Урок литературного чтения Бальмонт К.Д. "Снежинка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе при изучении творчества Бальмонта К.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_balmont_snezhinka.odt | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Климкина Е.Е.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11
г. Саров Нижегородской области
Константин Дмитриевич Бальмонт «Снежинка»
(урок открытия нового знания)
Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературных терминов «олицетворение», «сравнение», «метафора», «рифма».
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению
2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
- осознавать и принимать учебную задачу
- оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью таблиц оценивания своей деятельности
- под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия:
1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2) Слушать одноклассников, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4) строить осознанно высказывание в устной форме
Предметные результаты
- научить определять основную мысль произведения
- научить находить в произведении сравнения, метафору и олицетворение
- научить подбирать рифму и чувствовать ритм
- развивать технику выразительного чтения
- грамотно использовать в речи литературные термины
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
- компьютеры (планшеты), 1 ученик – 1 компьютер
- листы самооценивания своей деятельности у каждого ученика
- карточки со словами: я знаю, я умею, я не знаю, я не умею, я научился
- карточки со словами: метафора, эпитет, олицетворение
Авторский комментарий к презентации.
Каждый слайд сменяется по щелчку.
Слайд 1. Не демонстрируется.
Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Отгадай загадки».
Слайд 3. План урока.
Слайд 4. Портрет Бальмонта К.Д.
Слайд 5. Стихотворение «Снежинка».
Слайд 6. Словарная работа.
Слайд 7. Кристаллы.
Слайд 8. Кристаллы.
Слайд 9. Снежинки.
Слайд 10. Физкультминутка.
Слайд 11. Отношение автора.
Слайд 12. Учись читать выразительно.
Слайд 13. Интерактивное упражнение «Подбери рифму».
Слайд 14. Интерактивная викторина.
Слайд 15. Лист самооценивания.
Слайд 16. Ссылки на источники.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Слайд 1. Не демонстрируется.
Ребята, сегодня на уроке мы снова встречаемся с известным поэтом прошлого века, вспомним его стихи и познакомимся с новым стихотворением.
Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Отгадай загадки».
http://learningapps.org/display?v=p4zzhcb0501
Что объединяет все эти загадки? Правильно, они все о зиме. Какие явления природы происходят зимой? Как вы думаете, о каком предмете не было загадки? Послушайте еще одну загадку о зиме.
Что за звездочки такие
На пальто и на платке-
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
Конечно, это снежинка. На уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка» Бальмонта К.Д.
Что вы знаете об этом поэте? (учитель прикрепляет на доску карточки: я знаю, я умею, я не знаю, я не умею)
Какие стихи Бальмонта К.Д. читали?
- Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Что вы знаете об этом поэте? (учитель прикрепляет на доску карточки: я знаю, я умею, я не знаю, я не умею)
Какие стихи читали?
Можно ли сказать, что мы все знаем о Бальмонте?
Можно ли утверждать, что мы читали все его стихи?
Все ребята в нашем классе умеют читать выразительно стихи? Умеем мы сочинять стихи?
Составим план нашего урока.
(ребята высказывают предположения, чем будут заниматься науроке)
Сравните ваши предположения с моим планом.
Слайд 3. План урока.
- Знакомство с творчеством поэта 19 - 20 веков Бальмонта К.Д.
- Анализ стихотворения «Снежинка».
- Что такое эпитеты и метафора?
- Учимся читать выразительно.
- Подведение итогов.
Какие термины для вас незнакомы?
На уроке мы познакомимся с литературными приемами «эпитет» и «метафора».
Слайд 4. Портрет Бальмонта К.Д.
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни провел в деревне Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта. Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
(просмотр видеоролика «Константин Дмитриевич Бальмонт «Снежинка», автор Климкина Е.Е.)
http://youtu.be/tPGk36e0JKg ссылка в Youtube
После просмотра ролика учитель задает вопросы:
Какое настроение возникло у вас после прослушивания?
Какие слова – описания вы услышали?
Какая еще может быть снежинка?
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Снежинка»
(стихотворение дублируется на экране), потом друг - другу.
