К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" К.Бальмонт. "Снежинка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._balmont.__snezhinka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Бальмонт «Снежинка».
Цель урока:
научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности.
Задачи: - повторить и закрепить литературоведческие понятия - эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;
- развивать умение работать с художественным образом слова; выделять образы-символы в поэтическом произведении;
- воспитание любви к родной речи; формировать нравственные качества личности, культуру.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
IОрганизационный момент.
II. Повторение ,проверка д/з
- Вступительная беседа.
Загадка
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
Отгадка
- Это время года вдохновляло многих творческих людей.
Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.
Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.
А поэты посвящали ей свои стихи.
Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт./портрет на доске/
- Ребята, что Вам известно о К.Д.Бальмонте? /один ученик – сведения о поэте /кратко//
2. Проверка д/з
Сейчас мы попробуем составить стихотворение,собирая его по строкам.
/Ученики наугад выбирают полоски листа, на которых напечатано по одной строке. У кого начало стихотворения, выходит к доске, учитель помогает крепить её. Затем выходит ученик, у которого 2-я строка и т.д./
-Какое у нас получилось стих?(«К зиме».)
- Какие приметы зимы описал поэт?
Найдем рифмы.
/ученики читают наизусть стихотворение « К зиме»./
III. Работа над новым материалом.
-В загадке есть такие строки: Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
-О каких пушинках идёт речь? /О снежинках/
- Многие из вас ловили своими ладошками Снежинки и рассматривали их. Какие они?
/ ответы учеников/
- Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что его окружало. Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка».
/Звучит аудио запись стихотворения ./
Работа над стихотворением.
1. Первичное восприятие.
-Как хорошо вы слушали!
- Понравилось вам стихотворение?
- Как вы думаете, как давно К.Д.Бальмонт написал это стихотворение?
Стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как-будто сегодня.
- Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?
- Стихи К.Д.Бальмонта очень певучи и музыкальны.
- Наша с вами сегодня задача, определить какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, лёгкости.
-Давайте вспомним, с какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы?
2.Вторичное восприятие.
Ученики самостоятельно прочитывают стихотворение.
- Какую рифму использовал поэт? /перекрёстную/
1-е четверостишие
-Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки?
- Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт?
/Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/
- Как вы понимаете эпитет чистая?
- Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.
2-е четверостишие
- Какая часть речи появилась?
- Снежинка, появившись на свет начала своё движение.
Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною.
- О какой дороге говорит поэт?
-Какой синоним можно подобрать к слову дорога? /Путь, жизненный путь/
- Снежинка начала свой жизненный путь.
3 и 4-е четверостишия
- Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? Ветер веющий. /веет, дует/
- Что происходит со снежинкой?
Взметается – поднимается высоко вверх.
-Давайте представим, что каждый из вас – Снежинка.
Дует ветер…
IV. Физминутка
/учащиеся прочитывают 3-4 четверостишия и изображают поведение снежинки/
Ветер не смог помешать Снежинке.
V. Продолжение работы над текстом
5-е четверостишие
-О чём говорит поэт?
- Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.
-В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.
6-е четверостишие
- Какие эпитеты относятся к Снежинке?
- В чём её умение?
- Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?
В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.
- Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?
7-е четверостишие
- Какова тема этого четверостишия? (Конец жизни.)
- Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу,
преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.
- Какой видит поэт снежинку, как называет её?
Звезда кристальная- всё преодолела, но осталась чистой
- Какое это средство художественной выразительности? Метафора.
8-е четверостишие
- Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие.
1-е – начало пути, появление на свет, рождение;
последнее – конец жизненного пути.
- Какой видит поэт снежинку?(Сравнение эпитетов)
- Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой.
- С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?
- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?
( в начале – восхищается; в конце – грустит).
VI.Вывод.
- Какова тема стихотворения К.Д.Бальмонта «Снежинка»?
- Какие же средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, лёгкость Снежинки? /правильно подобранные эпитеты, рифма, метафора/.
- Какое главное средство худ. выразительности ?
За реалистическим образом может быть скрыт символический образ.
Олицетворение.
С кем же олицетворяет поэт Снежинку? /с человеком/.
Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.
VII.Дом. задание:
выр.чт, рабочая тетр. – стр.20 зад. 1,2,3.
творч .задание – нарисуй свою снежинку, напиши небольшое стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".
Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
Урок литературного чтения. 2 класс. Перспективная начальная школа
Литературное чтение. Тема: Дж.Родари "Приезжает дядюшка белый медведь"...
Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена в программе Notebook 10.К...
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока: С.Михалков « В снегу стояла ёлочка»Предметная область литературное чтение Класс 2-йЗадачи урока....
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...