-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. — 6-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
для учителя:
- Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 1 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
- Тимченко Л.И. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. — 5-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Электронные образовательные ресурсы
Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.
ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Ожидаемые результаты
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка;
- осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям и следование принятым нормам поведения в школе;
- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.
Метапредметные:
- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);
- умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;
- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.
Предметные:
- осознание смыслоразличительной роли звуков;
- овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
- различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;
- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;
- умение различать звуки и буквы;
- умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений;
- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;
- умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь; обозначать на письме звук [й'] с помощью букв я, ю, е, ё;
- умение переносить слова с одной строки.на другую по слогам;
- овладение обобщенным понятием об орфограмме;
- умение писать заглавную букву в именах людей и кличках животных;
- применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также чк, чн, щн, щк\
- умение определять границы предложений в устной речи и на письме,
начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;
- употребление в речи слов речевого этикета;
овладение способом различения слов-названий и служебных слов;
- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;
умение устно составлять 3—5 предложений на определенную тему.
Содержание предмета русский язык 1 класс (50 часов)
Содержание. Роль языка в жизни людей. Язык — средство передачи человеческого опыта, важнейшее средство общения людей. Понятие о родном языке.
Деятельность учащихся на уроке. Объясняют значение языка и речи в жизни людей.
Содержание. Устная и письменная речь. Диалог. Чтение диалога по ролям. Усвоение разных форм обращения к собеседнику. Ознакомление с правилами записи диалога (без слов автора).
Возникновение письменности. Буквенное письмо. Алфавит.
Деятельность учащихся на уроке. Разграничивают виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо. Различают монологическую и диалогическую речь, устную и письменную формы речи.
Содержание. Культура общения. Слова речевого этикета, их роль в речи. Практическое усвоение слов, которые выражают благодарность, просьбу, извинение, а также слов, которые употребляются при встрече и прощании.
Деятельность учащихся на уроке. Употребляют формы обращения к собеседнику в зависимости от ситуации общения, правильно употребляет в собственной речи слова вежливости.
Систематизация изученного в период обучения грамоте (20 ч)
Содержание. Звук и буква. Определение последовательности и качества звуков в слове, отражение их фонематических характеристик (твердость- мягкость, звонкость-глухость) в звуковых схемах и упрощенных транскрипциях; выделение отдельных повторяющихся звуков из потока речи. Слог. Ударение.
Деятельность учащихся на уроке. Объясняют смыслоразличительную роль звуков в речи.
Определяют количество качество звуков в слове путем последовательного интонационного выделения каждого звука. Определяют звук по его характеристике, находят повторяющиеся звуки в стихотворениях, скороговорках.
Характеризуют каждый звук в слове (гласный—согласный, гласный ударный—безударный, согласный звонкий-глухой, парный—непарный, согласный твердый—мягкий, парный—непарный).
Моделируют звуковой состав слова. Составляют звуковые схемы слов,
подбирают слова к заданной звуковой схеме.
Применяют способы определения количества слогов в слове и ударного слога.
Содержание. Правила русской графики. Отображение в буквенной записи звукового состава слова. Работа букв гласных. Работа букв согласных, парных по мягкости-твердости. Различные способы обозначения твердости- мягкости согласных на письме. Способы обозначения звука [й'] на писгьме. Обозначение звука [й'] с помощью разделительных знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Деятельность учащихся на уроке. Моделируют в группах способы обозначения мягкости согласных звуков и обозначения звука [й‘] на письме, д.* С помощью составленных схем решают конкретные задачи выбора букв для обозначения мягкости согласных, а также обозначения звука [й'].
Контролируют в парах последовательность действий при записи слов с; мягкими согласными и звуком [й'] (один ученик — контролер, другой — исполнитель).
Соотносят звуки и буквы, их обозначающие, в словах, где их количество не совпадает.
Содержание. Орфограмма. Понятие об орфограмме. Типы орфограмму изученных в период обучения грамоте: орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами (орфограмма большая буква, перенос слов, интерва-“ лы между словами) и орфограммы, связанные с обозначением звуков буква ; ми (гласные после шипящих и ц, орфограммы чк, чн, ь и ъ разделительные' знаки).