Слайд 5. Стихотворение «Снежинка».
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Первичная проверка понимания.
Слайд 6. Словарная работа.
Чтобы лучше понять данный текст, рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при чтении.
Какие слова показались непонятными? Соедините стрелками слово и объяснение.
Сохранно – белая двигается очень быстро стремительно
Кристальная
Лазурная высь сохраняет белизну
и чистоту, когда все тают
проносится
прозрачная,
чистая, имеющая
форму кристалла
имеющая цвет лазури,
светло-синяя
Бальмонт называет снежинку «звездой кристальной». Почему?
Звезда – геометрическая фигура, а в природе снежинка похожа на звезду и построена в виде кристалла.
Слайд 7. Кристаллы.
Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально — лёд, в дальнейшем — горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно. Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл.
Слайд 8. Кристаллы.
Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.
Слайд 9. Снежинки.
Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно шесть.
- Физкультминутка.
Слайд 10. Физкультминутка. (танец снежинок под музыку Чайковского П.И. «Времена года. Декабрь»)
Какие слова использует автор для описания снежинки? Прочитайте.
Какими словами он передает движение снежинки? Найдите эти строки и зачитайте.
Какими другими словами можно передать движение снежинки? Подберите свои слова.
Очень часто поэты используют красивые слова – описания для выделения предметов. В основном, это слова, обозначающие признаки предметов. Отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Такие слова называются эпитеты.(показывается карточка)
Чтобы представить картину, описанную автором, прочитаем стихотворение по четверостишиям.
1 четверостишие
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!
Какой эпитет указывает на воздушность снежинки?
Какие эпитеты автор еще использовал?
Прочитайте 2 четверостишие.
Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
Какой эпитет относится к “дороге”? Что значит «бурная»? Что это за дорога для снежинки?
Как преодолевает дорогу снежинка?
Почему так она торопится?
С кем сравнивает поэт снежинку?
Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? (учитель показывает карточку «олицетворение»)
3 четверостишие
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Найдите эпитеты.
В чем умение снежинки?
Бальмонт сравнивает опять снежинку с человеком. Человек сохраняет чистоту души.
Какие слова одушевляют снежинку?
4 четверостишие
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое. Бальмонт использует такой литературный прием, как метафору.
(показывает карточку со словом «метафора»)
Это еще одно художественное средство, с помощью которого автор создает яркий образ снежинки. Метафора – скрытое сравнение, т.е. поэт сравнивает снежинку со звездой, прекрасной, чистой, сверкающей.
5 четверостишие
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Что вы заметили в этом четверостишии? Чем отличаются 1 и 5 четверостишия?
Почему поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? Правильно, пройдя все испытания, снежинка осталась белой и чистой.
Кого имеет в виду Бальмонт, говоря о снежинке? Да, поэт имеет в виду человека, сохранившего чистую душу, пройдя через тяготы и беды.
Слайд 11. Отношение автора.
Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?
- восторг
- жалость
- удивление
- разочарование
- радость
- любовь
- восхищение
- равнодушие
Объясните, как относится автор к снежинке.
- Первичное закрепление. Самоконтроль. ( самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).
Слайд 12. Учимся читать выразительно.
Подготовимся к выразительному чтению. Работаем маркерами на доске. Подчеркните слова с логическим ударением, расставьте паузы, отметим стрелками места, где нужно повысить голос, а где понизить.
Прочитайте стихотворение выразительно, с чувством восхищения снежинкой.
(читают 3-4 ученика)
Слайд 13. Интерактивное упражнение «Подбери рифму».
http://learningapps.org/display?v=poa5rmtvn01 интерактивное упражнение в сервисе LearningApps.org «Подбери рифму»
(каждый работает самостоятельно на своем компьютере, учитель проходит и проверяет, помогает слабым ученикам)
- Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
(Учитель проводит дифференцированную работу: часть детей отвечает на вопросы интерактивной викторины, кто послабее выбирают другое задание – нарисовать рисунок в тетради и придумать небольшой рассказ о приключениях снежинки)
Ребята, я предлагаю ответить на вопросы викторины (используется форма Google – диска)
Слайд 14. Интерактивная викторина «Творчество Бальмонта К.Д.»
https://docs.google.com/forms/d/1W4pTBOT8SWmOEn_HZ-It2GsrwIAnv-5ZthnE2pDxdKU/edit интерактивная викторина
- Рефлексия деятельности. Домашнее задание.
