К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Карелина Марина Михайловна

Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"  К.Бальмонт. "Снежинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._balmont.__snezhinka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

К.Бальмонт «Снежинка».

Цель урока:

 научить работе над словом, понимать художественный текст с точки                       зрения содержания, художественных средств выразительности.

Задачи: - повторить и закрепить литературоведческие понятия - эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;

               - развивать умение работать с художественным образом слова; выделять  образы-символы в поэтическом произведении;

               - воспитание любви к родной речи; формировать нравственные качества личности, культуру.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

 IОрганизационный момент.

II. Повторение ,проверка д/з

  1. Вступительная беседа.

Загадка

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки –

Над миром пушинки.

Отгадка

                       - Это время года вдохновляло многих творческих людей.

Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.

Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.

А поэты посвящали ей свои стихи.

Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт./портрет на доске/

- Ребята, что Вам известно о К.Д.Бальмонте? /один ученик – сведения о поэте /кратко//

2. Проверка д/з

Сейчас мы попробуем составить стихотворение,собирая его по строкам.

/Ученики наугад выбирают полоски листа, на которых напечатано  по одной  строке. У кого начало стихотворения, выходит к доске, учитель помогает крепить её. Затем выходит ученик, у которого 2-я строка и т.д./

-Какое у нас получилось стих?(«К зиме».)

 - Какие приметы зимы описал поэт?

Найдем рифмы.

/ученики читают наизусть стихотворение « К зиме»./

III. Работа над новым материалом.

-В загадке есть такие строки: Тряхнёт перинки –

                                                                                      Над миром пушинки.

-О каких пушинках идёт речь? /О снежинках/

- Многие из вас ловили своими ладошками Снежинки и рассматривали их. Какие они?

/ ответы учеников/

- Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что его окружало. Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка».

/Звучит аудио запись стихотворения ./

Работа над стихотворением.

1. Первичное восприятие.

-Как хорошо вы слушали!

- Понравилось вам стихотворение?

- Как вы думаете, как давно К.Д.Бальмонт написал это стихотворение?

Стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как-будто  сегодня.

- Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

- Стихи К.Д.Бальмонта очень певучи и музыкальны.

- Наша с вами сегодня задача, определить какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, лёгкости.

-Давайте вспомним, с какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы?

2.Вторичное восприятие.

 Ученики самостоятельно прочитывают стихотворение.

- Какую рифму использовал поэт? /перекрёстную/

1-е четверостишие

-Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки?

- Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт?

/Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/

- Как вы понимаете эпитет чистая?

- Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.

2-е четверостишие 

- Какая часть речи появилась?

- Снежинка, появившись на свет начала своё движение.

Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною.

- О какой дороге говорит поэт?

-Какой синоним можно подобрать к слову дорога? /Путь, жизненный путь/

- Снежинка начала свой жизненный путь.

3 и 4-е четверостишия

- Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? Ветер веющий. /веет, дует/

- Что происходит со снежинкой?

Взметается – поднимается высоко вверх.

-Давайте представим, что каждый из вас – Снежинка.

Дует ветер…

IV. Физминутка

/учащиеся прочитывают 3-4 четверостишия и изображают поведение снежинки/

Ветер не смог помешать Снежинке.

V. Продолжение работы над текстом

5-е четверостишие 

-О чём говорит  поэт?

- Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.

-В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.

6-е четверостишие

- Какие эпитеты относятся к Снежинке?

- В чём её умение?

- Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?

В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.

- Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?

7-е четверостишие

- Какова тема этого четверостишия? (Конец жизни.)

- Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу,

преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.

- Какой видит поэт снежинку, как называет её?

Звезда кристальная- всё преодолела, но осталась чистой

- Какое это средство художественной выразительности? Метафора.

8-е четверостишие 

- Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие.

1-е – начало пути, появление на свет, рождение;

                              последнее – конец жизненного пути.

- Какой видит поэт снежинку?(Сравнение эпитетов)

- Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

- С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?

- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?

( в начале – восхищается; в конце – грустит).

VI.Вывод.

- Какова тема стихотворения  К.Д.Бальмонта «Снежинка»?

- Какие же  средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, лёгкость Снежинки? /правильно подобранные эпитеты, рифма, метафора/.

- Какое главное средство худ. выразительности ?

За реалистическим образом может быть скрыт символический образ.

Олицетворение.

С кем же олицетворяет поэт Снежинку? /с человеком/.

Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.

VII.Дом. задание:

выр.чт, рабочая тетр. – стр.20 зад. 1,2,3.

творч .задание – нарисуй свою снежинку, напиши                                 небольшое       стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Урок литературного чтения. 2 класс. Перспективная начальная школа

Литературное чтение. Тема: Дж.Родари "Приезжает дядюшка белый медведь"...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...