Деятельность учащихся на уроке. Конкретизируют обобщенное понята об орфограмме на различные виды орфограмм, изученных в букварный период, объясняют выбор буквы.
Находят в своей и чужой работе орфографические ошибки, выясняю их причины.
Оценивают круг своих знаний — какие орфограммы они могут объяснить, а какие пока не могут. Учатся оценивать запись товарища и cboi собственную запись.
Группируют изученные орфограммы: работая в группах, составляют таб лицу орфограмм, приводят собственные примеры слов с каждой изученно орфограммой.
Содержание. Работа слова в языке. Способность слова называть. Выде ление слов из патока речи. Слова-названия и служебные слова. Слова рече; вого этикета.
Деятельность учащихся на уроке. Применяют способ выделения ело (самостоятельных и служебных) из потока речи.
Содержание. Работа предложения в языке. Предложение как средство языкового общения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений на заданную тему, по картинке, по вопросам учителя.
Деятельность учащихся на уроке. Сравнивают работу слова и предложения: описывают их роль в языке.
Классифицируют предложения по цели высказывания и интонационной окраске, моделируют разные типы предложений.
Соотносят предложения с заданной моделью и с его заданными характеристиками.
Характеристика контрольно- измерительных материалов
№ | Тема | Вид работы |
1 | Звук и буква. Обозначение звуков буквами | Контрольная работа |
2 | Орфограммы | Контрольная работа |
3 | Работа слов в языке | Контрольная работа |
4 | Работа предложения в языке | Контрольная работа |
5 | Контрольное списывание | Списывание |
6 | Контрольный диктант | Диктант |
7 | Итоговая контрольная работа | Комплексная работа |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Роль языка в жизни людей | 3 |
2 | Слова речевого этикета | 3 |
3 | Устная и письменная речь | 4 |
4 | Способы обозначения звуков буквами в соответствии с нормами русской графики | 9 |
5 | Орфограммы | 11 |
6 | Роль слова в языке | 8 |
7 | Роль предложения в языке | 12 |
Итого | 50 | |
Из них: Контрольная работа Контрольное списывание Контрольный диктант Итоговая контрольная работа | 4 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождениецифровые и ЭОР | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||
3 четверть | |||||||||
Роль языка в жизни людей (3 часа) | |||||||||
1 | 10.03 | Можно ли общаться без языка. Упр. 1-4 | 1 | язык | формулировать вывод по результатам наблюдений; | Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) | |||
2 | 11.03 | Правила списывания. Упр. №5-6 | 1 | умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их | умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами; | ||||
3 | 12.03 | Общение с помощью языка Упр. №7-11 | 1 | родной язык | |||||
Слова речевого этикета (3 часа) | |||||||||
4 | 13.03 | Добрые слова в языке. Упр. №12, 16-21 | 1 | добрые слова | употребление в речи слов речевого этикета | ||||
5 | 14.03 17.03 | Правила записи диалога. Упр. №13-15 | 2 | диалог | |||||
Устная и письменная речь (4 часа) | |||||||||
6 | 18.03 | Речь устная и письменная. Роль письма в жизни людей. Упр. №22;23 | 1 | речь устная и письменная | |||||
7 | 19.03 | Возникновение письменности. Русский алфавит. Упр. №24-27 | 1 | письменность, алфавит | умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений | ||||
8 | 20.03 21.03 | Расположение слов в алфавитном порядке. Упр. №28-30 | 2 | алфавитный порядок | |||||
4 четверть | |||||||||
Способы обозначения звуков буквами в соответствии с нормами русской графики (9 часов) | |||||||||
9 | 31.03 | Работа букв гласных. Упр. №31;32 | 1 | гласный звук, буква | различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые, мягкие звонкие, глухие | различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я и ь; | Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) | ||
10 | 01.04 | Работы букв согласных, парных по твёрдости-мягкости. Упр. №33-35 | 1 | твёрдость-мягкость согласных | |||||
11 | 02.04 03.04 | Обозначение мягкости согласных на письме. Упр. №36-38 | 2 | умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и буквы ь | |||||
12 | 04.04 07.04 | Обозначения звука [й,] на письме. Упр. №38-44 | 2 | обозначать на письме звук [й,] с помощью букв е, ё, ю, я | обозначать звук й по-разному: буквами й, е, ё, ю, я и буквами ь и ъ в зависимос ти от его позиции в слове | ||||