Вернемся к плану урока. Все ли задачи мы выполнили? (дети зачитывают задачи и рассуждают, что запомнили нового и изучили)
Слайд 15. Лист самооценивания
Возьмите листы самооценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте 3 кружка в соответствующих столбиках.
Домашнее задание (по выбору)
- 1 группа –выучить наизусть стихотворение Бальмонта К.Д. «Снежинка»
- 2 группа – придумать небольшой рассказ о приключениях снежинки, нарисовать в тетради иллюстрацию к придуманному рассказу.
- 3 группа – написать свое четверостишие о снежинке
Используемые Интернет – ресурсы:
Изображения:
http://vremyazabav.ru/zanimatelno/zagadki/pro-zimu.html загадки о зиме
http://beloweb.ru/dizayn-sayta/mnozhestvo-sovershenno-besplatnyih-vektornyih-fonov-dlya-vashego-sayta.html шаблон к презентации
http://www.liveinternet.ru/community/1035439/post58994399/ падающий снег. Анимация
http://bygaga.com.ua/vremena-goda/zima/9464-krasivye-kartinki-zima-i-sneg-20-foto.html зимние пейзаж
http://relaxic.net/wp-content/uploads/2010/12/winter-drawings_050.jpg зима в карандаше
http://activeclub.com.ua/modules/gallery/v/Priroda/Winter/winter_41.jpg.html?g2_imageViewsIndex=1 зимний вечер
http://romantic-online.com/uploads/users_images/1/397/494ce20194a62.jpg зимний парк
http://romantic-online.com/uploads/users_images/1/397/494ce1bc825df.jpg голубое небо
http://www.liveinternet.ru/users/3556443/post144391091 снежинки
http://lori.ru/4467052 зимний лес
http://gov.cap.ru/print.aspx?gov_id=423&id=517073 Бальмонт
http://www.isuct.ru/book/publications/culture/balmont/childhood.html биография Бальмонта К.Д.
Упражнения (выполнены автором):
http://learningapps.org/display?v=p4zzhcb0501 интерактивное упражнение в сервисе LearningApps.org «Отгадай загадки»
http://learningapps.org/display?v=poa5rmtvn01 интерактивное упражнение в сервисе LearningApps.org «Подбери рифму»
https://docs.google.com/forms/d/1W4pTBOT8SWmOEn_HZ-It2GsrwIAnv-5ZthnE2pDxdKU/edit интерактивная викторина
Видеоролики:
http://youtu.be/tPGk36e0JKg видеоролик «Бальмонт К.Д.» (выполнен Климкиной Е.Е.)
Звуковые файлы:
http://www.audiopoisk.com/track/4aikovskii/mp3/vremena-goda---vremena-goda--dekabr_/
звуковой файл для зарядки
http://muzofon.com/search/Prelude%20in%20E%20Minor%20Op%2028%20No%204 аудиозапись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" К.Бальмонт. "Снежинка"...
Конспект урока литературного чтения К.Д. Бальмонт "Снежинка"
Урок построен на основе принципов субъективизации Г.А. Бакулиной. В конспекте предлагаются задания, направленые на активизацию речемыслительной деятельности учеников 4 класса....
Урок литературного чтения . К. Бальмонт "Снежинка"
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка» Цели урока: · Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению...
Урок литературного чтения . К. Бальмонт "Снежинка"
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка» Цели урока: · Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению...
Технологическая карта -конспект с приложениями урока литературного чтения.К.Бальмонт.Снежинка.
Материал содержит памятки для работы над выразительным чтением поэтическимх произведений,интересные задания для развития воображения детей и литературного творчества,знакомит с новыми понятиями ...
Урок по литературному чтению "Бальмонт К.Д. "Снежинка""
Разработка урока по литературному чтению с УУД в 3 классе....