13 | 08.04 | Обозначение звука [й,]с помощью разделительных знаков Ь и Ъ. Упр. №45-46 | 1 | ||||||
14 | 09.04 | Контрольная работа «Звук и буква. Обозначение звуков буквами» | 1 | Контрольная работа | Самостоятельная письменная работа | ||||
15 | 10.04 | Работа над ошибками. | 1 | ||||||
Орфограммы (11 часов) | |||||||||
16 | 11.04 | Запись слов с орфограммами Упр. №46-48 | 1 | орфограмма | писать слова и предложения, содержащие орфограммы, не связанные с обозначением звуков (большая буква, перенос слова, раздельное написание служебных слов со словами-названиями), а также с орфограммами сильных позиций жи-ши, и-ы после ц, ча-ща, чу-щу, чн, чк; | Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) | |||
17 | 14.04 | Орфограмма жи-ши Упр. №49 | 1 | применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, щк | |||||
18 | 15.04 | Орфограммы чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн. Упр. №50-53 | 1 | ||||||
19 | 16.04 | Орфограмма цы-ци. Упр. №54-56 | 1 | ||||||
20 | 17.04 | Орфографичность обозначения мягкости согласных Упр. №57-58 | 1 | ||||||
21 | 18.04 | Орфограмма «Ь после шипящих». Упр. №57 | 1 | ||||||
22 | 21.04 | Орфограмма «о-ё после шипящих». Упр. №60 | 1 | ||||||
23 | 22.04 23.04 | Таблица орфограмм. Упр. №59,61-64 | 2 | ||||||
24 | 24.04 | Контрольная работа «Орфограммы» | 1 | Контрольная работа | Самостоятельная письменная работа | ||||
25 | 25.04 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
Роль слова в языке (8 часов) | |||||||||
26 | 28.04 | Номинативная функция слова. Упр. №64-65 | 1 | овладение способом различения слов-названий и служебных слов называть 3-5 различных слов-названий | Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) | ||||
27 | 29.04 | Слова, называющие предметы, признаки и действия. Упр. №66-69 | 1 | слова-названия предметов, действий, признаков | |||||
28 | 30.04 | Слова, называющие количество. Упр. №70-71 | 1 | слова-названия количества | название количества – это слова, отвечающие на вопрос сколько? | ||||
29 | 01.05 02.05 05.05 | Служебные слова. Слова вежливости. Упр. №72-75 | 1 | служебные слова | |||||
30 | 06.05 | Контрольная работа «Работа слов в языке» | 1 | Контрольная работа | Самостоятельная письменная работа | ||||
31 | 07.05 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
Роль предложения в языке (11 часов) | |||||||||
32 | 08.05 | Выделение предложений в тексте. Упр. №76-79 | 1 | текст предложение | умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки; | вычленять слова из предложения; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; | Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) | ||
33 | 09.05 12.05 | Вопросительные и повествовательные предложения. Упр. №80 | 1 | повествовательныеи вопросительные предложения | |||||
34 | 13.05 | Контрольное списывание | 1 | Контрольная работа | Списывание | ||||
35 | 14.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Самостоятельная письменная работа | ||||
36 | 15.05 | Побудительные предложения. Упр. №81-83 | 1 | побудительные предложения | |||||
37 | 16.05 | Предложения восклицательные и невосклицательные. Упр. №84-85 | 1 | восклицательные и невосклицательные предложения | |||||
38 | 19.05 | Предложения по цели высказывания и по интонации. Упр. №86-90 | 1 | интонация | |||||
39 | 20.05 | Контрольная работа «Работа предложения в языке» | 1 | Контрольная работа | Самостоятельная письменная работа | ||||
40 | 21.05 | Контрольный диктант | 1 | Контрольная работа | Диктант | ||||
41 | 22.05 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
42 | 23.05 | Что я узнал о языке. Чему научился. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа для 2 класса система РО Эотуонина-Давыдова автор В.В. Репкин...
Программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов по учебнику Александровой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (Эльконин-Давыдов)
Рабочая программа содержит аннотацию, пояснительную записку, тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Технологическая карта урока Русского языка «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» (2 класс, Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах при изменении слова. Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и системати...